Инновационный проект "Мир природы детей - в наших руках"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сорокина Валентина Александровна

Проектная деятельность проводилась на базе муниципального  дошкольного образовательного учреждения  «Детский  сад № 91 компенсирующего вида» г.Саранска.

Работа над проектом опиралась на важнейшие компоненты программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Воспитание и  обучение дошкольников с нарушением интеллекта».

Проект «Мир природы детей – в наших руках»  определил систему коррекционно-воспитательной работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования  коррекционно-воспитательной деятельности  направлена на использование таких организационных форм  адекватных возрасту и развитию детей, которые способствуют формированию представлений о природе и развивают умственные психические процессы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект

«Мир природы детей - в наших руках»

                                     Разработала: Сорокина

                                           Валентина Александровна,

                 воспитатель

                                                   

       Участники проекта: воспитатели группы, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, дети старшего  возраста, родители.

       Проблема:  Что такое природа? Как ее сохранить?

       Цель: 

      1.Определить модель природы (природа и человек, живая природа – неживая природа); формировать экологическое сознание к природным объектам.

      Задачи:

     

      1. Расширить, пополнить и уточнить знания детей о природе.

      2. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях.

      3. Уметь узнавать  по голосу птиц и животных, выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида.

      4. Расширять и углублять знания детей о жизни растений и животных, их приспособление в природе.

      5. Закреплять знания о дарах осени.

      6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

      7. Способствовать развитию мышления, восприятия, эмоций ребенка. 

       Предварительная работа: 

       - наблюдения, экскурсии в разное время года;

       -  чтение рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет;

       - игр экологического содержания;

       - составление рассказов о природе, беседы;

       - рассматривание  иллюстраций;

       -  на занятиях по изобразительной деятельности – рисование природы, животных, создание коллективных работ по аппликации «Дары осени», «Золотая осень» и др;

       - работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями; посадка лука, семян для рассады цветов.

       Материал: оформление зала по временам года «Лето», «Осень», «Зима»; игрушки – дикие животные, муляжи насекомых и грибов; предупреждающие знаки по охране обитателей леса; оборудование для игры «Путаница», осенние листья для игры «С какой ветки детки»; персонажи: Лесовичок, Осень.

                                                                                                                             

1 этап.  Целеполагание

       Дошкольное детство – это начало познания жизни, мира природы, мира людей. Это время начала формирования ребенка, как личности, а взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его многообразии.

       В настоящее время все острее ощущается необходимость пересмотра отношение человека к окружающему миру и своему месту в нем.

       Природа – часть мира, окружающая ребенка. Важность экологического образования дошкольников неоспорима. Экологическое образование должно начаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет не эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов.

       К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, тем более дети с ограниченными возможностями.

       Но, в любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. И изучать их лучше в процессе исследовательской деятельности. И каждый ребенок должен в участвовать.

       В процессе исследовательской деятельности задейственны все органы чувств: зрение и обоняние, слух и осязание; познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие. Развитие этих процессов наиболее актуально для ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

       Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая деятельность  в природных условиях и искусственно созданных, что более приемлемо для детей с интеллектуальной недостаточностью

       Задача взрослого:

       1.Поддерживать естественный интерес к природе, желание оберегать ее.

      2. Помочь увидеть необыкновенное в обыкновенном.

      3. Использовать поисковые, практические и игровые методы формирования экологической культуры у детей с ограничениями в развитии.

2 этап. Выполнение проекта

        В групповом помещении создана панорама леса

       

       1.Вхождение в проблему  «Что такое природа?» ( Это реки и озера, лес и поля, птицы и животные, цветы и травы).

       Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в лес, где встретим много интересного. Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушить покой лесных жителей и не навредить природе. Итак, мы отправляемся в путь.

Звучит музыка – дети заходят в «лес», слышаться голоса птиц, шорох шагов. Воспитатель читает стихи:

                                               Здравствуй, лес, дремучий  лес,

                                               Полон сказок и чудес!

                                               Ты о чем шумишь листвою

                                               Ночью темной, грозовою?

                                               Кто в глуши твоей таится?

                                               Что за зверь, какая птица?

                                               Все открой, не утаи,

                                               Ты же видишь: мы свои!

       - Как вы думаете, в какое время года мы попали? (Ответы детей: «Я думаю - это лето». «Это - лето»).

       - Почему вы так думаете? Назовите признаки лета. (Ответы детей)

       - Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы еще знаете? (Ответы детей).

       - Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.

       Из-за елок выходит Лесовичок

       Лесовичок: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы детей).

       Лесовичок: Я живу в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. А вы умеете вести себя в лесу. (Ответы детей).

       Лесовичок: Я могу с вами прогуляться по лесу, может быть в чем-то пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:

                                           Что же это за девица:

                                           Не швея, не мастерица

                                           Ничего сама не шьет

                                           А в иголках круглый год. (Елка)

                                           Стоит Алена –

                                           Платок зеленый

                                           Тонкий стан,

                                           Белый сарафан. (Береза)

       Воспитатель: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают еще и другие деревья. Правда, ребята? (Дети перечисляют деревья)

       Воспитатель: Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете.

        Ребенок:                     Ярко солнце светит,

                                            В воздухе тепло.

                                            И куда не глянешь,

                                            Все кругом светло

                                            По лугу пестреют

                                            Яркие цветы.

                                            Золотом облиты

                                            Темные кусты.

       Лесовичок: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в моем лесу.

       Вывод: время года - лето потому, что на деревьях зеленые листья, цветут цветы, ярко светит солнце.

       Воспитатель: Лесовичок, да тут у тебя еще какие – то знаки стоят. А давай-ка спросим у детей, знают ли они их?

       (Дети объясняют, что обозначает каждый знак)

       Лесовичок: Молодцы!

       Звучит музыка

       Воспитатель: Пора нам дальше идти.

       Воспитатель обращает внимание детей на осенние деревья, на панораму, где изображена осень, стая журавлей улетает на юг. Читает стихотворение.              

                                            Прощаясь с нами нежным криком

                                            Журавлики спешат на юг.

                                            В разноголосом этом шуме,

                                            Косяк выстраиваю вдруг.

      - В какое время года мы попали? (Ответы детей)

      - Почему, вы, так думаете? (Ответы детей)

                                            Если на деревьях листья пожелтели,

                                            Если в край далекий птицы улетели,

                                            Если небо хмурое, если дождик льется,

                                            Это время года, осенью зовется.

                                                        («Осень» М.Ходяков)

                                       Выходит осень

       Осень: Слышу я, кто-то ходит у меня в лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто пришел ко мне в гости?

                                           Ну что же, все у вас толково,

                                           К холодным дням, вы, все готовы?

                                           Принесла я тучки,

                                           Жарким дням на смену.

       - Хожу вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы приготовились к холодам. Посмотрите сколько на полянке у меня грибов, А кто знает, какие грибы бывают?

       Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные. (Называют грибы)

       Осень: Вижу я, что в лесу вы не первый раз и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?

                                           Сейчас я ветер позову,

                                           Пусть прилетит мой брат крылатый,

                                           Закружит он мою листву.

                                           Брат – ветер, прилетай скорей.

       (Осень разбрасывает листочки и предлагает детям назвать  лист, который поднял ребенок: «С какого дерева он прилетел?». Дети называют. Осень незаметно уходит. Воспитатель обращает внимание не необычные листья - на обратной стороне изображения деревьев.

       Воспитатель: Какое это дерево? (Показывает листья с наклеенными картинками деревьев)

       - Молодцы, справились с заданиями.

       Вывод: Осенью дни короче, солнце светит, но греет; листья желтеют и облетают с деревьев, деревья становятся голыми; птицы улетаю в теплые края.

       Звучит музыка. На ее фоне воспитатель загадывает загадку

                                             Стали дни короче,

                                             Длиннее стали ночи

                                             Кто скажет, кто знает,

                                             Когда это бывает (Ответы детей)

       Воспитатель:               Мы попали в зимний лес,

                                            Полон сказок и чудес.

       - Посмотрите, как здесь красиво, какие большие снежные сугробы намело!

       Ребенок:                         На свете много есть чудес,

                                              Но всех чудесней – зимний лес.

                                              Весь год живут в нем птицы,

                                              Поют и гнезда вьют,

                                              И белки и синицы, и зайки в нем живут.

       Воспитатель                  Зимой на ветках «яблоки»

                                              Скорей их собери,

                                              Но вдруг вспорхнули «яблоки»,

                                              Ведь это… (снегири).

       - Правильно, снегири. А каких зимних птиц вы знаете и встречаете зимой? (Ответы детей)

        - Молодцы, хорошо знаете наших пернатых друзей. Чем они питаются?

(Ответы детей).

       - Скажите, почему так говорят «Лето припасиха, зима  прибириха». (Ответы детей).

       Воспитатель обращает внимание детей на странную картину, которую нарисовал художник. Игра «Путаница». Дети отвечают, что перепутал художник. Воспитатель предлагает исправить ошибки. Проводит игру «Кто, где живет?». Он называет животное, а дети его жилье.

      /Лиса – нора,  белка – дупло, волк – логово, заяц – где придется, медведь – берлога, птица – гнездо, рыба – вода, черепаха – панцырь, улитка – раковина, человек – в доме/.

       2. Подведение итогов

       Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали? (Ответы детей).

       - Какие признаки лета, вы, знаете? Признаки осени, зимы.

       - Как нужно относиться к зверям и птицам?

       - В каком времени года мы с вами не бывали? (Ответы детей)

       - Ну, ничего, мы  скоро с вами встретим ее наяву.

       - Итак, ребята, что же такое природа? (Ответы детей)

       Выкатывается снежный ком

       Воспитатель: Что это такое? Наверное, зимушка-зима сделала нам сюрприз. (Дети получают сладости).

       3. Постановка новой проблемы: разработать мини-проект «К природе с добротой» создать энциклопедию обитателей природы (птиц, зверей, деревьев, цветов); подготовить иллюстрации на тему «Как не нужно вести себя в природе.

                                                  Литература.

 1. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М.: Просвещение, 2005.  

 2.  Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития / Н. И. Сергеенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.

        3. В союзе с природой, Л.И.Грехова, «Илекса», М, 2000.

        4. Вышли мы все из природы, В.Р.Дольник, «ЛИНКА-ПРЕСС», М, 1996.

       5. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, С.А.Козлова, «ЛИНКА-ПРЕСС»,  М,2013.

       6. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром, Козлова С.А., А.П.Н СССР, НИИ дошкольного воспитания. М., «Педагогика», 1988.

 7.  Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. Козлова С.А., Катаева Л.И.  М., 2000.

                                             

       

       

       

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье наших детей в наших руках

Что такое здоровье? Ответы для родителей...

Презентация для воспитателя На тему: « Здоровье наших детей- в наших руках»

•Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. •Познакомить воспитателей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоров...

Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках»

1. Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.2. Формировать у родителей мотив...

Проект "Здоровье наших детей в наших руках"

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок рос самостоятельным, активным, доброжелательным, любознательным, уверенным в себе, умеющим общаться с разными людьми. Эти качества являются составляющими...

Статья по здоровьесбережению для детей 2-3 лет "Здоровье наших детей , в наших руках"

На данное время особую если не главную роль имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.Сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения превращается ав...