конспект НОД на теиу "Ах, какая красота, кукла в пестром ппатье" для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Василенко Алла Николаевна

             

«Немало разных кукол есть на свете, глаза их удивлением полны. И верим мы, что куклы тоже дети, но только дети сказочной страны» М. Пляцковский.  Знакомство с  бытом, традициями и обычаями русского народа. Приобщение  к обрядовой культуре русского  народа. Развитие  индивидуальных творческих способностей детей – все это в конспекте НОД на тему «Ах, какая красота, кукла в пестром платье» для детей  6-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukladokument_microsoft_office_word.docx133.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Ах, какая красота, кукла в пестром платье»

ЦЕЛЬ:

 :Продолжать знакомить с бытом, традициями и обычаями русского народа. Приобщать к обрядовой культуре народа.

 Развивать  индивидуальные творческие способности.

 Выполнить  обереговую  куклу на основе  традиционной технологии.  

ЗАДАЧИ:

1. Знакомить детей  с  историей русской народной  куклы и ее ролью в  жизни человека-  2. Воспитывать  патриотические качества, прививать интерес к  русскому народному творчеству,  любовь и  уважение к культуре народа. Обучить детей практическим навыкам работе с материалами

3.  Научить детей  последовательному  изготовлению куклы – оберега  «Колокольчик»

4. Создать мини – музей народной куклы в группе

 5. Развивать  художественный вкус, поэтический слух, творческие способности, воображение, фантазию,  создавать радостное настроение

Коррекционные задачи:

1. Развивать мимику, пантомимику, общую и мелкую  моторику.

2. Развивать связную речь,  учить подбирать синонимы и антонимы

3.  Расширять и  активизировать словарь детей за счет новых слов и понятий

4. Совершенствовать  звуковую сторону речи  в сфере произношения, восприятия и выразительности

5. -Развивать зрительное и слуховое  внимание

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, компьютер, слайды с изображением картин  художников. Песня «Кукляндия»  ( муз. П. Овсянникова, сл.М.  Пляцковского ),    пьесы «Новая кукла», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского (Детский альбом),  заготовки  круглой формы из ткани трех размеров для изготовления куклы-оберега «Колокольчик»,  квадраты из белой  ткани для головки куклы, нитки, различные лоскутки для платков, вата  для головы, полка  для  оформления  музея куклы.

ХОД НОД

 Воспитатель предлагает детям свободно расположиться  вокруг экрана

В-Ребята,  знаете, о чем мы будем сегодня говорить?  Угадайте загадку:

- Что же это значит? Дочка, а не плачет. Спать уложишь – будет спать  День и два, и даже пять? Платье носит  есть не просит, всегда послушна, но с ней не скучно.

 В - Правильно. Это кукла. Сегодня мы поговорим о куклах.  Посмотрите, я  принесла целый короб  кукол.  Уже много лет  я  занимаюсь в кружке «Традиционная русская кукла» и шью  необычных кукол. Сейчас  я вам их покажу и  о них расскажу. Эти куклы сделаны по старинным образцам

В.- Как вы думаете, ребята, в какие куклы играли девочки раньше?  Кукол было мало, и стоили  они очень дорого. Покупали их только богатые люди. Но  ведь и наши бабушки  тоже были когда-то девочками и тоже любили играть в  куклы.

Дети - кукол  делали сами из бумаги, из картона или мама могла девочке сделать, наверное. Из палочек – привязывали как мы летом  и украшали.

В. – действительно, ребята, игрушки делали сами. Раньше игрушки делали сами: бабушка, мать, старшая сестра и даже отец . А знаете ли вы, что  наш знаменитый поэт А.С.Пушкин  свою первую куколку  сделал в таком же приблизительно возрасте, как вы сейчас в благодарность -  «отдарок за подарок» Да и все дети  с пятилетнего возраста   уже самостоятельно делали для себя куклу. И, конечно же, они получались  все разные. А знаете, какие им названия давали? Деревянных, вырезанных из бруска – «болвашками» называли, а соломенных -«стригушками»- это потому, что их подстригали снизу, подравнивали .Тех, кого мастерили прямо в лесу, называли «лесовики  - моховики».Обернут еловую шишку мхом, как мохнатую шубу наденут , возьмут травинку и  пояском этим  лесную куколку подвяжут.  Кукол делали из подручного материала, т.е. из  того материала, который находился  рядом, под  рукой. Тряпичных кукол  девочки. очень берегли, и когда  девочка вырастала, сама мамой становилась, куколку дочке своей  передавала.  А чтобы оберег действовал – с куклой как  с близким человеком разговаривали.  И горести и радости делились с куклой. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, о неприятностях, или наоборот, о радостном событии ,о своем заветном  желании- куколка  всегда выслушает, никогда не будет перебивать или же спорить, всегда  молча порадуется или посочувствует.

 В-А сейчас рассмотрим замечательные картины художников.

Зрительный ряд:

1.К.Лемох «Варька»1893 г. 

2.Е.Бем «Ребенок с куклой»1877г 4

3. Е. .Бем «Девочки с куклами» ( серия «Азбука»)

4..Н.Ярошенко «Девочка с куклой»1890г. 

5.П. Сезанн «Девочка с куклой»1902г. 

6.В.Тропинин «Девочка с куклой»1841г.

В - Кто изображен на картинах?

  Что общего  на  этих картинах? – ( ответы детей.)

  Что  же делают дети  на этих картинах? (ответы детей)

 Да ребята, это портреты детей  с  куклами. Девочки держат куколок

  Посмотрите внимательно,   из чего сделаны куклы у  девочек ?

.Похожи эти куклы на тех кукол, в которые вы сейчас играете? (ответы детей)

  Из каких материалов сделаны ваши куклы? (ответы детей)

Действительно, сейчас, в основном, куклы сделаны из пластмассы или резины

И еще раз, напомните мне,  из чего сделаны куклы на картинах   замечательных художников?

В - Все верно. Они так и называются  – тряпичные куклы. И сделаны они из остатков ткани -  лоскутков, тряпочек, оставшихся после пошива одежды .Обратите внимание, на картинах почти везде  одежда и девочек  и кукол похожа по  цвету  и фактуре. Давайте вспомним стихи  про кукол и ответим на вопрос, как девочки относятся к своим куклам

Дети читают стихи

Свернута из тряпки кукла у Параши

 Не отыщешь краше, руки – словно лапки

Глазки – пара точек, а лицо – комочек.

 Кукла смотрит косо, взгляд ее уныл:

Кто-то вместо  носа пуговку пришил

Но Параша любит, нежит и  голубит

И целует в щечки маленькую дочку. ( М. А. .Пожаров)

Есть иголка у меня, ножницы, наперсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пестрых

Я лицо ей разошью нитками цветными,

 И волшебное сама выдумаю имя  (Г. Заславская)

В - А вспомните стихотворение Агнии .Барто «Кукла» как братик  мастерил сестренки  игрушки

  « Я свернул два лоскута. Ах – сказала Катя. Ах, какая красота, кукла в пестром платье!»

 В -  Кукла – оберег, обрядовая кукла, игровая кукла – так делили кукол в каждой русской семье при ее изготовлении. Оберег – от слова оберегать. Это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает его от болезни, охраняет дом. Согласно народным поверьям, куклы-обереги имеют волшебные свойства: защищают человека от злых сил, дурного глаза, несчастий и бед. Первую такую ​​куколку делали для младенца и клали в колыбель. Куклы были  участниками всех  праздников русской деревни:  сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. О куклах сочиняли сказки, в которых они  представлялись волшебными помощницами. Такие куклы  охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы .

В - Давайте вспомним  сказку «Василиса  Прекрасная» Помните, как умирая, мать  оставила  Василисе куколку: «Когда приключится  тебе какое горе, дай ей поесть  и спроси у нее  совета. Покушает она  и скажет тебе, чем помочь несчастью» Василиса берегла куколку, любила ее, никому ее не показывала,   кормила ее и куколка помогла стать Василисе царицей .  Куколками   любовались, носили с собой, ими играли .Василиса  «куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане»

В -  Вспомните, ребята, ведь во многих сказках, сделанная  с любовью кукла  и вообще оживала, ее принимали как члена семьи, как лучшего друга.   Назовите мне   такие сказки (ответы детей)

В- Действительно. Вот в сказке «Терешечка»  Сделали старик со старухой «колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да  прибаюкивать - и вместо колодочки  стал рость в пеленочках сынок». А в сказке «Снегурочка»?  «Скатали они снежный ком, ручки, ножки  приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил дед носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись, смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка»

В – Игрушки очень берегли, их никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а  держали  в корзинках, коробах, запирали в  укромные места. Знаете ребята, существовала даже такая примета. Если дети  много и весело играют в куклы - в семье всегда будет прибыль.

В-Ребята, как вы думаете, где можно увидеть  таких вот старинных народных кукол?         Верно, на выставках, в музеях

 Что такое  художественный музей?

В- Правильно, это хранилище прекрасного, место где хранятся художественные произведения – картины, ,скульптура, народное искусство  Сейчас мы с вами  создадим такой маленький музей  традиционной куклы прямо у себя в группе вот на этой, специально подготовленной мною полке.. Каждый возьмет себе куколку, которая ему больше всего понравилась.(раздает куклы) Рассмотрит ее ,поиграет с ней.  Как можно поиграть с такой куклой

Хороводная игра «Подарки»

Дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие  идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет – Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, произнося  слова: «Кукла, кукла попляши, яркой лентой помаши» затем замирают в позе куклы, а водящий выбирает лучшую; , если волчок – кружатся.  Стоящий в кругу ребенок выбирает нового ведущего. Игра повторяется

В -  Мы с вами поиграли с куклами, а теперь будем создавать музей кукол.

 Вы будете подходить к полке, показывать свою  куклу  всем ребятам и затем ставить ее на полочку. А я буду рассказывать вам о каждой кукле.

В - Кукла называлась «Нянюшка». Её делали при рождении ребенка и вешали над  кроваткой. – ребенок ставит куклу на полку

А эта кукла «Ангелочек» - ее делали в подарок на именины.

 Эта кукла  называется «Кубышка - травница». Её  наполняли  душистой лекарственной травой. Если куклу помять в руках, то по комнате разнесется травяной дух, который отгонит разные  болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Ее можно оставить у кровати больного,  как взрослого, так и ребенка

«Вепская»-  куколка. Ее делали еще до рождения малыша, и клали в колыбельку, чтобы ее согреть. Делалась она из старых вещей матери -  из любимого  платья, сорочки. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша  от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. У нас их целая семья – и большая и  две маленькие куколки

 « Божье Око» - эта кукла являлась одной из древних обережных кукол для дома. Куколку "Божье Око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребёнка, то есть в такое место, которое хорошо видно входящему человеку Недобрый человек, заходя в дом, сразу обращал внимание на  яркий образ оберега и забывал  о своих плохих помыслах к хозяевам дома.

 Узелковая кукла – «Мотанка»- считается древним оберегом. Видите, она вся сделана из узелков.  Она появилась 5000 лет назад, когда на Руси стали выращивать лен. 

 А у этой куколки очень много рук. Как вы думаете, зачем? "Десятиручку" помещали видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, например в ткачестве, рукоделии.

Кукла «Берегиня» – охраняла дом и приносила благополучие.  О «Берегине» вспоминали еще тогда, когда хотели избавиться от какой – то беды, неприятности. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».  Кукла «Скрутка» - её вешали в доме на стене, – она помогала от порчи и сглаза.

«Кукла «Утешительница». Эта куколка с характером. Не всем она помогала. Чтобы кукла помогла несчастье пережить ей "дарили" конфеты, денежки, маленькие  красивые бусинки

В Ну вот , ребята, в нашей группе появился музей куклы. Красивые куклы? Кто помнит, как они  называются (ответы детей)

В- Как вы думаете, добрые они или  злые?

В-  Почему вы  так решили, ведь у наших кукол не лица?- . Лицо, как правило, не рисовали. Считается, что  в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы и через куклу принести вред. А ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться

 Я согласна с вами. Куклы добрые потому, что их делали только с любовью, хорошими, добрыми мыслями и пожеланиями, с хорошим настроением. Кукла — это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: злой и доброй.  Какое выражение лица у доброго человека? А  у  веселого человека? ( у робкого, печального, приветливого)  

 -Помогайте мне,, какой еще может быть кукла? ( ответы детей)                                                

 - - веселой и  грустной, печальной, скучной;  робкой, замкнутой и открытой, общительной, угрюмой  и приветливой, дружелюбной, высокомерной , может иметь выражение лица умное или бессмысленное.

В - А хотели бы вы  сделать  себе подружку – куколку – оберег?) Посмотрите, сколько разных лоскутков и ниток на ваших столах. Сейчас мы сделаем с вами куклу, которая называется «Колокольчик»  

 Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в дома был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье. Колокольчик - кукла добрых вестей .Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках лошадей. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко

- Но сначала мы с вами  немножко поиграем. Становитесь свободно на ковре.

Психогимнастика  ( саморегуляция  и снятие  психоэмоционального напряжения у детей) «Сломанная кукла» Звучит  пьеса П.И.Чайковского  «Болезнь куклы», затем  пьеса «Новая кукла»

- Иногда игрушки ломаются, но их можно починить. Давайте изобразим куклу, у которой порвались  веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась- дети  трясут всеми  разломанными частями одновременно  А теперь соберем, будем укреплять веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их, теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище, ну и выпрями ноги. Все – куклу вы сами починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть. 

В-А теперь приступаем к изготовлению куклы.  У куколки три юбки. Считается, что и счастье складывается из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив, Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик со словами «Кого люблю – тому дарю!», человек желает  дарящему  получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Делая куклу, мы тоже будем думать только о  хорошем, приятном, светлом. Когда работа  выполнена хорошо, говорят, что человек  «любовь и душу вложил»  в работу, вот почему она такая красивая. Попробуем и мы с вами сделать куколок с душой – ведь эта куколка пойдет жить  в ваш дом, и  настроение  будет дарить такое же, с каким вы ее делали

Дети садятся за столы. .Каждый  ребенок выбирает любой набор лоскутков

-   Сейчас мы с вами изготовим голову куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик .А теперь мы положим этот шарик на пирамидку из трех разных кусочков ткани :    

маленький  кружок, на него средний и последний самый большой кружок. Положите шарик на середину большого лоскутка. Шарик лежит посерединке? Замечательно .Теперь  перевяжем головку  ниткой покрепче – вот у нас получилась юбка из трёх слоёв ткани и голова

-  Берем белый лоскуток прямоугольной формы.  Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем

- . Осталось сделать ручки . Для этого свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук.. Подвернем уголки ткани,  и перевяжем ручки  Кукла готова.. Выбрали  платочки для куклы? Завязываем  платочки

В - Посмотрите, какие  красивые, интересные и разные получились куколки. .Вам нравятся они? Скажите, а куклы у вас добрые?

. Покажите мне, какое выражение лица  у вашей подружки? Хотите с ними потанцевать?  Говорят «где песня поется, там весело живется»- ведь мы сделали  куколку хорошего настроения, поэтому танцуем с куклами и подпеваем..

 Свободный танец под музыку П. Овсянникова, слова М. Пляцковского «Кукляндия».  Дети подпевают: «Кукляндия,  Кукляндия, волшебная страна….»

ЛИТЕРАТУРА:

1.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург.Детство-Пресс.2011г.

2.Котова И.Н. ,Котова А.С.Русские обряды и традиции .Народная кукла .Санкт-Петербург Паритет 2008г.                  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа сюжетной игры с куклами – младенцами в группе детей 3 – го года жизни

Цель:  Продолжать формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами – заместителями,           развёртывать цепочку из нескольк...

Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Ах, какая красота! "

Самое красивое в нашем мире -  человек . И научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь человека и его мир. Научимся жить по -  человечески. Именно поэтому я выбрала эту...

Какая красота!

Так говорили все, кто увидел на участке детского сада разноцветные снежные фигуры. Особенно они порадовали ребят средней группы. Это постарались воспитатели и родители воспитанников. Мы задумали...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению творческой мастерской «Красота мира» «Народные промыслы» (для детей 6–7 лет)

Музеи это такие здания, куда можно прийти и полюбоваться на прекрасные творения мастеров нашей Родины. Мы с вами любим свою Родину и должны знать историю своего края.  Вещи, которые находятся в м...

Наблюдение на прогулке "Деревья на территории нашего детского сада" - посмотри вокруг какая красота.......

Прогулка - тоже часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой не нужно недооценивать. Во время прогулки на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за живой и неживой...

Конспект НОД по познавательному развитию "Красота снаружи и внутри" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия разрабатывался на основе учебно-методического комплекта "Добрый мир" Шевченко Л. Л....

Консультация для родителей «Погляди вокруг какая красота»

Консультация для родителей «Погляди вокруг какая красота»...