Тематическая неделя "9 МАЯ - День Победы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

   Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие;  желание совершать добрые поступки.

  Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_9_maya_podg.gruppa.odt173.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий в подготовительной группе

«Детского сада № 150 Солнышко».

Тема : «9 Мая — День Победы»

Подготовили воспитатели :

Каминская Татьяна Владимировна

Удинцова Екатерина Геннадьевна

   Обучающие задачи:

 1.                Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов).

 2.                Познакомить с героями В.О.В.

 3.                Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В, вспомнить семейные традиции.

 4.                Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.

   Развивающие  задачи:

 1.                 Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.

 2.                Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

 3.                Развитие памяти, внимания.

 4.                Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём уточнения понятий: Россия, Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, лётчики; фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

   Воспитательные задачи:

 1.                Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие;  желание совершать добрые поступки.

 2.                Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

 3.                Воспитание толерантности.

   Предварительная работа:

 1.                Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В.О.В.

 2.                Чтение рассказов и стихов о войне.

 3.                Разучивание стихов о В.О.В., о Дне Победы.

 4.                Заучивание и обсуждение пословиц по теме «Родина».

 5.                Прослушивание песен военных лет.

 6.                Просмотр фильмов и сюжетов о В.О.В., о героях и их подвигах.

 7.                Совместная работа детей и родителей в создании альбома «Помним и гордимся!».

 8.                Подготовить памятные подарки для гостей (аппликация, рисунки).

 9.                Беседы на темы «Доброжелательное отношение к товарищам», «Беседа о вежливости», «О хороших поступках».

 10.           Сюжетно-ролевые игры («Разведчики», «Медсестра» и пр.).

 11.           Работа с родителями на тему «Военные памятники Саратова»

   Материалы к занятию: иллюстрации, картины о В.О.В., магнитофон для прослушивания песен военных лет, подборка книг на военную тематику, альбомы, изготовленные детьми совместно с родителями, георгиевские ленточки, подарки гостям (рисунки или аппликация, изготовленные детьми), наборы пазлов с изображениями памятников, точечное изображение надписи «9 мая»

   Ход занятия.

    Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Воспитатель вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова:  «пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

   Воспитатель: Потому что в истории людей были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли мам, не видели мирного неба над головой… Что же это за времена такие?

 Дети отвечают.

 Дети вместе с воспитателем рассматривают  и обсуждают картины и иллюстрации о В.О.В. Воспитатель комментирует, что в истории нашей Родины такие страницы тоже были. Мы их видим на этих иллюстрациях. Спрашивает детей, кто узнал, о чем они.

   Воспитатель: Сегодня мы не просто так рассматриваем эти иллюстрации. В один торжественный день наша страна отмечает очень важный и памятный праздник. У меня для вас есть небольшая подсказка. (Воспитатель раздаёт детям листы с точечной надписью «9 мая», просит их обвести надпись). Кто знает, что это за праздник?

Дети: День Победы.

   Воспитатель: Правильно! Это День Победы в Великой Отечественной Войне, которая длилась четыре года и закончилась победой нашего народа. Давайте еще раз вспомним, что это была за победа, над кем?

   Дети: над фашистами.

   Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Фашисты очень  хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает.

 А кто из вас может прочитать стихи о Дне Победы

    Даша: Майский праздник – День Победы

 Отмечает вся страна.

 Надевают наши деды боевые ордена.

 Их с утра зовёт дорога

 На торжественный парад.

 И задумчиво с порога

 Вслед им бабушки глядят.

   Ульяна: Что такое День Победы?

 Это утренний парад:

 Едут танки и ракеты,

 Марширует строй солдат.

 Что такое День Победы?

 Это праздничный салют:

 Фейерверк взлетает в небо,

 Рассыпаясь там и тут.

   Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.

    Звучит песня «Священная война». Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.

   Воспитатель: Рано утром 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов,  танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

 Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.

 Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди  стали героями.

 Как вы думаете, что такое «подвиг»?

   Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.

   Воспитатель: А как называется человек, совершивший  подвиг?

   Дети: Герой.

   Воспитатель:  Мы с вами читали много рассказов о войне, о блокадном Ленинграде. Давайте вспомним, какие героические поступки совершали взрослые и дети?

 Дети делятся впечатлениями о прочитанных произведениях, обсуждают подвиги героев.

   Воспитатель:  Вот и во время В.О.В. тоже было много людей, совершивших героические поступки. А каких героев этой войны вы знаете?

   Ответы детей.

   Воспитатель: На войне воевали и простые солдаты, и их командиры. Зачем нужны командиры? Кто командует бойцами?

   Дети: генералы, полководцы, офицеры.

   Воспитатель: Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.

 Во время В.О.В. одним из самых талантливых главнокомандующих был Георгий Константинович Жуков. (показывает его портрет) Там, где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов. Г.К.Жуков заслужил много боевых наград и медалей, был удостоен почётных званий. В Москве в честь этого героя названа улица: проспект Маршала Жукова. А на Красной площади ему установлен памятник.

 Ребята, а каким должен быть герой?

   Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.

   Воспитатель: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.

   Физкультминутка «Самолёт»:

 Вот мотор включился,

 Пропеллер закрутился

 Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

 К облакам поднялись,

 И шасси убрались.

 Вот лес – мы тут,

 Приготовим парашют.

 Толчок, прыжок,

   Воспитатель: Ребята, чтобы люди  не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники.  Есть они и в нашем городе. Давайте посмотрим, что это за памятники?

 Воспитатель предлагает детям разбиться на несколько групп. Каждой группе детей даётся набор пазлов с изображением военного памятника. По команде воспитателя дети начинают собирать картинку.

 После того, как будут собраны все изображения воспитатель вместе с детьми называют памятники:Мемориальный комплекс «Журавли», Вечный огонь,Памятник воину -строителю.

   Воспитатель: Ребята, это не единственные памятники, которые есть в нашем городе и  в других городах.

 Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением могилы Неизвестного солдата (г.Москва).

   Воспитатель: Как Вы думаете, что это за памятник? Как он называется?

   Дети: Могила неизвестного солдата.

   Воспитатель: А что значит Неизвестного? (ответы детей) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит Вечный огонь. А что он символизирует?

   Ответы детей.

   Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

 Кто из вас знает  и может  прочитать стихотворение про памятники и обелиски?

   Дима: «Никто не забыт и ничто не забыто» -

 Горящая надпись на глыбе гранита.

 Поблекшими листьями ветер играет

 И снегом холодным венки засыпает.

 Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

 Никто не забыт и ничто не забыто.

   Саша:  Над могилой, в тихом парке

  Расцвели тюльпаны ярко.

  Вечно тут огонь горит,

  Тут солдат советский спит.

  Мы склонились низко-низко

  У подножья обелиска,

  Наш венок расцвёл на нём

  Жарким, пламенным огнём.

   Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В народе сложились образные выражения о Родине, о её защитниках.

    Например: « Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

 «Враг хотел пировать, а пришлось воевать».

 «За правое дело стой смело».

   Воспитатель: А какие пословицы вы знаете?

   Дети: Родина-мать – умей её защищать.

 Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет.

 Родину любимую защищай, как мать родимую.

   Воспитатель: Молодцы! Всегда интересно поговорить с людьми, которые видели войну своими глазами, жили и воевали в те трудные для всех времена. Сегодня к нам в гости пришла Галина Ивановна.  Когда началась война, она была маленькой девочкой, вот такой, как вы сейчас. Мы попросим ее рассказать, как она увидела войну детскими глазами  и какой запомнила ее, как пришла победа, как люди ее встречали.

      Рассказ гостя.

    Воспитатель: Спасибо, Галина Ивановна, что уделили нам внимание и пришли к нам в гости. Вот как тяжёло было во время войны  для всего  нашего народа: и тех, кто воевал на фронте, и тех, кто остался в тылу и делал все, что нужно для победы (растил хлеб, делал снаряды, танки, самолеты, спасал и лечил наших раненых бойцов), тех, кто остался в немецкой оккупации,  помогал  партизанам  или сам с ними вместе воевал.

 Сейчас ещё живы те, кто много лет назад защитил нашу Родину от врага. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

 Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.

 Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

 Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?

   Ответы детей.

   Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы хотели бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и  помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.

     Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки.

   Воспитатель: Уважаемые гости! Наши дети готовились к предстоящему празднику Дню Победы. Они подготовили и для вас небольшой подарок.

   Геля и Эвелина читают стихи. После этого все дети под музыку «День Победы» дарят гостям открытки.

   Геля: Была война.

  И гибли люди.

  И шёл за Родину солдат.

 Он воевал.

  И был он храбрым.

  И бил фашистов всех подряд.

 И так дошёл он до Берлина.

 Четыре года воевал.

 Чтоб я о бабушкином папе

  Всем в День Победы

  Рассказал.

   Эвелина: Мир и дружба всем нужны,

 Мир важней всего на свете,

 На земле, где нет войны,

 Ночью спят спокойно дети.

 Там, где пушки не гремят,

 В небе солнце ярко светит.

 Нужен мир для всех ребят.

 Нужен мир на всей планете!

   Воспитатель: Ребята! Через пару дней будет великий праздник – День Победы! Кто-то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с Войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад.  Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.

 А сейчас наше занятие заканчивается. Давайте поблагодарим наших гостей за то, что они пришли к нам в гости и попрощаемся с ними.



Тематическая неделя

 в МДОУ « детский сад № 150»

для детей старшей и подготовительной групп

«Этот день мы приближали, как могли…»

 (посвящённой празднованию Великой Победы)

Актуальность:

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ДОУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм предполагает,   формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Цель:

развитие у дошкольников  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Тематический план:

Мероприятия с педагогами

Срок проведения

1

Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Победы

23.04-04.05.2012 г.

2

Изготовление атрибутов для оформления зала

23.04.-04.05.2012 г.

3

Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей с иллюстрациями и стихами, посвящёнными Дню Победы

23.04.-04.05.2012 г.

4

Оформление стенда « Мы живы, пока память жива»

23.04.-04.05.2012 г.

Мероприятия с детьми

1

Занятие познавательного цикла «Дороги войны» для детей подготовительной группы (приложение №1)

02.05.2012 г.

2

Интегрированное занятие «Песни фронтовые» (старшая группа) (приложение №2)

02.05.2012 г.

3

Занятие познавательного цикла «Дети войны» (подготовительная группа) ( приложение №3)

04.05.2012 г.

4

Оформление альбома « Наши земляки-герои»  

23.04.-01.05.2012 г.

5

Изготовление памятных подарков и открыток  для ветеранов

03.05.-07.05.2012 г.

6

Организация встречи с ветеранами (концерт) (старшая и подготовительная группы) ( приложение №4)

08.05.2012 г.

7

Выставка детской литературы на военную тематику (старшая и подготовительная группы)

01.05.-09.05.2012 г.

8

Оформление выставки детских рисунков «Нам не нужна война»

01.05.-04.05.2012г

9

Экскурсия по поселку к местам боевой славы

03.05.-07.05.2012 г.

10

Просмотр слайдов на заданную тематику

01.05.-08.05.2012 г.


Приложение № 1

Конспект познавательного  тематического занятия для детей подготовительной группы

« Дороги войны»

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными событиями войны- Сталинградской битвой, Ленинградской блокадой, наступлением на Москву, героической обороной Тулы, городами-героями.
  2. Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.
  3. Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.

Материалы и оборудование: фотовыставка с изображением боевых действий, блокадного Ленинграда, мини-макет реконструкции боевых действий, сражений за Сталинград,  ноутбук с меняющимися слайдами, демонстрирующими оборону Тулы, наступление на Москву; фотопазлы с изображением городов- героев.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день- день Победы. Вот уже 67 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. А сегодня я предлагаю вам пройти тот же путь, какой пришлось пройти нашим дедам по пыльным дорогам войны.  ( звучит музыка марша « Прощание славянки»)

На грозную битву вставайте! Защитники русской земли! Прощайте, прощайте, прощайте, прощайте, пожары пылают вдали!

( воспитатель подводит детей к стенду фотовыставки) Итак, 22 июня 1941 года ровно в 4 утра, Киев бомбили, нам сообщили, что началась война. Уже через 2 месяца основные события стали разворачиваться вокруг Ленинграда. В 1942 г  немцы взяли город в плотное кольцо, отрезали все пути к отступлению. 900  блокадных дней… Каждый из них был наполнен неимоверными страданиями. Особенно тяжело приходилось зимой. Немцы бомбили город несколько раз в день. В блокадном Ленинграде, среди высоких сугробов брели одинокие люди.

Недостаток пищи, наступившие холода и постоянное нервное напряжение изнурили осажденных. Шутки и смех исчезли, лица стали озабоченными, суровыми. Люди слабели, передвигались медленно, часто останавливались. Чрезвычайно редко можно было встретить краснощекого человека, и на него смотрели с удивлением: откуда он взялся? Ещё совсем недавно свист и разрывы снарядов тревожили нервы, заставляли людей настораживаться. Теперь же на разрывы снарядов мало кто обращал внимание. Ленинградцы глубоко погрузились в свои нерадостные мысли. Усилиями  советских воинов 18 января 1943 года блокада  была прорвана. На месте прорыва блокады теперь установлен мемориальный комплекс « Дорога жизни».

Стираются лица,
Стираются даты,
Порой ваша память не все сохранит.
Но видят и нынче седые солдаты
Приволжскую степь, черноморский гранит.

Какими путями прошли вы, солдаты,
Какие преграды сумели сломить.
Стираются лица, стираются даты -
Военных дорог никогда не забыть.

В октябре 1941 г немцы начали наступление на Москву. Давайте сядем за столы и посмотрим на экран . Немцы рвались к нашей столице, но на пути у них встали отважные туляки, наши земляки. Здесь фашистская армия потеряла 300 тыс своих солдат. Немцы уничтожили половину города- Щёкино, разгромили Ясную Поляну.

Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров.
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.

  Советским командованием было принято твердое решение: Москву не сдавать! И 7 ноября 1941 года в осажденной Москве состоялся парад Красной армии. Седьмого ноября, не переставая, мела метель – сугробы у Спасских ворот... Отсюда, с Красной площади, после парада, который продолжался шестьдесят две минуты, воинские части уходили прямо на фронт... наши доблестные войска отстояли Москву и враг не прорвался в столицу. Люди радовались , звучали песни. Давайте и мы с вами исполним небольшую композицию ( звучит песня « Синий платочек» дети исполняют танцевальную композицию)

Советские войска, показывая чудеса героизма и стойкости, дрались за каждый город…Два месяца длилась оборона Смоленска. Семьдесят дней – оборона Киева Семьдесят три дня – и оборона Одессы.

Страна стонала под чужими сапогами
Фашист германский пол-Европы растоптал
"Назад ни шагу, ведь уже Москва за нами!"
Слова священные здесь политрук сказал.

Дети давайте пройдём к нашему мини-макету.

К Волге – Матушке реке
Рвался враг в сорок втором,
Но дрался насмерть в Сталинграде
Каждый воин, каждый дом.

На страницах истории

Вписан штыком

Подвиг русских людей –

Героизм Сталинграда.

Над землей возвышаешься

Ты бастионом.

Стали стены твои

Неприступной преградой

1943-й. Сталинград! Сталинградская битва!

Эти слова не сходят с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей земли. Сумеет ли Красная Армия сломить хребет гитлеровской армии, остановить фашистское нашествие? По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой технике Сталинградская битва превзошла все предшествовавшие ей сражения и закончилась полной победой наших войск 2 февраля 1943 года.

Много лет тому назад

В сверхжестокой той войне

Защищали наши деды

                           Свой родной Сталинград.

Заслуга ваша велика

В борьбе с фашистскою оравой

Мы впишем золотом в века –

                            Героям Сталинграда – слава!

Сталинград – огня преодоленье,

Красный орден на груди земли.

Чтоб не отступить на берег левый,

Тысячи солдат здесь полегли.

В сорок третьем, наконец
Войне случился перелом
В сраженье танковом на Курской
Дуге, охваченной огнем.

Именно сталинградская битва стала переломным моментом в войне. С этого дня наши войска только наступали, а фашисты отступали.

                            Над городом славным,

Над Волгой широкой,

Где грозно промчался войны ураган,

Стоит нерушимый и виден далеко

                           Израненный в битвах Мамаев курган.

 Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит, победа будет за нами» – эти слова звучали повсюду. На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним. Русский солдат не знает преград.

  • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой.
  • Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
  • С родной земли умри – не сходи!
  • Где смелость, там и победа.
  • Кто дрожит, тот и от врага бежит.
  • Умелый боец – везде молодец.

Много городов героически отстаивали свою свободу, защищали нашу Родину. После войны этим городам присвоены звания « городов- героев». Давайте соберём пазлы , прочитаем названия городов и ещё раз их озвучим. ( дети собирают пазлы с изображением городов – Волгоград, Москва, Тула, Орёл, Смоленск, Одесса, Севастополь и т.д.)

 Воспитатель: Нелегкими были дни испытаний которые приближали к победе. Это были длинные версты войны. В масштабах Великой Отечественной войны – дорога длиной в 2600 км. Дорога длиной в 1418 дней.

Сначала ровно тысячу дней,
Потом еще 400 дней,
А после еще 18 дней
(так подсчитано) шла война.
Невозможно было не думать о ней.
Благословляла, крестила, казнила
И миловала она.

Сколько лет прошло со дня Победы,
Сколько мирных и счастливых лет.
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам: "Нет!"
Благодарны вам за то, что отстояли
Вы Отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки у детей сияли,
Вы на смерть шли, жертвуя собой.

Давайте же ещё раз поблагодарим наших героев, наш народ- освободитель, ведь именно русские люди сумели сломить фашистское нашествие. Давайте жить мирно, дружно и никогда не знать что же такое это страшное слово «война».


Приложение № 2

Конспект интегрированного празднично- тематического  занятия для старшей группы  

« Песни фронтовые»

Задачи:

  1. Познакомить детей с песенным репертуаром военных лет
  2. Дать представления о том, что песня в суровые годы войны была для солдат постоянным спутником, вела их к Победе, сопровождала в нелёгкие времена.
  3. Воспитывать уважение к подвигу советских людей.

Предварительная работа: разучивание песни « Священная война», « День Победы»; танцевальной композиции  под песню « Синенький платочек», сценки под песню « Тёмная ночь», танца под песню « Смуглянка» « Майский вальс»)

Ход занятия:

Занятие  начинается перезвоном Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!

Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Воспитатель:22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну.

 Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны. Наши войска уходили на фронт и провожали их не только близкие люди, но и патриотические песни. Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…

Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война".

 пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов, и все  испытывали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены. Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Давайте и мы с вами исполним один куплет этой песни. ( дети под аккомпанемент музыкального руководителя исполняют 1 куплет и припев песни).

То грустная, то вольная, как ветер,
То грозная, зовущая на бой,
Подруга-песня! Нет нигде на свете
Другой такой подруги дорогой.
Я уходил от берега родного,
И смерть, и подвиг видел я в бою,
И мне открылось песенное слово.
И отдал бою песню я свою.
В ее словах душа народа бьется,
В ней мать поет о сыне на морях,
В ней всё…
В ней подвиг, удаль краснофлотца,
И молодость, окрепшая в боях.

Война... Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. В хмурые вечера во время короткого отдыха между боями солдаты потихоньку пели эту душевную песню.

Хор исполняет песню "В землянке"(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).

Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу "Землянка", подобно другим лучшим песням военной поры, стала народной песней.

Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.

Подвиг мужества и любви совершили в годы войны русские женщины: солдатские жены и матери.

Наши доблестные воины защищая нашу Родину всегда знали, что дома их ждут матери, жёны, дети и именно своим близким посвящали они песни. ( звучит песня « Тёмная ночь», группа детей исполняют сценку по сюжету песни)

( дальше детьми исполняется сценка. Мальчик с гармошкой выходит и садиться на стульчик.  

Ребёнок Только взял боец трехрядку
Сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут
Обступают
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.

Девочка- санитарка Отморозил парень пальцы
Надо помощь скорую

Мальчик 
Знаешь, брось ты эти вальсы
Дай-ка ту, которую
И пошел, пошел работать,
Наступая и грозя,
Да как выдумает что-то
Что и высказать нельзя.

Девочка

Кто сказал, что нужно бросить
Песни на войне
После боя сердце просит
Музыку вдвойне. ( дети под песню « Смуглянка» исполняют танец- польку)

( по окончании танца дети садятся на стулья)

Воспитатель:  да, тяжело было солдатам на войне, в жестоких боях, но всё же они никогда не теряли надежду на победу, умели отдыхать и веселиться.

День Победы- это праздник, со слезами на глазах.

Труден был путь к Победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной!
Как с ревом рвались танки в бой,
Свистели снаряды, ракеты,
Пугали расправой мирных людей -
Нельзя нам вовек позабыть об этом

Звучит песня « Майский вальс»- дети танцуют вальс.

Вот так на сегодняшнем занятии мы услышали много фронтовых песен, все они такие проникновенные, грустные и забавные- они разные, они были и остаются  спутниками солдат на их трудном пути. Давайте же не забывать эти чудесные песни и отдадим им дань уважения.

1-й ребёнок :Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.

2-й ребёнок:Она сильна, ей правды хватит
Еще на много лет вперед, –
Она и нас с собой подхватит,
На самый гребень вознесет.

3-й ребёнок :И словно трепетное чудо
В себе услышав, осознав,
Что мы – причастны, мы – оттуда,
Где клен зеленый раскудряв,
Где синий видится платочек,
Где соловьи поют порой,
Где каждый Вася-Василечек
Не просто парень, а герой…

4-ый ребёнок:И надо всем – как в поднебесье,
Посмотришь – Родина видна,
Что и для тех, из давней песни,
И для поющих нас – одна.
Н. Веселовская


Приложение № 3.

Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы  «Дети военных лет».

Цель:

  1. Познакомить детей с именами детей-героев военных лет.
  2. Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы, формировать чувство гордости за их подвиги.
  3. Воспитывать уважение, трепетное отношение к именам детей-героев Великой Отечественной войны.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз  рассмотрим с вами альбом « Герои Великой Отечественной войны». ( дети рассматривают альбом) дети, вот  как много героев тех страшных лет мы знаем, а знаете ли  вы имена детей- героев войны, знаете ли вы как тяжело им приходилось тогда, в годы суровых испытаний, как много трудностей, горя выпало на их долю? Хотите я вам расскажу? Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте мой рассказ.

Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка из Бреста в первый день войны или десятилетний мальчик из блокадного Ленинграда. Вот посмотрите письмо мальчика( сложенное треугольником письмо):

Его я узнал не из книжки
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она,
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной,
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.

Дети и война – понятия несовместимые. ( воспитатель предлагает рассмотреть фотовыставку « Дети в мирное время и во время войны») Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством. 900 дней продержался в блокаде город-герой Ленинград. "Ленинградские дети"... До какого-то момента они были как все дети, смешливыми, веселыми, изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их (как до войны коллекционировали марки и конфетные фантики), убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом. А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это отношение оказывается красноречивее слов.

Война заставила детей стать мгновенно взрослыми, встать в один строй со взрослыми. Вот посмотрите на экран ( на экране компьютера или ноутбука воспитатель показывает слайды , изображающие пионеров-героев, детей- героев Советского Союза).

Но несмотря ни на что дети всё равно оставались детьми и они любили играть. Вы наверное устали, давайте тоже немного поиграем ( физкультуминутка)

Ну что ж вы немного отдохнули. Давайте продолжим. А ещё были на войне дети, которых голодных и промерзших  мальчишек и девчонок  привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. Командиры не могли устоять против детских слёз и оставляли их в полку, они так и назывались « дети полка»- вот посмотрите на экран.

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны

 ( после просмотра можно прочитать детям небольшой отрывок из повести В.П. Катаева « Сын полка»)

Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день!

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.

Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!

Я не напрасно беспокоюсь, –
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…


Приложение №4

Конспект тематического вечера, посвящённого встрече с ветеранами Великой Отечественной войны.

Ведущий. Скоро  мы  будем отмечать очень торжественный день - День Победы. К нам в гости пришли ветераны Великой Отечественной войны, встречайте их. (Все приветствуют гостей.)

9 мая – День Победы! Долог и нелегок был путь к победе. Низкий поклон воинам, с честью выполнившим свой долг перед Родиной: и тем, кто вернулся домой, и тем, кто не дожил до великого дня.

Ведущий
Сколько лет прошло со дня Победы,
Сколько мирных и счастливых лет.
Благодарны вам за то, отцы и деды,
Что сказали вы фашистам: "Нет!"
Благодарны вам за то, что отстояли
Вы Отчизну дорогой ценой,
Чтоб улыбки у детей сияли,
Вы на смерть шли, жертвуя собой.

Ребенок-чтец
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде сильны.

2-ой ребёнок

Война сердца вам опалила
Разлукой и безжалостным огнем,
Но все ж она в вас не убила
Того, что добротою мы зовем.
Нет никого на свете человечней
Людей, прошедших через ад войны.

3-ий ребёнок

Ведь им запомнилась навечно
Цена той ранней седины,
Что словно пеплом осыпала
Совсем еще мальчишечьи виски.
Хоть времени с тех пор прошло немало,
Но разве же уйдешь от той тоски,
Которая в сухих глазах стояла
Мальчишек, поседевших от беды.

4-ый ребёнок

Ведь и доныне жизнь не заровняла
Войны жестокие следы.
Вот почему чужая боль вас так тревожит,
И по ночам уснуть вам не дает.
С жестокостью мириться тот не может,
Кто ради счастья других живет!

Выходят поочередно  мальчики в военных рубашках, встают в шеренгу.

Мальчик-чтец 1
Вы в снегах замерзали,
И в болотах тонули гнилых,
В медсанбатах от ран умирали,
И друзей хоронили своих.

Мальчик-чтец 2
Вы заживо в танках сгорали,
И с гранатою шли на врага.
Жизнь свою вы за нас отдавали,
Хоть была она вам дорога.

Мальчик-чтец 3
Вам хотелось любить и смеяться,
Хлеб растить и ласкать сыновей,
К материнским ладоням прижаться,
Благодарнее став и мудрей.

Мальчик-чтец 4
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.

Ведущий
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. Ахматова
              
Мальчики поют песню "Баллада о солдате" муз. В.Соловьева – Седого,  сл. М, Матусовского.

Ребенок-чтец

Статистика войны
Дни войны переведу в мгновенья,
А мгновенья разделю на тех,
Кто с войной прожив короткий век,
За Победу жизнь отдал без размышленья.

Шла война и жизни уносила
За минуту десять человек.
У кого-то безымянная могила
У кого-то скромный монумент.

Дедушке война ночами снится,
Говорит он, что не видел снов страшней:
Улетают в бесконечность души-птицы
С криками последних журавлей…
А. Козолупенко

Звучит песня "Журавли" (поет М. Бернес). Дети танцуют (девочки в белых платьях, мальчики в военной форме).
В конце песни дети делают скульптуру – памятник и замирают, музыка звучит тихо.

Ведущий. Храбро сражались наши воины на фронтах Великой Отечественной. Посмотрите сценку «Мы военные» С. Михалкова. Она показывает, как воевали наши защитники.

Выходят дети, в их костюмах элементы военной формы.

Телефонист (с телефоном). Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.

Почти совсем не слышно вас.

Мы с боем заняли село,

А как у вас, алло, алло.

Моряк (смотрит в бинокль).  На горизонте самолет.

По курсу полный ход, вперед!

Готовься к бою, экипаж,

Отставить, истребитель наш.

Автоматчик. Вот я забрался на чердак.

Быть может, здесь таится враг.

За домом очищаем дом,

Врага повсюду мы найдем.

Летчик (с картой).  Пехота здесь, а танки тут.

Лететь осталось семь минут.

Понятен боевой приказ.

Все. Противник не уйдет от нас.

Рядовой (в пилотке, с орденом).  

Я пехотинец молодой.

С фашистом дрался под Москвой.

Не раз в разведку я ходил,

Меня полковник наградил.

Дети выполняют перестроение «Бравые солдаты» (музыка А. Филиппенко).

1-й ребенок.  Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордена.

Встань сегодня утром рано,

Выйди в город – погляди,

Как шагают ветераны

С орденами на груди.

2-й ребенок.  Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле,

Ярче светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Ведущий: Ветераны войны, вы России солдаты,
В сорок пятом с Победой вернулись домой.
И с тех пор навсегда имена ваши святы,
Ветераны войны, вам поклон наш земной.

Дети дарят ветеранам цветы и подарки. Затем располагаются вокруг ветеранов , и те рассказывают им истории, произошедшие с ними на войне. Общение продолжается несколько минут, затем организовывается чаепитие.


Салют

Над Москвой цветут цветы

Небывалой красоты.

В темном небе, словно сад,

Огоньки ракет летят.

Ровно в девять грянул гром,

Озарился каждый дом.

Не гроза грохочет тут –

Это праздничный салют!

То погаснет яркий свет,

То взлетят снопы ракет.

И опять светло, как днем,

Над рекой и над Кремлем!

Прогремел он двадцать раз,

В темном небе свет погас.

Но стоят ребята, ждут,

Пусть еще гремит салют!

                                Л. Некрасова

* * *

Победа! Победа! Великое слово,

В нем слава Отчизны и слава бойца,

Оно трепетать заставляет любого,

Оно, как огонь, зажигает сердца,

Рассеялись черные тучи,

Над Родиной солнце встает.

И голос народа могучий

Победную песню поет.

Победа! Победа! И залпы гремят над Москвою,

И радости светлой настала пора,

Да здравствует русский прославленный воин!

Народу великому грянем «Ура»!

* * *

Скольким детям возвратили

                                        детство.

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской –

Люди, победившие войну.

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.              

Г. Рублев        

май звенит

Май звенит веселой песней,

Облетает край родной.

Здравствуй, праздник наш чудесный.

Здравствуй, праздник дорогой!

По-весеннему нарядна

Вся российская земля.

Над Москвой сияют ярко

Звезды древнего Кремля.

Развеваются знамена,

Трубы медные поют.

Скоро, скоро над страною

Грянет праздничный салют.

                                                                           Ж. Агаджанова

цветные огоньки

В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные шары.

Голубые, красные,

Разные-разные:

Желтые, зеленые

Воздушные шары!

Очень любят шарики

Ребята в эти дни.

У каждого за пуговку

Привязаны они.

Разные-разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые

Воздушные шары!

Вот над нашей улицей

Летят они, легки,

Как будто в небе вспыхнули

Цветные огоньки.

Разные-разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые

Цветные огоньки.

Я. Аким

на параде

Взял меня с собою брат,

И пошли мы на парад.

Дул в лицо нам ветерок,

Я в руке держал флажок.

Всюду песни, всюду смех,

Я смеялся громче всех.

В синей-синей вышине

Улыбалось солнце мне.

                                        М. Пляцковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективно-тематическое планирование темы "День Победы" (ФГТ)

Примерное перспективно-тематическое планирование темы "День Победы" (ФГТ)...

Сценарий музыкально-тематического занятия "Этот День Победы"

Сценарий музыкальн-тематического занятия, посвященного празднику Великой Победы...

Сценарий тематического мероприятия "Этот День Победы...".

Материал разработан для детей старшего дошкольного возраста , а именно для детей подготовительной группы детского сада, может быть использован педагогами дошкольного образования и учителями начальных ...

Тематическое занятие "9мая - День Победы"

Сохранить народную память, воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны. Рассказать о детях войны, как они помогали приблизить час победы....

Итоговое тематическое занятие-экскурсия «День Победы» для детей подготовительной к школе группы

Приходят люди к Вечному огнюПриходят, чтобы низко поклониться;Тем, кто погиб в жестокую войнуИх подвигами Родина гордится....

Тематическая неделя "Этот день Победы порохом пропах..." (для родителей)

Тематическая неделя "Этот день Победы порохом пропах..."...

Конспект тематического занятия "Этот День Победы" (подготов. группа)

Конспект тематического занятия, посвящённого главному празднику нашей страны Дню Победы. Целью мероприятия поставили:  Приобщение детей к музыке, к миру искусства, развитие нравственно-патри...