Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Каревская Елена Викторовна

 

        В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура еды, культура общения, взаимодействие с родителями. Описаны цели и задачи, методика работы с детьми в процессе повседневной жизни.

Рекомендуется воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karevskaya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Дети – наша гордость. В них все нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида? Главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. Жизненные условия, в которых находится ребенок: влияние радио и телевидения, литературы, музыки, компьютерных игр, общения, требуют постоянного внимания к подрастающему поколению. Поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни.

Анализируя поведения детей, пришла к выводу: у детей подготовительной группы не прочно сформированы навыки культурного поведения. Не всегда первыми здороваются со взрослыми. Забывают благодарить за оказанную помощь. В группе царит разногласие, дети не умеют справедливо решать споры, оценивать свои поступки. Не умеют под контролем держать свои эмоции.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…

Вопросу нравственного  воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, М.А. Бесовой, В.В Попопвой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка.

Так процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении  повседневной жизни ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю реализовывать свои задачи при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей.

Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией Л.С. Колмогоровой предназначено для педагогов, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам. В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе. В методическом пособии «Будьте вежливы всегда» под редакцией О. Н. Демидовой предоставлены апробированные занятия для детей старшего возраста по нравственному воспитанию с использованием новых технологий.

Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском саду.

Изучив данные методические пособия, проанализировав поведение детей, появилась идея создать методическую разработку по теме: «Современный этикет и культура поведения детей дошкольного возраста».

Культура поведения складывается из уважения к другим людям, доброжелательности и знания этикета. Этикет же состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры. Этикет требует от человека вести себя в соответствии ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.

Для решения данной проблемы  была поставлена следующая цель: формирование у детей навыков культурного поведения.

Цель, обусловила постановку следующих задач:

1.Развивать  потребность детей к использованию правил столового этикета.

2. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, прививать культуру общения.

3. Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию у детей правил культуры поведения.

 Апробация методической разработки проходила в течение года с детьми подготовительной группы МДОУ Д/с № 14 города Белово.

Формирование навыков этикета и воспитание культуры поведения дошкольников чрез использование  разнообразных методов и приемов в повседневной жизни детей

В современных комплексных программах задачи по нравственному воспитанию выделен по-разному. Так в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников. Раздел нравственное воспитание выделен лишь в «Программе обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей. В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Ни в одной программе нравственное воспитание  не входит в сетку занятий, поэтому воспитатели часто опускают этот раздел, как воспитательный, и прибегают к нему от случаю к случаю. Но ведь именно он является одним из главных. Если ребенок не станет великим математиком – это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, то зря мы его учили всему остальному. Анализируя комплексные развивающие программы, можно выделить следующие недостатки:

  • Недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры.
  • Отсутствуют рекомендации по проектированию предметно-развивающего пространства, направленные на реализацию потребностей ребёнка в самопознании и творческой самореализации.
  • Не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.

В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел.

За основу своей методической разработки решила взять три направления: Культура еды, культура общения, работа с родителями. В каждом направлении  определила задачи, тематику и содержание работы,  как с детьми, так и с взрослыми.

Направление

Показатели

методы

Культура еды

Формировать навыки культурного поведения за столом;  развивать умение правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами.

Показ, дидактические игры, наглядный материал, этические беседы, игры -соревнования, развлечения.

Культура общения

Формировать качества, как отзывчивость, справедливость и скромность; учить доброжелательно оценивать поступки других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться сообща;

учить выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Художественное слово, наглядный материал, традиции группы, этические беседы, игровые упражнения, сюжетно-ролевая игра, тсо, развлечения

Работа с родителями

Познакомить родителей с правилами этикета, привлечь к совместной работе по воспитанию у детей правил культурного поведения

Папки-передвижки, посещение на дому, индивидуальные беседы, дни открытых дверей.

  Культура еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.  Умение вести себя за столом одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. 

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

  • На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка.
  • За столом сидим с чистыми руками.
  • Нельзя класть локти на стол во время еды.
  • Есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
  • Застолье проходит без окриков и резких замечаний.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками.
  • Обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Постепенно в игровой и шутливой форме ребенку внушалась разумность этих правил, и  доводилось до их сознания. Для этого были подобраны ряд дидактических игр по формированию столового этикета: «Поведения за столом», «Путешествие в королевство столовых приборов», «К нам пришли гости», «Угощение».  Использовался плакат: «Правило поведения за столом».  Красиво накрытый стол создает особое настроение.  Детям, которые дежурят по столовой, чтобы легче запомнить и добиться красивой сервировки стола предлагалась схема: «Как правильно накрыть стол». Не следует заставлять ребенка заучивать правила сервировки, он обязательно запомнит их при постоянном и заинтересованном участии в это деле. Важно, чтобы ребенок понял, что люди придумали эти правила, чтобы во время застолья под рукой находилось все необходимое для еды. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Для закрепления навыков и умений был организован «Праздник красивого застолья». Перед воспитанниками поставлена задача: есть красиво и правильно, мальчикам ухаживать за девочками. Лучшему участнику праздничного застолья, самому аккуратному, старательному и внимательному кавалеру, самой красивой даме, знатоку столового этикета, были вручены поощрительные призы. В результате проведенной работы, дети освоили правила этикета, научились правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, усвоили понятие хорошие манеры. Дети научились красиво размещать бумажные салфетки в салфетницах (скручивать их в трубочки или разрезать на треугольники)   украшать стол маленькими вазочками с цветами, правильно сервировать стол.              

 Самым трудным в своей работе считаю воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Человек,  постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать этикет, общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. А.П. Чехов писал: «Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…2. Не лгут даже в пустяках… 3. Они не суетны… 4. Если имеют в себе талант, то уважают его.… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.… Тут дорог каждый час». У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения. Умение устанавливать доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, помогающие  познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества.

 Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируется черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить отношения со сверстниками:  сначала, в детском саду затем в школе. Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих вместе радоваться, переживать, испытывать чувства удовлетворения, проявлять доброжелательность. Чтобы разнообразить повседневную жизнь ребенка каждое утро у нас начинается с традиционного лозунга: «Заходи! У нас все можно!» Показываю солнышко, и хором проговариваем все, что можно делать в группе (думать, грустить, любить, фантазировать, играть, выдумывать, дружить, прощать, шутить, искать, сомневаться, ошибаться, мечтать). Утро начинается жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня.

Обычно у детей конфликты начинаются из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Практика показала, что наказаниями ничего не добьешься.  Наказывая, мы растим детей неискренними так  как в присутствии воспитателя они не дерутся,  не грубят, а когда нет рядом взрослого сразу начинаются ссоры. Для устранения конфликтных ситуаций использовалось художественное слово: «Не дразнись, не обзывайся», «Решай споры словами, а не кулаками». Для установления контактов со сверстниками, умение без криков и ссоры договариваться применялись игровые упражнения. Например, в игре «Ожившие картинки» предлагалось повторить изображенные действия. Сначала «оживили картинку» где девочки ссорятся, затем «оживили» вторую «Помирились». В заключении дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их, определили, что ссориться нехорошо. Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания. На первых порах дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «плохо хорошо», «правильно  неправильно» Но постепенно они научились объяснять, чем тот или иной поступок им неприятен, пользоваться словами вежливый, заботливый, внимательный.  Чтобы закрепить правила культурного поведения в группе оформлен макет «Что такое хорошо и что такое плохо», на который дети помещают соответствующие картинки из серии «Я и мое поведение».  В группе сложилась традиция подводить итог дня. Дети рассказывают о своем поведении, что, по их мнению, сделано хорошо и правильно, а над чем надо задуматься.

 Не менее важно использовать в работе этические беседы. Посредством бесед в сознании  детей связывается разностороннее представление в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. В этическую беседу включаю отрывки художественных произведений, пословицы, загадки, содержание которых помогают систематизировать и обобщить представления о нравственности. В результате их использования дети научились рассуждать о добре и зле, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

У детей в течение дня возникает много вопросов. Дошколята отличаются любознательностью. «Почемучки» интересуются всем. Воспитатель не должен оставлять без внимания детские вопросы, поддерживать их интерес к познанию. Не на все вопросы можно сразу найти ответ. Предлагаю ребенку рассмотреть книгу, где есть ответы на любы вопросы. Важно воспитать бережное отношение к книги.  Дидактическая игра «Книжный доктор»дает возможность показать как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь. на них ответить. Для того, чтобы книги были в порядке мы придумали правила:

  • Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки – чистые ли они.
  • Книгой пользуются в специально  отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке.
  • Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.
  • Береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
  • Не играй с книгой, она от этого портится.
  • После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место.
  • Правильно храни книгу, в специально отведенном месте – в книжном шкафу или на полке.
  • Если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Поэтому особое значение придаю игре. В работе с детьми  использую коллективные игры-упражнения, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Для закрепления вежливых слов проводилась игра «Кто больше». Дети делились на две команды и по очереди называли соответствующие слова. Та команда, которая называла больше слов, считалась выигравшей. Одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

 Так в сюжетно-ролевой игре «Поход в театр», дети закрепляли навыки культуры общения, правила этикета и поведения в общественных местах. 

Для закрепления результатов педагогического воздействия, предлагаю детям просматривать видео-уроки тетушки Совы: «Уроки вежливости». Для выявления и обобщения знаний детей проведены развлечения: «Урок доброты. Сказочный денек», из которых можно сделать вывод: дети  научились без криков и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой, делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры  шумным вторжением.

  Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. В процессе беседы выяснилось мнение ребенка, каково значение семьи в его жизни. Что такое семья? Почему ему нужны мама и папа? И почему он сам нужен родителям? Что лично он делает для того, чтобы его семья была счастливой? Какие добрые слова говорят друг другу в семье? Ответы на эти вопросы помогли не только понять значение семьи, но и осознать свое собственное место в ней.

Прежде чем начинать обучение ребенка правилам этикета, взрослым желательно самим их освоить, поскольку ребенок – великий наблюдатель и подражатель, замечает мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения. Поэтому появилась необходимость выявить мнение родителей  - кто в вопросах воспитания несет большую ответственность семья или учреждение? И установить взаимосвязь в вопросе обучения детей правилам этикета. Большую роль в нравственном развитии личности дошкольника сыграл В.А. Сухомлинский, отводя важную роль воспитании детей семье. Он говорил: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей». Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – все это имеет определенное значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их в нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребенок становится равнодушным к добру и красоте.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании культуры поведения  использованы  разнообразные формы работы.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи, оно позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Знакомясь с опытом семейного воспитания, даю более обоснованные рекомендации, ищу оптимальные условия для создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.  Кроме того, такие посещения дают  возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребенка (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками).  Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, о его успехе. Индивидуальные беседы проходят по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе договариваемся заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад. Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки. Обычно в них подбираю тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется, иллюстрации заменяются новыми. Например, в содержание папки на тему «Наказывая, подумай зачем?»  раскрываются следующие вопросы:

  1. Как предупредить недисциплинированность ребенка.
  2. Меры поощрения и наказания, способствующие воспитанию осознанного и активного отношения ребенка к правилам нравственного поведения.
  3. Вопросы для родителей, заставляющие думать о правильности своих методов воздействия на поведения ребенка.
  4. Список рекомендованной литературы.

    Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями «Дни открытых дверей». Это не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду,  это прежде всего способ познакомить родителей, с углубленной работой по воспитанию культуры поведения, а также с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

 Систематическая работа с родителями показала, что у них появился интерес к современному этикету и воспитанию культуры поведения дошкольников. Родители стали больше проявлять интерес к вопросам нравственного воспитания, чаще стали обращаться с вопросами, прислушиваться к советам, стали более требовательными к себе. Заметные сдвиги произошли в отношениях между детьми и родителями. Дети помогают взрослым в домашнем труде и по уходу за младшими сестрами и братьями. Заметно это сказывалось на занятиях по развитию речи, когда дети составляли рассказы из личного опыта. Рассказы детей были просты, проникнуты теплом и заботой о близких.

Заключение

Подводя итоги можно констатировать следующие: мягче стал климат в детском коллективе, больше понимание, сочувствие, доброты. Меньше конфликтов, раздоров, обид. Ребята стали вежливее и веселее. В группах – атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. Ребята очень хорошо понимают и воспринимают уроки добра и культурного поведения, усвоили столовый этикет, правила обращения с книгой, с вещами.

Результаты диагностики показали следующее:

уровень

Культура еды

Культура общения

развития

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

  в

20%

80%

13,3%

60%

с

60%

20%

33,3%

40%

н

20%

0

53,3%

0

Практическая значимость данной разработки заключается в подробном описании методов и приемов освоение детьми правил, установление взаимосвязи с родителями.  Внедрение методической разработки по теме «Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников» позволило добиться поставленной цели.

Методическая разработка может быть рекомендована воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали следующее:

Культура еды

          Начала года                                     Конец года

Культура общения

           Начала года                             Конец года

Список литературы

  1. Алямовская, В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.  – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.
  3. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с.:ил.
  4. Виноградова, Н.Ф., Година,Г.Н., Загик, Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
  5. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. -  112с.
  6. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
  7. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
  8. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб и доп – М.: Просвещение, 1990. 160с.
  9. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. –С. 39-55.

Составитель Каревская Е. В., воспитатель

В методической разработке раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура еды, культура общения, взаимодействие с родителями. Описаны цели и задачи, методика работы с детьми в процессе повседневной жизни. Предоставлены результаты.

Методическая разработка рекомендуется воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...

Статья для родителей: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Материал представляет собой конспект родительского собрания в старшей группе,подобранный с учетом возрастных особенностей и поведенческих качеств детей данной группы.После проведения предшествующей ра...

Статья по теме «Этикет и культура поведения у детей дошкольного возраста»

Статья воспитателя Родионовой Е.В.«Этикет и культура поведения у детей дошкольного возраста»Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедл...