Познавательная деятельность с использованием ТРИЗ-технологии "Вершки и корешки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Совместная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром с применением системного оператора для старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности со старшими дошкольниками с  использованием технологии ТРИЗ – метода системного оператора

«Вершки и корешки»

        

Совместная деятельность проводится в два этапа:

I – в виде НОД с применением системного оператора в первую половину дня;

II – практическая часть, проводится во вторую половину дня.

Образовательные области:

 Познание, Чтение художественной литературы, Физическая культура, Труд.

Виды деятельности: 

Экспериментально-исследовательская, коммуникативная, двигательная, трудовая.

Цели:

  1. Развитие системного мышления,  познавательных способностей.
  2. Углубление знаний об овощах.

Задачи:

  1. Учить классифицировать овощи по двум признакам: съедобная часть растения и несъедобная.
  2. Уточнить и систематизировать знания детей о росте и развитии растений; связях между растениями и деятельностью человека; об использовании овощей.
  3. Учить сажать семечко огурца в землю на рассаду.
  4. Развивать моторику, сенсорные способности.

Материал:

  1. Таблица системного оператора.
  2. Иллюстрации и схемы, указанные в таблице;
  3. Семена разных овощей;
  4. Муляжи (раздаточные картинки) овощей.
  5. Пророщенное семя огурца;
  6. Кусочки овощей на шпажках;
  7. Три обруча разных цветов.
  8. Для игры-эстафеты: счетный материал в виде репок (если есть) или вырезанные круги из желтого картона.
  9. Рецепты блюд из репы (можно найти в интернете).
  10. Для практической части: стаканчик с землей, семечко огурца, вода на каждого ребенка, фартучки.

Предварительная образовательная деятельность:

1.  Знакомство с методом системного оператора.

2.  Рассказывание русской народной сказки «Вершки и корешки».

Ход  деятельности:

Воспитатель вывешивает системный оператор з закрытыми экранами. Экраны открываются по ходу занятия.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

надсистема

№ 5

Картинка с изображением огорода.

№ 2

«волшебный круг»

№ 8

Картинка с изображением (схематичным) банки, кастрюли.

система

№ 4

Конверт с семенами репы

(прикреплен к экрану)

№ 1

Картинка с изображением репы

№ 7

Картинка с изображением горшочка.

подсистема

№ 6

схема

№ 3

схема

№ 9

Картинка

«повар готовит суп из овощей»

Воспитатель загадывает загадку:

И сладка и крепка,                                                                                                                                                                          А зовется… (репка).

Открывается экран № 1.

В:  Репа когда-то была одним из самых любимых овощей русских крестьян. Вспомните сказку «Вершки и корешки». Как в этой сказке мужик обманул медведя?

Дети вспоминают содержание сказки (кратко).

Открывается экран № 2.

Игра «Волшебный круг».

В: Сегодня мы соберем в наш «Волшебный круг» все овощи, которые вы знаете. Один овощ мы уже назвали – это репа (показывает на один из маленьких кругов).

Далее воспитатель поочередно показывает на остальные маленькие круги, а дети на каждый круг называют какой-либо овощ).

Открывается экран № 3.

Рассматривание схемы: У каждого растения есть надземная часть – «вершок», и подземная часть – «корешок».  У одних овощей съедобная часть – верхняя ( например, ботва укропа, плоды тыквы), у других – нижняя (например, корнеплоды картофеля), у третьих – и та и другая (петрушка, лук).

Проводится игра «Вершки и корешки».

Детям раздаются муляжи овощей или предметные картинки с изображением овощей.

Условие игры: надо разместить овощи на трех огородах (в обручах). В зеленый  обруч надо положить овощи со съедобным «вершком», в красный – со съедобным  «корешком», а в желтый – овощи, которые можно есть целиком.

В конце игры проверяется правильность выполнения условия, совместно устраняются ошибки.

В: Репа выросла в земле. Откуда же она там взялась?

Д: В землю посеяли семена, и из них выросла репа.

Открывается экран № 4.

Воспитатель высыпает из конверта семена репы и дает детям рассмотреть их.

Открывается экран № 5.

В: Посмотрите, все овощи, прежде чем они оказались на наших столах, росли на огороде, и каждый овощ вырос из своего семечка.

Рассматривание семян разных овощей: огурцов, томатов, гороха, редиса, свеклы, петрушки и др.

Открывается экран № 6.

Рассматривание схемы: Когда семечко попадает в сырую землю, оно прорастает – вниз начинает расти корень, а вверх зеленый росток.

Рассматривается прощенное семечко огурца, помещенного до этого в кусочек влажной ткани.

Психогимнастика с элементами самомассажа.

 Дети строятся парами («грядка»); воспитатель «сажает семена овощей в землю» - трогает каждого ребенка за плечо, дети садятся на колени, опускают голову, руки кладут на колени; воспитатель ходит вокруг детей, имитируя полив земли из лейки; после этого произносит текст, дети выполняют следующие движения:

Проникают капли в землю, мочат наше семечко – постукивать пальцами по голове, пальцы опускать поочередно, начиная с мизинца (пальцы «гуляют» по  голове);

Семечко услышало шум льющейся воды – массировать уши пальцами сверху вниз;

умылось– погладить щеки легкими круговыми движениями; потереть крылья носа указательным пальцем.

Проснулось – проводить пальцами по надбровным дугам;

К солнышку потянулось – сначала встать на колени, затем на ноги: медленно поднимать руки вверх, потянуться, вставая на носочки;

Пророс росток, рад свету -  высоко подпрыгнуть, покачать руками.

В:  Скажите, для чего человеку надо есть овощи, чем они полезны?

Ответы детей.

В:  Очень хочется побыстрее вырастить овощи, но на улице пока холодно, если сейчас посеять семена огурцов на огороде, они могут погибнуть. Но люди придумали одну хитрость. Чтобы побыстрей вырастить овощи, семена сажают в маленькие стаканчики и ставят на окно. Росточки прорастают в тепле. А когда на улице станет теплее, рассаду высаживают в грядки. Сегодня мы с вами после полдника тоже посадим семена огурцов в стаканчики с землею и поставим их  на окно.

  Семена мы будем сажать в сырую землю, почему?  (в сухой земле оно не прорастет). Почему стаканчики надо ставить на окно? (растениям нужен свет). Когда взойдут всходы, землю в стаканчиках надо рыхлить, как вы думаете – зачем? (корешкам нужен воздух).

Открывается экран № 7

В:   Раньше репу парили в печке. Она становилась мягкой, вкусной. Еще из репы можно делать салаты и другие вкусные блюда.  Репа – очень полезный овощ. У меня есть разные рецепты приготовления блюд из репы и я хочу подарить их вашим мамам. После занятия я вам раздам рецепты и вы положите их в свои шкафчики. А вечером отдадите рецепт маме и расскажите ей о нашем занятии.

Но сначала репу надо собрать с огорода.

Подвижная игра: «Чья команда огородников быстрее соберет репу в корзинки».

Игра проводится в виде эстафеты: ребенок бежит к обручу, где находятся «репки» с корзиной в руке, кладет «репку» в корзину, бежит обратно и отдает корзину следующему игроку.

Открывается экран № 8

В:  На нашем огороде созрела не только репа, но и много других овощей. А что можно приготовить из них?

Ответы детей (дети перечисляю известные им овощные блюда, заготовки овощей на зиму).

Открывается экран № 9.

В: Посмотрите на картинку. Что вы видите?

Д: Повар варит суп из овощей.

В: А из каких овощей варит повар суп, мы сейчас узнаем.

Проводится развивающая игра «Угадай на вкус».

Дети по очереди закрывают глаза, воспитатель дает в руку ребенку шпажку с кусочком овоща, ребенок берет ртом кусочек и называет овощ.

Рефлексия.

В: Что мы сегодня узнали об овощах?

Д:  У овощей есть съедобные и несъедобные части, они могут быть надземными или подземными; растения выращивают из семян; чтобы получить урожай, за растениями нужно ухаживать; для роста овощам нужна вода, свет и воздух.

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что во вторую половину дня они сами будут сажать семена огурцов на рассаду.

Затем воспитатель раздает детям обещанные рецепты приготовления блюд из репы.

Практическая часть совместной деятельности

(проводится после занятия во вторую половину дня.).

На столах, накрытых клеенкой приготовлены стаканчики с заранее пролитой землей, семена огурцов, сухая земля в отдельной емкости, маленькие емкости с водой (количество воды для полива заранее отмерено, потому что детям сложно самостоятельно определить, сколько воды надо лить в стаканчик, чтобы полить посаженное семя). Дети одевают фартучки.

Воспитатель предлагает потрогать землю в стаканчиках – она сырая.

Задает вопросы, закрепляя знания, полученные ранее:  Почему семя надо сажать в сырую землю?  Почему стаканчики надо ставить на окно?

Воспитатель показывает последовательность действий: сделать пальцем углубление в земле, положить туда семя огурца, слегка присыпать сухой землей так, чтобы семя закрылось полностью, полить это место водой.

После того как дети закончат трудиться, они переносят стаканчики на окно.

 Воспитатель накрывает стаканчики пленкой, объясняя детям, что пленка не даст земле высохнуть прежде, чем семена успеют прорасти. Когда семена прорастут, пленку снимем и будем поливать росточки ежедневно понемногу, рыхлить аккуратно землю и наблюдать за их ростом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Бабушкины помощники». Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования в практике с детьми раннего возраста.

«Бабушкины помощники»Конспект игровой познавательной деятельности с использованием элементарного экспериментирования  в практике с детьми раннего возраста.Задачи:Формирование элементарных предста...

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...