Проведение природоохранных акций в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Моисеева Светлана Михайловна

        В данной статье представлены материалы из опыта работы, раскрывающие роль   природоохранных  акций в   формировании  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой, 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_prirodookhrannykh_aktsiy_v_dou.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение природоохранных акций в ДОУ

   

      Взаимодействие  человека  с  природой – чрезвычайно  важный  аспект  в  экологии.  Конкретные  примеры  использования  ресурсов,  последствия  этих  воздействий  на  природу  и  здоровье  людей,  должны  быть  взяты  на  вооружение  дошкольными  педагогами  с  целью  развития   у  детей  начальной  позиции  по  этому  вопросу.

       Цель: развитие  у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи  и взаимодействии человека с природой, об  универсальной  ценности природы, а так же  развитие экологического сознания посредством природоохранных акций.

        При внедрении в практику работы ДОУ природоохранных акций решались следующие задачи:

  • анализ учебно-методической литературы относительно данной проблемы;
  • разработка и апробация на практике природоохранных акций и выявление их эффективности при формировании представлений о взаимосвязи Человек – Природа;
  • формирование  системы элементарных научных экологических  представлений доступных пониманию ребёнка (прежде всего как средства становления осознано - правильного отношения к природе);
  • формирование  первоначальных умений  и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, и элементарных умений предвидеть  последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде в процессе организации и проведения природоохранных акций.

       Экологическое  сознание – это  общественное  сознание,  отражает  взаимоотношение  человека  с  природой  в  их  динамике  развития.

Формируется  экологическое  сознание  на  протяжении  всей  жизни  человека  под  влиянием  идеологии,  политики,  искусства.

      Показатель  зрелости  экологического  мышления  человека – это  осознанные  действия,  поступки  человека,  направленные  на  сохранение  природы.

Все это воспитывается  в дошкольном возрасте. Поэтому бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап развития  личности ребенка. А значит, именно в этом возрасте задача по развитию  у детей представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. К данной проблеме проявили  интерес П.Г. Саморукова и  Л.М.Маневцова  в своей книге «Мир природы и ребенок».Они раскрывают  экологические проблемы  пути их решения через экологическое воспитание подрастающего поколения. Акцент авторы делают на влияние человека на природу, а соответственно  воспитание у детей гуманного отношения к природе. «Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое    теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей».

        Автор программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Она считает, что с первых лет жизни нужно воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Особое внимание Н.А. Рыжова уделяет формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

       C.Н.Николаева определила круг   знаний,  который  необходимо   дать  детям  дошкольного возраста по формированию у  них  представлений о  взаимодействии  человека с природой. В программе “Юный  эколог “ С.Н.Николаевой три стержневые линии: человек – живое существо; использование  человеком природы; охрана природы   человеком . Каждая линия включает знания и  отношение ребенка. Автор  делает акцент на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. По мнению С.Н. Николаевой необходимо знакомить детей с элементами экологической безопасности.

         А. А. Плешаков  считает,  что  необходимо формировать у  детей  представление о единой  картине мира ;  воспитание социально – активной личности, способной к психологическому  мышлению, бережно  относящейся  к   богатствам  природы  и общества.  Ведущими идеями при этом являются: рассмотрение мира в единстве, во взаимодействии  и взаимозависимости; единство  природы и общества;  противоречия в системе ”природа и  общество”, пути его  разрушения ; сохранение природы, её многообразия, её охрана.

        А.Е. Тихонова предполагает, что стержнем  идей  экологического образования является реализация взаимосвязей человека с природой через труд.          

         На основе анализа  научно-методической   литературы, исследований по  экологическому воспитанию выявлена эффективность системного и программно-целевого подходов к  вопросу формирования  системы элементарных научных экологических представлений,  доступных пониманию ребёнка, первоначальных  умений  и навыков  экологически  грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения.      Как  показывает  сделанный    анализ  литературных  источников  в  содержании  многих программ  и  разработок  преобладают  знания  биоэкологии.  При  этом  особо  популярны  темы,  связанные  с  охраной  редких  растений и  животных.  Среди  них  есть  очень  интересные  разработки,  но  детям  нередко  предлагается  запомнить  большое количество  названий  животных,  организмов,  которые  они  никогда  не  видели  и,  вполне  вероятно  не  увидят  и  в  дальнейшем.  То  есть  отбор  знаний  в  этом  случае  скорее  способствует  механическому  воспроизведению  полученной  информации,  не  затрагивая  его  эмоциональной  сферы,  не  формируя  мотивацию  к  деятельности.

         Прослеживается  и  такой  момент,  когда  детям  даются  представления  о  негативном  влиянии человека  на  природу,  о  ее  катастрофическом  ухудшении  (загрязнение  воды,  воздуха  ведет  к  необратимым  процессам).  Это  травмирует  психику  ребенка,  пугает  его  и,  при  этом,  не  дает  практически  разрешения  проблемы.

        Развитие  у детей представлений о взаимосвязи человека и природы имеет особую важность и актуальность в дошкольном возрасте, что доказано многими авторами.   Эта проблема является первостепенной и актуальной на первой ступени непрерывного образования. Этой ступенью является – дошкольное образование.         Если упустить этот момент в образовании, то подрастающее поколение вырастет безжалостным варваром по отношению к природе; бездуховной, лишенной экологического мировоззрения личностью.  Развитие начал экологической культуры личности; осознание себя как части природы; понимание того, что в природе все взаимосвязано; обучение азам экологической безопасности нужно начинать в детском саду. И многое из того, что усвоят дети в детском саду, они понесут во взрослую жизнь, и не исключено, что наши дети смогут исправить ошибки сделанные родителями по отношению к природе.

        Развитие чувства  ответственности  у  дошкольников,  прежде  всего,  должно  строиться  на  информации  об окружающих, доступных  и  знакомых  ему  объектах.

       Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам  природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.  Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и здоровья людей должны быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу. Известно, что «передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.         Только  в  этом  случае информация  будет  лично  значимой  и  трансформируется  в  деятельность. Поэтому     природоохранные  акции  при  развитии представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой  имеют большое преимущество перед   другими  формами  и  методами  работы.

                  Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития  у детей и взрослых экологической культуры.

         Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то  в  ее  ходе  решаются  одновременно  разные  задачи:  познавательные,  нравственные,  этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные  акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

         Так как акция это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи:  познавательные, нравственные и эстетические.

         Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

        На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

       Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

     Природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

      А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей,  т. к.  итогом любой  акции  является  продуктивная  деятельность  детей.

          Особое внимание акцентируется  на  вопросах социальной  компетентности  ребенка  «в  единстве  ее  мотивационного,  когнитивного  и  поведенческого  компонентов».    Такой  подход  крайне  важен  с  точки  зрения  преобразования  в  поведенческие  мотивационные  установки,  реализуемые  дошкольником  на  практике.

       Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при  развитии  у них представлений о взаимосвязи человека с природой.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую ( или худшую ) сторону свое окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности ;
  • в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
  • природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

     Широкий  спектр  структурных  компонентов  акции  позволяет  сделать  данную  работу  наиболее  интересной  и  привлекательной.

     Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания.  На наиболее интересных  хочется остановиться подробнее.

 Экологические экскурсии-экспедиции.

    Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить наблюдать, «читать» книгу природы.

     Содержанием экскурсий может стать исследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в благоприятной экологической обстановке:  вдоль забора, на пустыре и т.д.).

   Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное воздействие на природу.

    Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа, карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

   Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе.  Результаты работы оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

     Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

     Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и со взрослыми.

    Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

     На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Экологический музей.

     Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода, ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы); экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

     Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность», «Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

     Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

     Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения, связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение); внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек помогает растениям; правила поведения в природе.

     В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи, приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

   Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Уроки доброты.

      Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

      Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

     Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

      Длительность  не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребенка на заданную тему).

      Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Когда можно сказать, что ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»; «Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

      Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).

     Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного  воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).

     Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

     Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

     Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу за защиту окружающей среды.

    Многие узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь экологический  плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли, что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

      Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества ребенка.

          Природоохранные  акции  являются  действительно  эффективной  формой  работы  по  формированию  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой,  

Resource id #4110

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты работы консультационного пункта по проведению природоохранных акций за 2012 -2013учебный год.

В процессе плодотворной совместной работы в течение всего года мы обменивались опытом, делились впечатлениями по проведению мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели (корректировка мер...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций....

Фото отчет о проведенной природоохранной акции «Поможем пернатым» в средней группе «Цветик-семицветик»

Фото отчет в виде презентации  о природоохранной акции в детском саду...

Отчет о проведении природоохранной акции «Поможем пернатым»

Зима для птиц – самое трудное время года: много пернатых погибает от холода и голода....

Отчет о проведении природоохранной акции "Зеленая весна" - 2018 в МБДОУ № 37 города Майкопа

ОТЧёТ об участии МБДОУ № 37 в природоохранной акции – Всероссийский экологический субботник «Зеленая Весна» - 2018.Во исполнение п. 5 Распоряжения Главы Республи...

Статья "Методика проведения природоохранных акций в детском саду"

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшег...