НОД к проекту "Солнце"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кожанова Валентина Николаевна

Нашла неожиданный ход в ознакомлении детей с влиянием Солнца на всё живое и неживое на Земле. Конспект может быть первой частью знакомства и далее использоваться как переход к ознакомлению с Солнечной системойю 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД к проекту  «Солнце» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование целостной картины мира

Задачи: расширять представление детей о влиянии Солнца на всё живое на Земле

                Развивать желание узнавать новое об известном, учить делать заключения

                Воспитывать чувство гордости от того, что мы живём на такой удивительной планете

Материалы и оборудование: свеча, фонарик, лампа электрическая; лист ватмана,  гуашь разведённая красного и желтого цветов (оранжевая  получится путём смешивания), иллюстрации, глобус. Для проигрывания презентации «Солнышкино платье»  - ноутбук или компьютер.

Начало занятия

На столе у педагога стоит горящая свеча и включенный фонарик.

Вопросы к детям – Может ли свеча осветить весь мир?

- может ли фонарик осветить весь мир?

Может быть,  настольная лампа сможет осветить всю нашу комнату? (включает) (нет)

А что может осветить всю комнату и почему?

(люстра, висит на  потолке, выше всех).

А что может осветить весь мир? (солнце).

Почему?

(оно висит в небе выше всей Земли)

Воспитатель пальцами зажимает фитиль свечи,  и она гаснет.

 - Можно ли погасить Солнце? (нет)

Воспитатель нажимает на кнопку выключения фонарика.

- Можно ли выключить Солнце? (нет)

- А что человек может сделать с Солнцем (ничего)

- Согласна, Солнце не зависит от воли, действий человека. А на человека Солнце оказывает большое влияние.  Если Солнце  долгое время закрывают тучи, человек чувствует себя неуютно, ему скучно, грустно. Особенно, если идут дожди. Человек даже может заболеть он недостатка солнечного света.

Но может быть и наоборот. Когда солнечного света в избытке, оно оказывает вредное воздействие на человека. Например, в пустыне без воды человек может высохнуть, как растение.  

Солнце оказывает влияние не только на жизнь и самочувствие человека, но и на всю природу – живую и неживую.

- Вы можете рассказать об этом, привести примеры?

- Без Солнца не растут растения.  Без Солнца не будет Лета, Зимы, Весны и Осени. Солнце в пустыне  сильно нагревает песок и там не растут растения. Солнце нагревает воду в море и можно купаться летом. Есть на Земле животные, которые прячутся от Солнца в глубоких пещерах или глубоко в море, и они почти слепые. А другие животные,  любят полежать на солнышке, погреться.

 - Вы сказали, что можно полежать на солнышке. Погреться. А можно ли погреться у свечки? (только руки).

- Может ли свет фонарика согреть нас? (пробуем).

Свет  настольной лампы  тоже может согреть руки и, даже обжечь, если дотронуться до неё пальцем.

Воспитатель предупреждает детей о технике безопасности (не дотрагиваться руками до лампочки накаливания) и проносит лампу близко к рукам детей.

- А что ещё может согреть человека, когда ему холодно?

(костёр,  тёплая одежда, печка с горящими дровами, батареи в комнате, горячая ванна)

- А что может согреть весь мир? (солнце).

И опять мы можем сказать о влиянии тепла, которое даёт Солнце  на самочувствие человека. Если его через чур  много – всему живому плохо, если тепла недостаточно – тоже плохо всему живому.

Влияние тепла  Солнца на всю Землю очень хорошо видно на модели Земли – глобусе.

(рассматриваем).

Земля вращается вокруг Солнца с определённым наклоном в своей оси. И получается, что какая-то часть Земли больше освещается Солнцем (середина Земли экватор). А верхняя и нижняя части Земли находятся как бы в тени. И от недостатка тепла Солнца,  там расположены наши холодные полюса  – Северный и  Южный. Это видно по раскраске глобуса. Белый цвет внизу Земли – континент Антарктида.

Что же это за удивительное создание Солнце?

Солнце – это звезда, состоящая из газов. Так же как из горящего костра вырываются языки пламени, которые не имеют формы,  у Солнца есть языки пламени, которые могут то удлиняться, то укорачиваться.  Температура Солнца так велика, что оно раскалено до бела,  и испускает и световые, и тепловые лучи. Солнце по размеру очень большое. Дотронуться или долететь до Солнца невозможно.  Только на Земле мы можем ощущать на себе  силу солнечного тепла и света.

Без Солнца не существовало бы жизни на Земле. Наша планета могла бы быть замёрзшим тёмным шариком, путешествующим в космическом пространстве. Солнце даёт свет, тепло и энергию, которая перемешивает атмосферу и порождает ветер и дождь. С помощью этой энергии растут растения и питаются люди и животные.

 Люди любят солнышко. Недаром все ваши рисунки начинаются с рисования солнышка. С солнышком сравнивают самого дорогого человека на Земле -  маму. Мама – солнышко моё!

Мама, как солнце – на свете одна! При солнце – тепло, при матери – добро.

 А какие вы добрые, ласковые слова,  можете сказать о Солнце? (дети называют солнышко ласково).

Предлагаю вам сейчас нарисовать солнышко  на нашем плакате голубого цвета (как небо). Рисование  (прикладывание) ладошками, обмакнутыми в смесь краски жёлтого, красного и оранжевого цветов от желтого круга.  

Рисование проводится под музыку песни Е. Гомоновой «Солнышкино платье».



 

Комментарии

Кожанова Валентина Николаевна

Иллюстрации к занятию можно найти в красочных календарях природы или использовать материалы Интернет.