Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности. «Волшебница-Вода»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_poiskovo.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности. «Волшебница-Вода»

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Тема: Волшебница - Вода

Программные задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и расширить знания детей о воде; познакомить со свойствами воды (не имеет формы; не имеет запаха; не имеет вкуса; вода-растворитель, воду надо очищать)

2. Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.

3. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

- закреплять умение работать с прозрачными пластмассовыми стаканчиками, палочками;

- закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

1. Активизировать и обогатить словарь за счет слов: вода- жидкость, вода-лед, вода-пар, вода не имеет формы, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода – растворитель, фильтр.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

2. Прививать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Дидактические игры: Какая бывает вода». «Разрезные картинки»,

4. «Сказки о природе «Е. Пермяк, «Русалочка» Г. Х. Андерсен и др. ; отгадывание загадок о воде.

5. Проведение экспериментов на тему» Превращения воды».

6. Изобразительная деятельность:

- лепка «Морское царство»;

- рисование «Золотая рыбка», «История Капельки»;

- аппликация «Аквариум».

7. Наблюдения за водой на прогулке.

Материал и оборудование для занятия: иллюстрации по теме «Вода», мяч, голубое ведерко с капельками по количеству детей, маска Тучка, магнитофон, аудиозапись «Дождь», «Ручеёк», «Река», «Море», аудиозапись Angelight «Тепло дождя»; ноутбук; схемы свойств воды, фото с изображение системы очистки на очистных сооружениях; большие капли – 5 шт. указатели центров, игрушки –сюрпризы.

Опыты:

для воспитателя:

- поднос с предметами (кувшин с водой, резиновая перчатка, стакан пластмассовый, пластмассовая бутылка, блюдце, кружка железная, пластмассовая банка; поднос маленький, салфетка- 2шт., воронка.

- на каждого ребенка:

- поднос маленький, салфетка, ложка пластмассовая, 1 стакан с водой, 1 стакан сока, 1 пустой стакан, стаканчик с веществом, для растворения в воде (у каждого из детей вещества разные: сахар, соль, мука, гуашь, масло растительное, крупа рисовая.) , воронка, 2 салфетки, соломинка для коктейля-2 шт.

Утренний сбор:

Воспитатель: Ребята, мы снова вместе. Я очень рада. Сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Я предлагаю начать день с приветствия. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с вами.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, отгадайте загадку:

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда -

Руби хоть топором!

Нагрей ее- и к небесам она

Взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее … (вода) .

Дети: Вода

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о воде.

Давайте вспомним, какой бывает вода на нашей планете?

У меня в руках волшебный мяч. Я бросаю мяч одному из вас, задаю вопрос: «Какая бывает вода? », вы ловите мяч, отвечаете на вопрос и возвращаете мяч мне. Правило такое, никто никому не подсказывает, только я могу помочь тому, у кого волшебный мяч.

Дети: море, речка, из водопроводного крана, снег, лед, туман, роса, дождь, айсберг, холодная, горячая…

Воспитатель: Правильно, дети. Вода есть в морях, океанах, озерах, реках, прудах, ручьях. Вода падает на землю в виде дождя. При нагревании вода превращается в пар. Вода бывает в замерзшем виде - снег, лед. Все это разные формы воды. Но в любом виде она необходима человеку.

Воспитатель: Давайте поиграем, представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Возьмите из голубого ведерка капельки воды, которые вам понравились.

Вот теперь мы настоящая семья.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки.) звучит аудиозапись ручейка.

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) звучит аудиозапись речки?

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) звучит аудиозапись моря.

Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (руки вверх потянули.) Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и затем возвращаются к воспитателю.

Капельки, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие по разным уголкам Земли! Вас ждет много интересного.

1. В гостях у Синей Капельки вы познакомитесь со свойствами воды, научитесь очищать воду (вывешиваю на доску картинку с проведением опытов) .

2. В гостях у Желтой Капельки вы сможете помочь Раку найти друзей. Рисовать вы будете не кисточками, а зубочистками (фото работ в стиле «граттаж».

3. В гостях у Зеленой Капельки вы сможете помочь морским обитателям вернуться в свой родной дом. Вы будете рисовать пластилином морских обитателей (работа из пластилина) .

4. В гостях у Красной Капельки вы сможете сделать кораблики и спустить их на воду. Кораблики будете делать из бумаги (фото кораблика) .

5. В гостях у Оранжевой Капельки можно будет послушать сказку «Два ручья».

Воспитатель: Капельки, посмотрите на фотографии и выберите то место, где вам хотелось бы побывать. Капельки, счастливого пути!

Дети расходятся по центрам.

Ход занятия:

1. Организационная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Эти фотографии помогут вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлых занятиях (презентация «Вода»)

Воспитатель: Дети, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему?

Дети: Это плохо, потому что засохли бы растения, от жажды умерли бы люди, рыбы.

Воспитатель: Правильно, ребята.

1. Вода нужна растениям, животным, рыбам - всему живому на Земле.

2. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам, в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.

3. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.

Воспитатель: Мы видим, что без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с её свойствами.

3. Основная часть:

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Круглое, румяное для детей желанное? Что это?

Дети: Яблоко

Воспитатель: Молодцы, правильно - это яблоко. А какой формы яблоко?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А как вы думаете, какую форму имеет вода?

Дети: круглой, треугольной, квадратной.

Воспитатель:

Сейчас мы и выясним, какую же форму имеет вода?

Давайте вспомним правила безопасности, которые мы должны соблюдать при проведении опытов.

1. Нельзя без разрешения пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться) .

2. Нюхать вещества и растворы нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть едкими и обжечь дыхательные пути) .

3. Выполнять указания воспитателя.

ОПЫТ 1:

Воспитатель: У меня на подносе лежат разные предметы. Владик возьми резиновую перчатку, Настя Р. возьми стакан, Геля, возьми пластмассовую бутылку, Арина возьми - блюдце, Арсений возьми – пластмассовую банку, Снежана - возьми железную кружку,

Воспитатель: Я наливаю воду в ваши сосуды, какой формы вода?

Дети: как стакан, как перчатка…

Воспитатель: Да, дети, у Владика вода приняла форму перчатки, у Насти – форму стакана, у Гели - форму бутылки, у Арины форму блюдца, у Снежаны- форму кружки, у Арсения форму пластмассовой банки. Почему вода приняла разные формы?

Дети: Вода жидкая, текучая.

Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет формы») .

ОПЫТ 2: А теперь садимся за столы.

Перед вами стоят 3 стакана: 1 стакан с водой, 1 стакан с соком, 1 пустой стакан.

Воспитатель: Дети, возьмите соломинку и попробуйте воду из стакана. Имеет ли вода вкус?

Дети: нет, не имеет.

Воспитатель: А теперь попробуйте сок. Имеет ли он вкус?

Дети: Да имеет, вкус вишни.

Вывод: Вода не имеет вкуса, но бывает, когда человек хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса он не чувствует.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет вкуса) .

ОПЫТ 3:

Воспитатель:

Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет?

Дети: ничем не пахнет.

Воспитатель: Понюхайте ещё.

Вывод: Вода не имеет запаха, однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

(Вывешиваю схему «Вода не имеет запаха) .

ОПЫТ 4:

Воспитатель: Ещё одно свойство воды - в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом.

Возьмите маленькие стаканчики и поставьте их перед собой. Содержимое стаканчиков у каждого из вас разное. Постарайтесь определить, что это за вещества? Их можно понюхать, попробовать на ощупь. (У детей находятся разные вещества)

Настя Р: сахарный песок.

Арсений : соль

Арина: мука

Геля: масло растительное

Владик: рисовая крупа

Снежана: гуашь красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно определили, какие вещества находятся на ваших столах.

Воспитатель: Дети, возьмите ложку вашего вещества и растворите её в стакане воды. Что вы видите?

Настя: Сахар растворился в воде.

Арсений : соль растворилась в воде

ВЫВОД Воспитатель: Да, дети, сахар и соль растворились в воде, вода при этом осталась прозрачной.

Арина: мука растворилась в воде, но вода остается мутной.

ВЫВОД Воспитатель: Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука осядет на дно, но растворы продолжают оставаться мутными.

Снежана: гуашь красного цвета растворилась в воде и изменила ее цвет. Вода стала красного цвета.

ВЫВОД Воспитататель: Некоторые вещества растворяются в воде быстро и при этом изменяют свой цвет.

Геля: масло растительное не растворилось в воде, растекается пленкой по поверхности.

ВЫВОД Воспитатель: Масло не растворяется в воде, оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.

Владик: рис не растворился в воде

ВЫВОД Воспитатель: Рис не растворился в воде.

ВЫВОД Воспитататель: Некоторые вещества растворяются в воде, а некоторые не растворяются.

(Вывешиваю схему «Вода – растворитель) .

Воспитатель: Дети, все вы устали, выходите в круг, немножко отдохнём.

Физкультминутка «Дождик» под музыку Angelight «Тепло дождя»

Дождь зелёный лес полил (прыжки на месте)

Все деревья напоил (ладошки лодочкой, показать, как мы пьем воду)

Кустики умыл, цветочки (движение умывания)

Все поля, луга и кочки

И под каплями дождя (руки внизу, ладошки в стороны, покачиваемся)

Улыбается Земля (улыбаемся)

Дождику поставь ладошки (ладошки вверх)

Пусть помоет их немножко (движения ладошками)

С капельками подружись (повернулись друг к другу «Горячие ладошки)

Поиграй (хлопаем в ладоши друг другу)

И покружись (кружимся)

Воспитатель: Дети, мы немножко отдохнули и теперь можем приступить к работе.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете воду из ваших стаканчиков можно пить?

Дети: нет, она грязная.

Воспитатель: А теперь мы нашу воду попробуем очистить.

Это можно сделать с помощью фильтра.

Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Если нет салфетки, можно взять марлю или вату.

- Возьмем фильтр, поместим в воронку. Воронку поместим в пустой стакан. Давайте посмотрим, как работают наши фильтры.

- Каждый из вас берет раствор воды и выливает его в стакан с фильтром?

- Что мы видим? (вода очищается)

Геля, очистилось вода от растительного масла (да)

Воспитатель: Масло удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что оно не растворилось в воде; на фильтре хорошо видны следы масла.

-Владик, очистилась вода от крупинок риса (да)

Воспитатель: рисовую крупу удалось отфильтровать быстро и хорошо, потому что он не растворился в воде; на фильтре хорошо видна крупа.

-Арина, очистилась вода от муки? (не очень)

Воспитатель:После фильтрования раствора муки в отфильтрованном растворе остались мелкие частички муки, которые смогли пройти через фильтр; большая часть муки осталась на самом фильтре.

-Арсений очистилась вода от соли? (нет, не осталось следов на фильтре.)

-Настя, очистилась вода от сахарного песка? (нет)

-Снежана, очистилась вода от раствора краски? (нет, фильтр изменил цвет, стал красный и от фильтрованная вода цвет не изменила.)

Воспитатель: Хуже всего от фильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор краски (после фильтрования раствора краски цвет фильтра изменился, но и от фильтрованный раствор тоже остался красным.

- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки Великой. Но можно ли пить такую воду? Нет, потому что в ней могут встретиться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, и только после этого она попадает в водопровод (фото системы очистки). Но даже такую воду пить нельзя. Воду нужно кипятить. И только после это ее можно пить.

Воспитатель: Ребята, всем нужна чистая вода, как мы можем этому помочь?

Дети:

1Не бросать мусор в водоёмы.

2. Не тратить воду зря.

3, Закрывать кран после пользования.

4. На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все хорошо занимались на занятии

Итоговый сбор.

Воспитатель: Дети-капельки, возвращайтесь все ко мне и расскажите, что вы делали?

Воспитатель: Капельки, чем вы занимались в гостях у Синей Капельки

Дети: Мы познакомились со свойствами воды, учились очищать воду.

Воспитатель: Ккапельки, чем вы занимались в гостях у Желтой Капельки?

Дети: мы смогли помочь Раку найти друзей (показывают работы) .

Воспитатель: Капельки, чем вы занимались в гостях у Зеленой Капельки?

Дети: Мы помогли морским обитателям вернуться в свой родной дом.

Воспитатель Капельки, чем вы занимались у Красной Капельки?

Дети: Мы построили кораблики и пустили их в плавание.

Воспитатель Капельки, чем вы занимались у Оранжевой Капельки?

Дети: Мы слушали сказку Два ручья.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы все сегодня активно работали, на память о нашем занятии я хочу вам подарить необычные игрушки. Если их положить в воду, они начинают расти! Дома вы проведете эксперимент и увидите, что произойдет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха на 2 году обучения.

Данный конспект является одним из серии занятий разработанных мною по поисково-познавательной деятельности детей с нарушением слуха в разных возрастных группах. Конспект содержит методические приёмы п...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности Царица-водица

Цель:-   уточнять и расширять знания детей о воде, ее роли в жизни человека и *кивых организмов, о свойствах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки);-   дать элем...

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей во II младшей группе «Волшебная капелька».

Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности детей во II младшей группе«Волшебная капелька»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница - вода" в первой младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...