"Лесной доктор"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Организованная образовательная деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnoy_doktor.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №29

         

Непосредственно-образовательная  деятельность

с  детьми старшего дошкольного  возраста

образовательная область  «Познание»

Тема: «Лесной доктор»

                                                            Воспитатель: Фендель Галина Николаевна

                                                                                    Первая категория

                                                                                    Стаж  работы 20 лет

                                                                                       

                                                         д. Каменка

Октябрь 2013г.

Интегрированная организованная образовательная деятельность познавательно-речевого  направления с детьми старшей группы

Тема: «Лесной доктор».

Цель: Формировать экологические представления у дошкольников. Дать представления о «лесном докторе» - дятле.

Задачи:

Образовательная: Уточнить знания детей о дятлах. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу. Формировать представления о природных взаимосвязях.

Развивающая: формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать  память, фантазию и умение отгадывать загадки. Упражнять детей в разукрашивании силуэтов птицы.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к миру природы.

Активизация словаря: Дятел, «лесной доктор», пёстрый, расщелина.

Материал: иллюстрации с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука дятла, еловые и сосновые шишки, макет дерева - ель, на каждого ребёнка – вырезанные из бумаги силуэты дятла и цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «художественное творчество» (рисование), «коммуникация», «художественная литература», «физическая культура».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о дятле. Рассматривание альбома «Птицы родного края», рассматривание деревьев во время экскурсий.

Ход:   (Дети свободно располагаются на ковре после завтрака и                

           гигиенических процедур)

                          (Звучит аудиозапись с голосами птиц).

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?(Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы. (Пение птиц, шум леса).

Воспитатель: (Приглашаю детей сесть на стульчики полукругом вокруг стола).

-А скажите мне пожалуйста, как птицы «переговариваются»? (Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы. (Криком, пением). В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поёт или кричит. Но одну птицу всегда легко узнать. (Включаю аудиозапись стука дятла)

Кто это стучит? (Ответы детей). Правильно, дятел.

                              (Выставляю на мольберт изображение дятла)

Воспитатель: - Это большой пестрый дятел. (Прошу повторить детей). Почему его так назвали? (Выслушиваю предположения детей). У него пёстрые – чёрные и белые – перья на крыльях, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук?

Пальчиковая гимнастика:  (Дети стучат кончиками пальцев по столу, стараются подражать стуку дятла).

Воспитатель: - Конечно, звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? (Выслушиваю предположения детей. Вспоминаем, как на прогулке видели дерево, которое было всё в дырочках).

Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем, что нам хочет рассказать дятел.

Показ настольного театра.

                     По деревьям я скачу,

                        Проверяю их, лечу.

                        Клювом я стучу: тук-тук.

                        Где тут, где тут вредный жук?

                        Попади мне на обед,

                        Кто нанёс деревьям вред!

Воспитатель: - Дятел ползёт по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (Выслушиваю предположения детей). У него сильные лапки  и острые когти, и опирается он на дерево хвостом. (Рассказ сопровождаю показом иллюстрации).

Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведёт голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный, клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Поэтому его называют «лесным доктором». (Прошу детей повторить и запомнить словосочетание).

Воспитатель: - Ребята, дятел подвижная  и активная птица. И он нас приглашает с ним поиграть. (Дети свободно располагаются на ковре. А я незаметно для детей сажаю дятла на ель).

Динамическая пауза.

 Дятел наш не устает,                          И. п. – о. с. руки в стороны, вверх, вниз,                  

 Целый день в работе,                         наклоны головы вперед.

Он личинок достает

 Клювом много сотен.

 Дятел, дятел, не стучи –                  Руки согнуты в локтях, ладошки вперед; ноги в                    

 Квакают лягушки                              стороны, имитация прыжков лягушки.

 Дятел, дятел, замолчи –                Дети закрывают ладонями уши; наклоны в стороны

 Заболели ушки.

 Лучше, дятел, полетай,                 Пальцы к плечам, круговые движения вперед локтями: 4    

 Над ночным болотом,                   раза вперед, 4 раза назад.  Приседания, руки под щеку.                

 Отдохнуть лягушкам дай-            Покачивания.

 Ночью спать охота.

 Сосны сердятся в бору:                 Движения руками влево, вправо над

Стук не без причины –                   головой. Наклоны туловища в стороны с  

Загляните под кору,                        поднятыми вверх руками.

Сколько там личинок!

(После разминки приглашаю детей к макету ели, под которой лежат шишки с семенами).

 

( Показ шишек с семенами)

Воспитатель: - Ребята, смотрите. Пока мы с вами играли, наш дятел пообедал. Оказывается, он питается не только насекомыми, но ещё и семенами из еловых и сосновых шишек. Берёт он в клюв шишку, вставляет её в расщелину дерева  и выклёвывает семена. (Прошу детей проговорить и запомнить слово расщелина).

Весной под деревом, где  дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица обитает во всех леса, но ей очень нравится жить, где растут сосны или ели. Почему она не живёт там, где нет леса? (Выслушиваю предположения детей). (Там нечем кормиться).

Воспитатель: - Ребята, наш гость приготовил загадки и нам нужно их отгадать.

1.Не маляр, не плотник, а лесной работник. (дятел)

2.Я по дереву стучу.

  Червячка добыть хочу,

  Хоть и скрылся под корой.

  Всё равно он будет мой! (дятел)

3. В пёстрой одежонке,

    В красненькой шапчонке

    По лесу летает,

    В барабан играет.(дятел)

Воспитатель:- Какие вы молодцы! Все загадки, которые приготовил  пёстрый дятел вы отгадали.

- Ребята, а как вы думаете, где себе дятел гнездо устроил? (Выслушиваю предположения детей). (В дупле дерева. Показываю фотографию, сделанную на прогулке с детьми). А в каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? (Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы.) В старом, потому, что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

-Ребята, скажите, а другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей). Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. Смотрите, какая полезная птица дятел!

Проблемная ситуация.

Воспитатель: - Ребята, а если бы дятел совсем исчез из наших лесов, что бы было?

(Выслушиваю предположения детей, рассуждаем вместе). Без него и лес пропал, и птицам негде было жить. Давайте поможем лесу – поселим в нём дятлов. (Раздаю детям силуэты дятлов и предлагаю раскрасить. Дети выполняют задание под аудиозапись «Шум леса». Контролирую, направляю, помогаю детям  выполнять работу).

Воспитатель: - Смотрите, какие у нас получились красивые, пестрые дятлы. Давайте мы поселим птиц на нашу зелёную ёлочку. (Дети сажают птиц на макет ели. Выстраиваются вокруг неё и рассматривают свои работы.)

( На выставке подвожу итог занятия. Дети рассказываю,  с какой птицей познакомились, чем питается, где и как строит себе гнездо. Какую пользу приносит лесу и другим птицам, и почему именно дятел  является «лесным доктором».  

                                                 // - половина дня          

(Вечером можно организовать чтение сказки «Теремок» Виталия Бианки, при прочтении которой дети смогут ещё раз вспомнить полученные знания).

Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый- престарый. Прилетел Дятел пёстрый, шапка красная, нос вострый.

По стволу скок-поскок, носом стук-постук — выстукал, выслушал и давай дырку долбить. Долбил-долбил, долбил-долбил — выдолбил глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.

Миновала зима, опять лето пришло.

Узнал про то дупло Скворец. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка. Чем Скворцу не теремок?

Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.

Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить, детей выводить.

Год живёт, другой живёт — сохнет старый дуб, крошится: больше дупло — шире дыра.

На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит — дуб, в дубу — дырка с кошачью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, теперь я живу — Скворец, первый в роще певец. А ты кто?

— Я Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. Ночью прилечу — цоп! — и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!

Испугался Скворец Сыча, улетел.

Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих перышках. Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про дупло Белка. Прискакала. Видит — дуб, в дубу — дырка с собачью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, теперь я живу — Сыч. Попадёшь мне в когти — не хнычь. А ты кто?

— Я Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. У меня зубы долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!

Испугался Сыч Белки, улетел.

Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.

Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнала про то дупло Куница. Прибежала, видит — дуб, в дубу — дыра с человечью голову. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, теперь я живу — Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?

— Я Куница — всех малых зверей убийца. Я страшней Хоря, со мной не спорь зря. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Белка Куницы, ускакала.

Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей шёрстке.

Год живёт, другой живёт — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнали про то дупло пчёлы. Прилетели. Видят — дуб, в дубу — дыра с лошадиную голову. Кружат, жужжат, спрашивают:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка, теперь я живу — Куница — всех малых зверей убийца. А вы кто?

— Мы пчелиный рой — друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. Ступай-ка из терема вон, пока цела!

Испугалась Куница пчёл, убежала.

Натаскали пчёлы воску, стали в дупле жить. Год живут, другой живут — крошится старый дуб, шире дупло.

На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришёл. Видит — дуб, в дубу — дырища с целое окнище. Спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живёт?

— Жил Дятел пёстрый — нос вострый, жил Скворец — первый в роще певец, жил Сыч — попадёшь ему в когти — не хнычь, жила Белка — по веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница — всех малых зверей убийца, теперь мы живём — пчелиный рой — друг за дружку горой. А ты кто?

— А я Медведь, Мишка, — вашему терему крышка!

Влез на дуб, просунул голову в дупло да как нажал!

Дуб-то пополам и расселся, а из него — считай-ка, сколько лет копилось:

шерсти,

да сена,

да воску,

да моху,

да пуху,

да перьев,                              

да пыли —

да пх-х-х!..

Теремка-то и не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Лесной доктор"

Расширить знания детей о дятле; рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу....

Лесной доктор

Слушая звуки леса, одну птицу всегда легко узнать - это дятел....

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...

НОД по экологии "Лесной доктор в гостях у ребят"

Непосредственная образовательная деятельность по экологии для детей средней группы...

Лесной доктор

Цель: Формировать экологические представления у дошкольников. Дать представления о «лесном докторе» - дятле.Задачи:Образовательная: Уточнить знания детей о дятлах. Рассказать о способ...

Театрализованная постановка по сказке Н. Сидорова "Лесной доктор"

Театрализованная постановка по сказке Н.Сидорова«Лесной доктор»Участники: дети старшего дошкольного возраста, посещающие театральную студию.Цель: познакомить с особенностями жизни зимующих...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему "Лесной доктор"

Цель: Формирование знаний о птице – дятел, о пользе, которую он приносит лесу.Задачи: Обучающие: -формировать представление о дятле;- изучать его особенности;Развивающие: - развивать и...