Доклад на тему: "Экологическое сознание у детей дошкольного возраста."
учебно-методический материал (старшая группа)

Бруева Олеся Владимировна

Экологическое сознание у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    детский сад №218

«Экологическое сознание у детей дошкольного возраста»

                          (доклад на совете педагогов)

                                                                                                        Февраль 2022 г.

                                                                                         Воспитатель Бруева О.В.

                                                         Ульяновск

                                                    2022

Развитие элементов экологического сознания у дошкольников.


Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

«Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Экология– это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.

Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности. И родители, и педагоги должны с раннего детства учить детей любить природу, уметь восхищаться её красотой, внести свою посильную лепту в дело сохранения и приумножения богатства природы.

Дошкольный возраст –самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно -экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому так важна роль воспитателя в формировании у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитании сопереживания с ней.

Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического сознания.

Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, ходим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обломал кустарники. Почему? Да потому, что мы не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за их ростом, ухаживать за ними.

Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Главное в моей деятельности – совместная работа с детьми. Помочь ребёнку открыть для себя мир природы, научить любить, понимать и беречь его, познать свой организм и научиться беречь своё здоровье – вот основные направления, которые я определила в экологическом воспитании детей. Действенная любовь, настоящая забота о природе и своём здоровье возникает лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой, познают свой организм, когда это общение направлено взрослыми.

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГОС предполагают, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

Поэтому мы стараемся использовать в своей работе разнообразные методы и приёмы.:

Чтобы создать эффективную систему экологического сознания в нашем детском саду, основанную на интегрированном подходе, мы реализовываем образовательный процесс через разные виды деятельности ребёнка: наблюдение, экспериментирование, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

В своей работе я использую следующие формы и методы.

-наблюдение в природе;

- работа в уголке природы, включая огород на окне;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- работа в огороде, на клумбе;

- занятия;

- дидактические игры;

- ознакомление с художественной литературой;

- участие в конкурсах;

- работа с родителями;

- методическая деятельность.

Проводимая мной работа по воспитанию интереса детей к живой природе связана со всеми видами детской деятельности.

В работе я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Непосредственно образовательная деятельность решает задачу передачи первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека: ознакомление с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Систематически провожу работу с детьми по экологическому воспитанию, как на занятиях, так и вне занятий. Каждое последующее занятие строю на основе ранее полученных знаний. Например, в младшей группе дети познают себя, в средней группе начинают осваивать правила поведения в природе, дома, во дворе, а к старшему возрасту они начинают делать осознанные выводы о своих действиях в различных ситуациях, оценивают свои поступки и поступки товарищей, осознают что человек должен жить в союзе с природой, что он зависит от состояния окружающей среды.

В детском саду я знакомлю ребят с природными явлениями, происходящими в разное время года. На основе приобретённых знаний у них формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожение растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Дети обладают знаниями о природе, но эти знания формируются стихийно, под влиянием телевидения, литературы, мультфильмов. Полноценные же понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Я считаю, что воспитание интереса дошкольников к живой природе должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, в это время я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Особенно важными для общения детей с природой, я считаю промежутки между занятиями и обедом, и вечернее время после полдника потому что они чаще отводятся под прогулку на участке - это основное время для общения детей с живой и неживой природы.

Правильное педагогическое общение с детьми в эти моменты имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение с детьми, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребѐнок затрудняется.

Экологические знания и навыки дети также получают во время прогулок, экскурсий, чтения различной литературы о природе, изобразительных и музыкальных занятий, рассматривания картин, игр, игровых упражнений и труда в природе. Например, на музыкальных занятиях дети поют песни о разных временах года. В рисунках отражаем неповторимую красоту природы, Любимые игры детей: «Когда это бывает», «Летает, не летает», «Узнай по описанию», «Что в природе бывает круглым...», «Что в природе бывает зеленым...», «Назови одним словом».

Детям нравится играть и заниматься с природным материалом, поэтому мы на прогулке с детьми любим собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материалы для поделок. Каждый год в нашей группе проводится конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанную вместе с родителями. В этом году мы провели конкурс "Какие краски, осени!" и "Чудесные превращения"

Экологическое воспитание — это ещё и здоровый образ жизни детей.

На занятиях провожу физкультминутки для того, чтобы дети не переутомлялись, были работоспособны.

Малышей в процессе ННОД знакомлю с игрушками, учу действовать с ними, слушать потешки («коза – рогатая», «совушка- сова»…) сказки («Курочка – ряба», «Теремок». «Репка»), прочитав сказку «Репка» дети знакомятся с домашними животными, в сказке «Курочка ряба» с домашними птицами. Провожу с ними подвижные игры « Курочка и цыплята», «Лохматый пес», и т.д

В средней группе ребенок уже в жизни учится наблюдать за живой и неживой природой. Поэтому знакомилю детей с животными разных климатический зон, особенностями их внешнего вида, ( «Угадай по описанию», «Чей детеныш», …) и их умением приспосабливаться к условиям жизни ( «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Угадай животных»..)

В средней группе увеличивается количество вопросов, возрастает потребность получить ответ экспериментальным путем, появляются первые попытки работать самостоятельно. Поэтому провожу с детьми эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. («Почему тает снег», « «Направление ветра»…)

Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Пусть участие дошкольника будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции. Чтобы закрепить эту основу, я постоянно пополняю опыт участия детей в общих делах, упражняю их в нравственных поступках.

Знакомя детей дошкольного возраста с окружающим миром, необходимо учитывать, что каждое следующее занятие дети получают на основе предыдущего. Поэтому работа начинается в младших группах, где ребёнок познаёт себя, интересуется игрушками, знакомится с сезонными изменениями в природе. В средней группе ребёнок уже исходя из знаний, полученных о себе, начинает осваивать правила ( «опасные ситуации на улице, дома, во дворе ). Познаёт тайны «Большого» мира природы, учится наблюдать, заботиться о животных и растениях. Знакомится с различными материалами и их свойствами. А к старшей группе ребёнок уже осознаёт связь человека и природы, оценивает поступки, делает выводы, что человек должен жить на планете Земля в союзе с природой.

Организация предметно – развивающей среды по экологическому воспитанию.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В своей группе я постаралась создать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

С этой целью в нашем ДОУ была создана следующая развивающая экологическая среда

уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);

растительный мир на участке(огород, сад и цветочные клумбы);

учебно-наглядные пособия;

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в нашей группе были созданы необходимые условия:

подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

подобраны иллюстрации;

создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений);

создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

собраны материалы для игр с песком и водою.

Создавая предметно-развивающую среду я придерживалась трех принципов:

активности, побуждающей к действию;

стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется;

комфортности – всем удобно.

Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

Решая эту задачу, в группе организовала образовательную, развивающую, экспериментальную, игровую и эстетическую зоны.

Образовательная зона включает набор наглядно-демонстрационного материала, с которым дети занимаются.

Развивающая — содержит настольно-печатные игры, игры по развитию мелкой моторики.

Игровая — сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры экологического характера.

Экспериментальная -содержит материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать. (экологическая лаборатория, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, лупы, песочные часы и т. д.)

В группе на удобных стеллажах находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В книжном центре знакомлю детей с художественной литературой о природе России, и природой родного края. В книжном уголке мои дети с огромным удовольствием рассматривают книги о природе. Соприкосновение ребенка с природой затрагивает все струнки его души, дает ему только положительные эмоции, а это так важно в процессе воспитания у детей доброты, внимания, отзывчивости ко всему живому.

В уголке по изобразительной деятельности дети отражают свои впечатления о природе в рисунках и использовании бросовых материалов в изобразительной деятельности.

Это способствует развитию творческих способностей детей используя нетрадиционные техники в изодеятельности с использованием природных и бросовых материалов.

Организация изобразительной деятельности при работе с природными и бросовыми материалами. Самый простой печатный материал — картофель. Для создания разных оттисков можно использовать печати, которые изготавливаются из любого материала, например: моркови, пробок , крышек, слегка подвяленные, но не пересушенные листья; все это окрашиваем гуашью и делаем оттиски на фоне. Получается орнамент, пейзаж или какой-нибудь другой образ.

Играем с детьми всевозможными предметами, на которые нанесена краска, оставляя на бумаге следы. Необходимо угадать, чей след.

Детям очень нравится выполнять аппликации с использованием сухих листьев, цветов, различных круп и семян начиная со средней группы, усложняя задания в старшей и подготовительной.

Со старшими ребятами часто использую "Чудо-аппликацию" в технике обрывная мозаика.. Берем картон с крупным изображение какого либо животного или предмета. Можно взять глянцевые журналы или цветную бумагу. Отрываем от бумаги (журнала) клочки размером не более 1х1см нужного цвета и наклеиваем на основу с рисунком так, чтобы в итоге залепить всю картонку. Работа аналогична японскому искусству, суть которого тоже сводилась к изготовлению картин из кусков крашеной рисовой бумаги.

В технике проступающий рисунок любят рисовать малыши. Под лист бумаги положить листочек с любого дерева, силуэт предмета и т.д. . Боковой стороной воскового карандаша (свечой) натереть бумагу, чтобы проступил фактурный рисунок. Со старшей группой мы заливаем наш проступающий рисунок акварелью, чернилами контрастного цвета или гуашью, разбавленной водой.

Вовремя прогулок мы с детьми рисуем на песке палочками выбирая тему рисунка соответственно теме прогулки, а также мелками на асфальте не зависимо от возраста.

Лепим животных, птиц, овощи, фрукты.

Мною были проведены выставки детских работ по темам: «Осень, осень в гости просим», «Здравствуй, Зимушка - зима».

В группе оформлен живой уголок, который содержит растения подобранные для детей данного возраста. Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. Дети наблюдают за цветущими растениями, ростом лука на подоконнике, за ветками деревьев в вазе.

Возможность каждый день ежеминутно соприкасаться с объектами природы, направляет внимание детей на рост и развитие растений, ухаживая за ними, формируя у них экологические знания, но самое главное — это добрые чувства.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть еѐ красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает календарь природы.

Большое значение в экологическом развитии детей я придаю  экскурсиям.

На экскурсиях знакомлю детей с многообразием органического мира, проводим с ними наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии я уделяю организации деятельности детей: Приучаю детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

1 заповедь: соблюдение тишины (Л.П. Симонова).

2 заповедь: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).

3 заповедь: внимательность ( учу находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Прогулкии экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках росы и т. д. На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, листья, вода, снег).

Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растѐт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Вертушки", "Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Ребята на клумбе ухаживали за цветами: помогали поливать, производили сбор семян. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

В работе с детьми по экологическому воспитанию я уделяю большое внимание развитию коммуникативной сферы ребенка. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости.

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического сознания являются игры.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши знакомятся с окружающим миром. Я использую игры экологического содержания, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил я управляю игрой, процессом познавательной деятельности, поведением детей.

Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «С какого дерева лист», «Угадай, что съел», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чьи следы?»и т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. Дети любят играть и в словесные игры »Живая и неживая природа», «Кому что нужно», « Отгадай-ка».

Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездки с родителями на природу или знакомство с колхозной фермой, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций) .

В игровых обучающих ситуациях стараюсь использовать кукольные персонажи: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, я использовала такую игровую обучающую ситуацию как “Осмотр растений доктором Айболитом”. Айболит “выписывает рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора, в зависимости от ситуации, очень часто мы играем в игры - импровизации- это игры-перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения, чаще всего в младшей группе где дети становятся то воробышками, то кошками и зайчиками, то молчаливыми рыбками.

Со старшими детьми использую игры с элементами драматизации, где они перевоплощается в животное или растение и рассказывает от его лица. Например "Я осенняя березка" или "Я картошка" и т д.

Игры-перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после наблюдений.

Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического.

Сейчас, в экологическом воспитании, много игр нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это - игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты.

Во время опыта дети ведут наблюдения, сравнивают объекты, Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т.к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Опыты провожу чаще всего в старших группах, а в младшей и средней использую отдельные поисковые действия.

Кроме рассмотренных выше, существует еще очень много разных инновационных форм экологического образования, которые помогают формировать экологические знания и которые являются обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это - путешествия, экологические тропы, экологические сказки.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании дети подготовительной группы мы проводили конкурс на лучшую авторскую сказку о животных. Как блестели глазки ребят когда их сказки читали родители, как они радовались своим историям. Эти сказки помогли нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, она не оставляет равнодушными. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают.

У нас в группе есть подборка стихов по временам года, загадки. прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми я провожу беседу, задаю вопросы. Я радуюсь когда вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А они не замерзнут?", "А почему ему не помогли?", "А как заяц становится белым?" и т.д. Для меня очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать у них ответные чувства.

Работа с родителями

Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Только опираясь на семью, мы сможем решить главную задачу - воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями я использовала традиционные формы(консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, деловые игры, дискуссии).

Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Таким образом, я выбрала несколько тем наиболее интересных для родителей. “Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка” и "Комнатные растения в доме их вред и польза"

Очень эффективным средством оказались информационные памятки, где давалась информация о темах прошедших занятий по ознакомлению с природой .

Кроме того ежеквартально организовывались тематические выставки: “Дары осени”, “Птичья столовая”, “Новогодние и рождественские праздники”.

Вывод:

Проблема экологического сознания и воспитания будет существовать, пока существует наше общество. И правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.

Конечная цель экологического сознания – ответственное отношение к окружающей среде. Современные тенденции развития экологического сознания в практике показывает, что оптимальные возможности для становления экологической культуры дошкольников представляет собой смешанная модель, при которой все формы и методы работы с дошкольниками сохраняют свои специфические цели. Таким образом, экологизация является не одно предметной, а смешанной. Экологическое сознание с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно быть стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки дошкольников. Экологическое воспитание проходит поэтапно и сохраняет принцип непрерывности. Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание, мы должен отказаться от ряда традиционных установок.

Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Формирование правового сознания у детей дошкольного возраста"

В результате работы в рамках данного проекта мы решаем следующие задачи:повышение логико-нормативного правосознанияповышение эмоционально-образного правосознанияповышение поведенческого правосознания....

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Значение опытно-поисковой деятельности в развитии экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое по...

Доклад на педагогическом совете "РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Непосредственно — образовательная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ Современная дошкольная педагогика придает большое значение НОД: несомненно, она ...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование толерантного сознания у детей дошкольного возраста»го сознания у детей дошкольного возраста»

В детском саду понятие толерантность не дается, чаще встречаются такие понятия как дружба, сострадание, любовь, понимание и мир. Эти понятия являются компонентом толерантности. Толерантность - тема зл...