Материал на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
презентация по окружающему миру по теме

Грицакова Алла Дмитриевна

Доклад и презентация, подготовленные к семинару "Экологическое образование дошкольников в интересах устойчивого развития".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель МКДОУ«Краснобратский детский сад» Грицакова А.Д. 2017 г.

Слайд 2

Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.

Слайд 3

Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Слайд 4

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры .

Слайд 5

Задачи экологического воспитания: 1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка . 2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями . 3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Слайд 6

Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию: • познавательно-развлекательное; • практическое; • исследовательское; • природоохранное.

Слайд 7

Основополагающие принципы работы по экологическому воспитанию: Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип регионального компонента. Принцип научности и доступности понятий. Принцип «спирали ». Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе. Принцип индивидуализации . Принцип систематизации и последовательности. Принцип безопасности . Принцип интеграции.

Слайд 8

Формы работы по экологическому воспитанию : НОД; игра; прогулки; наблюдения; опыты и эксперименты; чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы-описание и т. п.; практическая деятельность в природе (труд , экологические акции , игровые методы и игра); практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии; проектная деятельность; изобразительная деятельность с отображением природы; развлечения, вечера досугов; театрализация ( экологические сказки и т. д.); выставки (детское творчество).

Слайд 9

Экологический паспорт – это документ, характеризующий экологическую обстановку территории, а также готовность ДОУ к экологическому воспитанию детей. Целью создания экологического паспорта стало желание узнать, какие факторы окружающей среды детского сада воздействуют на современного дошкольника.

Слайд 10

В результате составления экологического паспорта нами были выполнены следующие задачи : Проведена оценка готовности ДОУ к работе по проблеме экологического образования. Осуществлена оценка экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. Проведена оценка состояния территории ДОУ и прилегающей территории. Выделены перспективы развития экологического образования в ДОУ. Созданы благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ. Привлечено внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

Слайд 11

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя два блока. 1 блок – работа с детьми . Задача : повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание . 2 блок – работа с родителями . Задача : повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.

Слайд 12

Уголок природы

Слайд 13

Фигурки животных Уход за комнатными растениями

Слайд 14

Детские книги о природе

Слайд 15

Мини-огород на подоконнике

Слайд 16

Наблюдение за природой

Слайд 18

Исследовательская работа

Слайд 19

Дидактические игры и развлечения

Слайд 20

Экологическая тропа. Фитонцидный уголок

Слайд 21

Работа с родителями. Поделки из бросового материала

Слайд 22

Акция «Покорми птиц зимой»

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд 2.

Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.

Слайд 3.

Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Слайд 4.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Слайд 5.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Слайд 6.

Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:

• познавательно-развлекательное;

• практическое;

• исследовательское;

• природоохранное.

Слайд 7.

Основополагающими принципами работы воспитателей нашего детского сада по экологическому воспитанию являются:

Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы.

Принцип наглядности. На занятиях используется наглядный и раздаточный материал – как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку.

Принцип регионального компонента – изучение природы родного края.

Принцип научности и доступности понятий – естественно-научные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» – дети возвращаются из года в год к одним и тем же темам по восходящей: от простого к сложному, т. е. углубляя и расширяя свои представления об окружающем мире.

Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе - отбор знаний о природе производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей.

Принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

Принцип систематизации и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, с использованием всех видов деятельности, в конце года проводится итоговое занятие.

Принцип безопасности – формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

Слайд 8.

В ДОУ применяются следующие формы работы по экологическому воспитанию:

  • НОД;
  • игра;
  • прогулки;
  • наблюдения;
  • опыты и эксперименты;
  • чтение художественной литературы, беседы, проблемные вопросы, рассказы-описание и т. п.;
  • практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии;
  • проектная деятельность;
  • изобразительная деятельность с отображением природы;
  • развлечения, вечера досугов;
  • театрализация (экологические сказки и т. д.);
  • выставки (детское творчество).

 Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка, прогнозирование и учет состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, территории на которых они расположены, слабо озеленены и в большей степени подвержены загрязнению воздуха, в связи с высокими автотранспортными нагрузками, а так же выбросами промышленных предприятий. Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на здоровье детей.

В ходе работы над решением экологических вопросов нами был разработан экологический паспорт ДОУ.

Слайд 9.

Экологический паспорт – это документ, характеризующий экологическую обстановку территории, а также готовность ДОУ к экологическому воспитанию детей.

Целью создания экологического паспорта стало желание узнать, какие факторы окружающей среды детского сада воздействуют на современного дошкольника.

Слайд 10.

В результате составления экологического паспорта нами были выполнены следующие задачи:

  1. Проведена оценка готовности ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
  2. Осуществлена оценка экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
  3. Проведена оценка состояния территории ДОУ и прилегающей территории.
  4. Выделены перспективы развития экологического образования в ДОУ.
  5. Созданы благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
  6. Привлечено внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

Слайд 11.

Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя два блока.

1 блок – работа с детьми.

Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.

Слайд 12.

В каждой группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей от младшей до подготовительной группы. Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.

Слайд 13.

В этих уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.

В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускающими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в групповых комнатах представлены пластмассовые и резиновые фигурки животных, которые дошкольники могу брать в руки без причинения вреда своему здоровью.

Слайд 14.

В уголках природы размещены детские книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и фауны. В старшей и подготовительной группах собраны гербарии, коллекции камней, семян.

Слайд 15.

В уголках природы на подоконниках расположились мини-огороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течение лета дети всех возрастных групп имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.

Слайд 16.

Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними. А также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе.

Слайд 17.

В осенний период на участке дети собирают листья ирги, клена, смородины, спиреи, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий, который оказывает помощь в распознавании пород деревьев и кустарников. С наступлением холодов дошкольники совместно с воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.

Слайд 18.

Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.

Опыты проводятся в старших группах, а в младшей и средней используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Слайд 19.

В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду занимают соответствующие возрасту дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.

Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.

Слайд 20.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов.Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений.

На территории ДОУ есть фитонцидный уголок – это оздоровительный участок  на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

(Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные).

Фитонцидный уголок это живая «ширма» из фитонцидных растений (сосна, сирень, лиственница, можжевельник, мята и др.), защищающих участок от выбросов проезжей части дороги.

На данном участке проводятся специальные занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают аромат фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик.

Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности.

Слайд 21.

2 блок – работа с родителями.

Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники.

Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:

Слайд 22.

1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного материала);

2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

3) «Чистое утро» (уборка территории).

Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать положительное отношение к природе.

Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:

• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 23.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"....

Материал по теме «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Профессор, доктор медицинских наук Ю. Ф. Змановский дал определение здорового ребенка: «Здоровый ребенок дошкольного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятн...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Доклад на тему: "Экологическое сознание у детей дошкольного возраста."

Экологическое сознание у детей дошкольного возраста....