Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_aktsii.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 33 «Радуга»

город Губкин Белгородская область

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

                                                                                     Подготовила: Казакова Г.Н.

                                                                                   воспитатель МАДОУ

                                                                                   «Центр развития ребёнка –

                                                                                   детский сад № 33 «Радуга»

                                                                                                                                                                                             

                                                                           

г. Губкин, 2015

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

  Реализация требований ФГОС в области экологического воспитания дошкольников предполагает формирование у дошкольников первичных экологических представлений и понятий, являющихся основой для процесса экологического образования.  

  На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа,  гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Краеведческая деятельность в  нашем детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленная на становление ребенка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края. Мы решаем проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививая им лучшие качества маленького гражданина.

Решение задач экологического образования детей невозможно без непосредственного участия родителей. Именно семья, как среда развития личности ребенка, способна оказывать влияние на формирование у него основ экологического мировоззрения. При этом важно, чтобы сами родители были экологически образованными. Однако часто у них не хватает достаточных знаний и времени, чтобы показать ребенку всю красоту и многообразие окружающей природы, понаблюдать за животными, птицами, изменениями, происходящими в разные сезоны года, рассказать о правилах поведения в природе и т. д.

Эффективной формой взаимодействия  с семьями воспитанников в нашем детском саду, по вопросам экологического образования, стало проведение природоохранных акций.

   Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития  у детей и взрослых экологической культуры.

 Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

         Широкий спектр структурных компонентов акции позволило  сделать данную работу интересной и привлекательной. Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:

  • акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение;
  • акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности ;
  • в акции  включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
  • природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы:

  1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);
  2. Организационно-практический (т.е. выполнение плана деятельности);
  3.  Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

    Чаще всего акции, которые мы проводим,  являются комплексными мероприятиями, в ходе которых   решаются  одновременно  разные  задачи:  познавательные,  нравственные,  этические, что делает их особенно ценными.

         Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.

        На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.

       Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.

     Природоохранные акции позволяют развивать  положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

      А  самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  мы даём   возможность детям  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей. 

 

 Природоохранная акция «Уроки  леса»

 Цель:

 Воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к лесным богатствам.

Подготовительный этап:
-  Беседы  с детьми: «Береги родную природу!», «Лес – наше богатство».

-  Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

Содержание акции:

-  Экологическая викторина «Волшебный мир леса», где дети показали свои знания о лесе.

-  Видео-экскурсию в весенний лес «Весенний лес полон чудес».

-  Выставка детских рисунков на тему: «Наш зелёный друг!» 

-  Выставка  плакатов «Берегите лес!»

Подведение итогов:
-  Оформлены наглядные стенды «Берегите природу», «Друзья леса».

-  Консультации для родителей «Прогулка в лес всей семьей», «Почему говорят: лес – наше богатство!». 

  - Выставка поделок «Очистим лес от мусора», где были представлены работы из бросового материала.

   

Природоохранная акция «Столовая для пернатых»
Цель: 
Показать значимость подкормки птиц в зимнее время; способствовать проявлению творчества, фантазии при изготовлении кормушек; воспитывать чувство сострадания, сопереживания, заботливое отношение к природе родного края.
Подготовительный этап:
-   Подготовили  иллюстрации птиц для рассматривания, произведения о птицах для чтения детям;
-  
Решение проблемных ситуаций.

Содержание акции:
-  Экологическая  листовка «Помоги пернатым»;
-   Конкурс среди семей на изготовление самой необычной кормушки для птиц;
-   Беседа с детьми о зимующих птицах;
-   Деятельность в природе (наблюдение за поведением птиц у кормушки);
-  Изготовление памяток - листовок «Покормите птиц зимой» распространение среди соседей»

Подведение итогов:
-   Оформлен  фотоальбом «У кормушки»;
-  Создали  книгу  «Птицы нашего края»

Природоохранная акция

«Спасём зелёную красавицу»
Цель:
Познакомить детей с жизнью ели; вызвать интерес к природе; формировать умение любить и беречь природу; помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность.
Подготовительный этап:

- Получение из леса посылки.

- Цикл наблюдений за елью.

Содержание акции:
- Беседы « Полезные свойства ели"; "С кем дружит ель" ( с просмотром электронных презентаций);

- Беседы с детьми об  истории празднования Нового года, о роли новогодних елочек.

- Рассматривание еловой веточки и шишки. Сравнение еловой и сосновой иголки и шишки.

-  Конструирование из бумаги на тему:  «Заснеженная елочка» (Оригами).

-  Выпуск  экологической  листовки  «Сохраним леса», распространение в микрорайоне.
-  Познавательное занятие «Елочка – зеленая иголочка».
-
Презентация «Ёлочка - хозяйка леса».

- Рисование запрещающих знаков для презентации.
- Ситуативный разговор -  «Что будет, если каждый срубит одну елочку

 в лесу?» «Искусственная ёлка это хорошо или плохо? »

-  Проблемная ситуация: «Новый год без елки».

-  Составление творческих рассказов « Как мы готовимся к Новому году».

-  Заучивание пословиц, отгадывание загадок о хвойных деревьях.

-  Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Пожар в лесу», «Мы встречаем Новый год»

-  Д/ игры: «Узнай по описанию», «Найди сходство и отличие», «Угадай, какое дерево? », «С какой ветки детки», «Четвертый лишний», «Самая высокая – самая низкая»

-   Интервьюирование родителей и прохожих на тему:  «С какой елью Вы встретите Новый год?»

Подведение итогов:
-  Папка-передвижка «Берегите ели!»

-  Украшение искусственной ёлочки к Новому году в детском саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями.

- Размещение буклетов «Сохраним лесную красавицу».

-   Проведение новогоднего праздника у искусственной елки.

Акция «Каждому певцу по дворцу!»

Цель: Привлечь внимание взрослых и детей к прилету перелётных птиц и призвать,  всех помогать им.

Содержание акции:

- Подбор стихов о птицах.

-  Экологическая игра «Кому что нужно » (по экологической цепочке - дети выстраиваются цепочкой и наглядно показывают,  как эта цепочка может порваться, если не будет доставать одного элемента).

-   Беседа «Знаем ли мы птиц? »

-  Знакомство с особенностями птичьих «домиков », (природных и изготовленных человеком)

-  Кроссворды с рубриками «Знаете ли вы? », «Найди ошибку » и. т. д.

-  КВН с участием взрослых,  «От какой птицы клюв?», « Как повесить скворечник?», « Назовите этих птиц?» и. т. д.

-  Аппликация «Мы построили скворечник – дом весёлого скворца»

Подведение итогов:
-  Выпечка из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков). Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали за клички.

-  Конкурс рисунков детей, плакатов совместной деятельности детей и взрослых.

Акция «Витамины на подоконнике»

Цель: Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах; продолжать учить детей приёмам посева семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.

Содержание акции:

- Цикл занятий:   «Что такое овощи»  «О пользе лука и чеснока»  «Что бы ни болеть - надо витамины есть»
- Просмотр иллюстраций книг и журналов на тему «Полезные овощи».

- Чтение стихов и разгадывание загадок об овощах.

-  Рисунки и поделки из бросового и природного материала

    (семейные  работы).

- Дидактические  игры  «Угадай по запаху»  «Угадай по вкусу»  «Узнай по    описанию».

-  Посадка огорода на подоконнике.

-  Наблюдение за прорастанием лука и чеснока.

Подведение итогов:
-   Употребление в пищу фитонцидов во время обеда.

-  Изготовление книжки с рисунками детей «Витамины на окне». 

Природоохранная акция «Чистое утро»
Цель: 
Помочь детям раскрыть личное отношение к проблеме, проявить индивидуальность; способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитание экологической культуры; бережного, заботливого отношения к природе.
Подготовительный этап:
-  Подготовка  агитационной  листовки  «Сделаем город чистым»;
-  Консультация  для родителей «Советы из сундучка»;
-  Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.

-  Чтение О. Солопова  «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу».

Содержание акции:
-  Для родителей -  газета  экологического содержания «Земля в опасности»;
-  Конкурс среди родителей и детей на лучшую поделку из утилизированного материала «Мама, папа, я – творим чудеса»;
-  Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли»;
-  
Викторина «Чистюля».

-  Деятельность в природе (ежедневная уборка территории участка  от мусора, посадка деревьев);
Подведение итогов:
-  Оформление фотоальбома «Природа и мы»;
-  Выставка поделок из утилизированного материала.

Акция «Земля - голубая планета.

Цель:

 Развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

Подготовительный этап:
-    
Просмотр документальных фильмов о воде.

  Содержание акции:
-    Занятия: «Эта волшебница вода», «Где живёт вода?», «Кому нужна вода?»

-    Дидактические игры «Вода – не вода», «Найди, кто живёт в воде» и др.

-  Экологические сказки Н.Рыжовой «Жила-была река», «Как люди речку обидели?»; Т.Николаевой «Приключение капельки» с последующими беседами, об экономном и бережном отношении к воде.

-   Рейд по детскому саду, как пользуются водой сотрудники и дети.

-    Исследовательская деятельность «Вода в природе».

-   Развивающие игры с капелькой воды.

Подведение итогов:
-   Защита плакатов «Вода - это жизнь»
-    
Выпуск листовок «Берегите воду»

-  Праздник «Бесценная и всем необходимая вода».

Природоохранная акция «Украсим планету цветами»
Цель:
Закреплять представления о многообразии мира цветов; учить самостоятельно, применять ранее полученные знания о природе; продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе (в частности, при общении с миром цветов); вызывать эмоциональный отклик и эстетические переживания у детей.
Подготовительный этап:
-  Выращивание  рассады  
цветов;
-  Подготовка иллюстраций  цветов, цветочных композиций;
Содержание акции:
- Конкурс рисунков «Мои любимые цветы».- Экологические игры : «Что сажают в огороде»,  «Садовник», «Цветы», «Узнай цветок по описанию».- Чтение художественной литературы:   С.Маршак Весенняя песенка». Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей». Г.Скребицкий «На лесной полянке», Н.Павлова «Ранней весной», И.Беляков «Подснежник проснулся».- Слушание музыки  «Вальс цветов» П. Чайковского, «Цветы» А. Вивальди и др.

-  Конкурс рисунков на тему: «Цветущий мир»;
-  Деятельность в природе (дети совместно с взрослыми высаживают рассаду 
цветов в клумбы);
Подведение итогов:
-  Оформление фотоальбома «Мир 
цветов».
- Экологическая  листовка  «Украсим землю 
цветами».
-  Развлечение «День 
цветов».

    Природоохранные  акции  являются  действительно  эффективной  формой  работы  по  формированию  у  детей  представлений  о  взаимосвязи  человека  с  природой.  

    Все наши экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться, 
Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей л...

Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость раз...

Экологическое образование дошкольников через организацию и проведение природоохранных акций.

       Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у...