Статья: "Великий учитель - природа"
статья по окружающему миру на тему

Гончарова Галина Владимировна

Статья: "Великий учитель - природа" предназначена для педагогов и родителей. В статье раскрывается значение Природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Даны рекомендации воспитания и образования детей в процессе ознакомления с природой. "Нужно воспитывать в ребёнке умение понимать природу такой, как она есть на самом деле, со всеми её естественными, такими простыми и в то же время великими в своей гармонии свойствами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_velikiy_uchitel-priroda.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ – ПРИРОДА

«Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя её впечатления, пережить те мысли и чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет щеки и уши; им нужно насладиться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывая от жары, прятаться от неё в тени леса, мокнуть под дождём, шлёпать по грязи. Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках и зоологических садах».

Каптерев

Нужно воспитывать в ребёнке умение понимать  природу такой, как она есть на самом деле, со всеми её естественными, такими простыми и в то же время великими в своей гармонии свойствами. Для этого нужно уметь наблюдать, анализировать и обобщать: в настоящем видеть прошлое, в единственном зёрнышке предугадывать будущее поле прекрасных цветов и, главное, умом и сердцем понять закон единства живого и неживого, прошлого, настоящего, будущего, понять, что пренебрежение извечными законами всеобщей связи явлений может привести к гибели жизни на земле. И поэтому задача каждого человека – беречь природу не только во имя собственного благополучия, но и во имя будущих поколений.

        Наблюдательность – это то – драгоценное свойство человека, благодаря которому он способен ориентироваться в окружающей среде, понимать  разнообразный мир природы, контактировать с людьми. Как же развивать наблюдательность?  Необходимо воспитывать эмоциональное начало, порождающее у ребёнка удивление, восхищение, радость от пережитого, желание новых встреч. При первой же возможности, в любое время  года, лишь бы погода была сносная, отправляйтесь  в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершины холмов, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных, как стрелами, лучами солнца…

        Отнесите гостинцы  лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте сделать привал. Может быть, вам посчастливится увидеть  проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями – синичками. Радость встречи с живым существом надолго останется в памяти детей,  пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

        Важно научить детей устанавливать связи природных явлений. Вот главнейшие из них: солнце выше на небосводе – день длиннее, ночь короче, на улице теплее. Больше света и тепла – всё тронулось в рост. Нет дождя, нет влаги – и тёплое солнышко не помогает жизни растений. После первого дождя всё сразу зазеленело, потому что напоённые влагой почки лопнули и появились нежные листочки – у кого бледно – зелёные, у кого пурпурные. Ветер с запада приносит дожди, с севера похолодание, а южный – зной и засуху.

В каждом времени года, в каждом из его двенадцати месяцев есть неповторимое чудо, своя нежная прелесть, свои радости. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поёт скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Осенняя природа даёт богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очередность.

Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. Птицы улетают в тёплые края. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».

Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они зелёные, а теперь стали красными, жёлтыми, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.

Полюбуйтесь с детьми красавицей – рябинкой в осеннем наряде. Красочно опишите её: « Это красивое, стройное и высокое дерево. Осенью она стоит, словно накинула на плечи нарядную шаль, расшитую резными золотисто – красными листьями. Словно красавица – девица украсила себя ожерельем из алых ягод».

Полюбуйтесь осинкой, её ярким осенним нарядом. Понаблюдайте, как порывистый ветер раскачивает ветви, срывает листья, и они шуршат, шепчутся о чём – то.

Полюбуйтесь березкой, её стройностью, белым стволом и тёмными чёрточками и полосками по стволу. Осенью листочки на берёзке начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Понаблюдайте, как  налетает ветер, срывает листья, и они словно золотые монетки, падают на тёмную сырую землю.

Рассмотрите с ребёнком липу в осеннем наряде. Полюбуйтесь, как она роняет листья, похожие на золотые сердечки. Рассмотрите плоды липы. Это маленькие, тёмно – коричневые орешки. Они собраны в гроздья и снабжены широким тонким крылышком, которое помогает семенам разлетаться по всей округе.

Предложите детям побегать по листьям, поиграть с ними, собрать яркий, красочный букет из осенних листьев. Предложите ребёнку глубоко вдохнуть, спросите, чем пахнет осень. Невозможно забыть чудесный запах осеннего вянущего листа.

В зимнее время года, когда идёт снег, понаблюдайте, как меняется всё вокруг. Учите детей видеть красоту зимнего наряда деревьев. Полюбуйтесь, как искрятся и сверкают на солнце снежинки на деревьях, будто природа одела их в одежды, украшенные драгоценными каменьями. Собираясь на лыжную прогулку в зимний лес, захватите с собой всё необходимое для птиц и зверушек: семена, кусочки сала, морковку. Кочерыжки от капусты. А на следующий раз по следам попробуйте прочесть, кто побывал в вашей общественной столовой.

Весной учите детей видеть сезонные изменения в природе. Учите их слушать капель, радостное чириканье воробьев. Природа пробуждается, всё вокруг будто пробуждается после длинного зимнего сна, оживает. Обратите внимание детей на проталины: там уже появилась нежная зелёная травка. Полюбуйтесь с детьми первыми весенними цветами. Они так нежны и красивы! Рассмотрите первоцветы. Рассмотрите, какие у них листья, стебли, корни. Расскажите ребёнку, почему подснежник может первым зацвести, когда ещё  мало тепла и земля не полностью согрета. Оказывается, луковица, из которой навстречу первым весенним лучам тянется цветонос с пучком белых или голубых бутонов, имеет так много питательных веществ, что растению не надо ждать, когда окончательно пробудятся живительные соки ещё дремлющей почвы. Вы раскрыли тайну одного из первоцветов, позволили понять ребёнку логику жизни лесного растеньица. Пусть теперь он сам, залюбовавшись букетом садовых тюльпанов, построит своё предположение. В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми серёжками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити. Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зелёной хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.  

Летом всё расцветает, всё преображается и наполняется яркими красками. Полюбуйтесь с детьми пёстрыми красками луга. Зелёным нарядов красавцев деревьев. Когда вы бываете за городом, то старайтесь обратить внимание ребёнка на открывшуюся панораму, нарисуйте словесную картину того, что видите, охватывая как можно большее пространство, выделяя несколько планов. А иногда хорошо взять с собой томик любимых стихов или книгу Пришвина, Паустовского, Пушкина, почитать вслух. Такое чтение поможет детям увидеть окружающее глазами большого художника, а это позволит им подняться на новую ступень понимания литературного произведения.

Продолжая поддерживать в ребёнке многогранность познавательных интересов, важно сделать их в определённое время более целенаправленными, углублёнными. И тут неоценимым помощником должны стать чудесные книги о природе: Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скребицкого, Э. Сетона – Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными фактами. Но есть и специальная справочная, а также научно – популярная литература, которая в краткой, доступной форме расскажет о самом важном.

        «Логика природы, - говорил К.Д. Ушинский, - есть самая доступная для детей логика». Когда мы произносим «логично», то тем самым подтверждаем, что это соответствует реально существующему, не противоречит тем связям и взаимоотношениям, которые характерны для природы. Свойство человеческого разума состоит в том, что при первом же взгляде на предмет человек почти непроизвольно ставит вопрос: кто это или что это? Развитие наблюдательности неразрывно связано с формированием логического мышления. Для того, чтобы ребёнок умел видеть, надо научить его выделять существенные и несущественные признаки предметов. Рассматривая предмет, выделяя его существенные признаки, не забудьте использовать сравнение с хорошо знакомым предметом.

Природа гармонична. И в этой гармонии всё взаимосвязано, сплетено, подчинено единым великим законом. Мы постоянно испытываем на себе ритмичную, из века в век повторяющуюся смену дня и ночи, смену времён года. Эта цикличность жизни приносит нам радость смены ощущений, настроений. Она позволяет ежегодно как долгожданного гостя встретить весну с её пробуждением, первоцветами и надеждами, лето с буйством трав, ароматов, щебетанием птиц, богатую всевозможными красками и мягким теплом плодородную осень, белоснежную пушистую зиму с ядрёным морозцем и метелями. Она учит нас эстетическому восприятию мира, каждый раз неожиданно по новому раскрывая нам прелести жизни

Надо, чтобы общение с природой не только будило в детях творческие начала, но и воспитывало чувство высокой ответственности за родную природу перед обществом и будущими поколениями. Прочитайте детям замечательные слова М.М. Пришвина:

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем сохранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Мы стоим на гуманной позиции в вопросе взаимодействия человека и природы. Люди должны передать по наследству своим потомкам не разрушенную цивилизацией пустыню, а цветущую, плодородную землю. Охрана природы возведена у нас в ранг государственного закона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В наставницы возьмем природу, учительницу учителей"

Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли,...

Конспект НОД в подготовительной группе: "Поможем Шустрику стать великим математиком"

Формирование устойчивого интереса к математическим знаниям - основная цель занятия!...

"Великий учитель - природа"

Консультация для педагогов....

Статья «Великая война: наследие и наследники»

Память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели: и террора и войны, как тяжелого труда и кровавой бойни.Наши дети - главны...

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ -ПРИРОДА

РАСШИРЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...

Статья "Великая Пасха у дверей!" 1 младшая группа

     Пасха-это христианский и самый значительный православный праздник. Взрослые и дети всегда с нетерпением ждут его. Пасха — самый радостный и большой праздник христиан. ...

Великий учитель - природа

Ознакомление с окружающим миром...