Проект "Москва"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Аглеева Наталья Николаевна

Цель: Воспитывать в детях любовь к своему городу, к Родине; вызвать в детях чувство гордости и восхищения Москвой и ее жителями; закрепить знания о достопримечательностях столицы; правилах дорожного движения на улицах. Формировать у детей навык поиска неизвестного для обогащения своих знаний об истории Москвы

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_proektnoy_deyatelnosti.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проектной  деятельности .

Тема: "Москва"

Возраст: 6-7 лет

Цель: Воспитывать в детях любовь к своему городу, к Родине; вызвать в детях чувство гордости и восхищения Москвой и ее жителями; закрепить знания о достопримечательностях столицы; правилах дорожного движения на улицах. Формировать у детей навык поиска неизвестного для обогащения своих знаний об истории Москвы

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране – городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Продолжать знакомить с Российской символикой, её назначением и обозначением: герб, флаг, гимн.

3. Пополнить знания детей об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о возникновении герба Москвы, о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком.

4. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей  Родине.

Формы работы: проектная деятельность проходит в три этапа.

Продолжительность каждого этапа 25-30 минут в течение тематической недели.

Предметно-развивающая среда: Презентация 1.; Презентация 2.; пословицы и поговорки о Москве, стихотворения о Москве. Эмблемы команд, лепестки ромашки с обозначением номера вопроса или задания, фишки для подсчета правильных ответов.

Часть первая.

Москва в истории России.

Цель: формирование у детей первичных представлений о Москве – столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный момент (игра с мячом в кругу с детьми)

- Какие города России вы знаете? (ответы детей)

          - А как вы думаете, что такое столица? (дети высказывают свои предположения).

- Как называется главный город нашей страны?

 Сегодня мы поговорим о городе Москва – столице нашей большой и великой страны.

 2. Приглашаю детей занять свои места, объявляю:

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по Москве.

Читаю стихи Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

3. Повествовательный рассказ:

Показываю детям ( Презентацию 1) изображение города Москвы .

-Читаю стихи:

                      Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

                Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

               Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (Презентация 2. слайд).

- А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты (Презентация 2. слайд).

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год).

    У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. (Презентация 2 слайд).

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) (Презентация 2. слайд).. Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

- Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны? Есть такое место в Москве.

 Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы –  Государственной  Третьяковской галереи (Презентация 2. слайд).

 Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя (Презентация 2. Слайд.)

Физминутка:

 Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (Презентация 2. слайд).

У нашей страны России есть свой гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну(Презентация 2. слайд).

Флаг и герб (Презентация 2. слайд).

Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе - Москве?

Ответы детей:

Москва — сердце России.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Москвой-столицей весь народ гордится.

Москва от глаз далека, да сердцу близка.

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Подведение итога:

 - Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

 - что нового и интересного вы узнали?

 - что вам больше всего понравилось?

 - почему?

Часть 2.

Цель: стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве; воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за нее.

Планируемые результаты: знает и называет столицу России; может рассказать об особенностях герба города Москвы;

1.Настрой на работу. «Заряд бодрости». Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Открываем глаза и с новыми силами принимаемся за работу».

  1. Вводное слово воспитателя.

Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте совершим увлекательное путешествие по столице нашей Родины - Москве. Послушайте стихотворение:

Москва, Москва!., люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец: ты вздрогнул - он упал!

Вселенная замолкла... Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

М. Лермонтов

3. Беседа на тему «Москва - столица России».

Москва - столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица - главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.

Ребята, Москва – город очень древний, старый. Было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Сейчас я расскажу вам, как возник этот город. Это было много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие. Залюбовался князь Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги, реки, а для жителей здесь есть все необходимое.

Только подумал так Юрий и вдруг…видит между деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя и, …чудо произошло – зверь начал таять и превратился в туман.

Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:

- Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит и город будет велик. У него было много голов, значит, и город будет главенствовать. Шерсть у зверя разноцветная, значит, город будет очень красивым.

- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.

- А назови его по имени вот этой реки – Москва.

И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва. Предсказания старца сбылись. Сейчас Москва – огромный город, главный город России, а постройки и здания в Москве не только бело- и краснокаменные, а разноцветные и очень нарядные. А Юрию Долгорукому  поставили памятник в Москве. Москвичи чтут его за то, что именно он приказал построить этот город. ( Презентация 2.-Рассматривание фотографии памятника).

- Что на голове у князя?

- Чем защищено тело? Кольчуга

- А в левой руке у князя щит. Что такое щит? Для чего он нужен?        

4. Словесно-дидактическая игра  « Выбери слово» (подбор родственных слов)

Я буду называть слова, а вы, если услышите слова-родственники слова «щит», хлопайте в ладоши: Щит - защищать - щека - защитник - воин - солдат - защита - защелка.

5. Рассматривание герба Москвы. (Презентация 2., Презентация1.)

На щите у Юрия Долгорукого изображен герб Москвы. Какого цвета щит? На какие качества характера указывает красный цвет? (мужество, бесстрашие, отвага, храбрость).

А кто изображен на гербе? Всадник, пронизывающий копьем змея

А что это за всадник и что он делает, я вам сейчас расскажу.

В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жёг землю, разрушал дома. Взмолились жители того царств – государства. Змей же требовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни  коров, ни овец, ни кур, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей каждый день приводить ему на съедение человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо Георгий на своем белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем, поразил его своим копьем. За эту победу и назвали Георгия Победоносцем.

5. Беседа об услышанном.

Посмотрите еще раз, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) Что они могут значить?

Золотой - цвет хлеба, золото куполов;

синий - цвет мирного неба;

красный - цвет победы, силы;

белый - цвет чистоты, добра.

А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти - знак уважения к гостям, открытой, щедрой души города. Москва - столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна.

Мы с Вами живем в этом большом и красивом городе, где много улиц, площадей и дорог.

Физминутка. Давайте представим, что мы идем по улицам Москвы. Вдохнем воздух. Дыхательное упражнение (Вдох – долгий выдох «ах»). 

На улицах много машин и людей и все они соблюдают правила дорожного движения( Мультик ППД).

Предлагаю детям нарисовать знаки дорожного движения:

Часть третья.

Итоговое мероприятие проекта: Конкурс  знатоков Москвы  «Моя столица, моя Москва»

Программные задачи. Воспитывать в детях любовь к своему городу, к Родине; вызвать в детях чувство гордости и восхищения Москвой и ее жителями; закрепить знания о достопримечательностях столицы. Формировать у детей навык поиска неизвестного для обогащения своих знаний об истории Москвы.

Под звуки песни  дети входят в группу. Ребенок читает стихотворение  Т. Ходакова «О Москве»:

« Наша столица зовется Москвой!

 Наша столица — город-герой!

 Было немало врагов у Москвы,

 Всех отбивала страна от Москвы!

 Было немало друзей у Москвы!

 Больше их стало у нашей Москвы».

Звучит гимн «Моя Москва», (музыка И. Дунаевского, стихи М. Лисянского.)

    Ведущая: Молодцы! И стихи вы знаете, и гимн Москвы поете, а знаете ли вы Москву – мы сейчас убедимся.

    Вы родились и живете в Москве и называетесь…

    Дети хором – «Москвичами».

    Ведущая: Молодцы! Команды проходите за свои столы и приготовились к представлению своих команд.

" Звездочки”.

Наш девиз:

Звёзды на небе, а мы - на земле!

Да здравствует дружба всегда и везде!

"Радуга".

Наш девиз:

«Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!»

Ведущий: Конкурс начнем с разминки- назовите пословицы и поговорки о Москве. За каждый ответ дается фишка, называть по очереди.

 1          Москва не сразу строилась.

 2          Москва от копеечной свечки сгорела.

 3          Москва слезам не верит.

 4      Москва - всем городам мать.

 5      Девичья коса — на всю Москву краса.

6       Матушка-Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Что ж, с этим заданием справились, а теперь по одному игроку от команды – доставать лепестки с вопросами.

 (За каждый ответ дается фишка).

       А теперь перейдем к более глубокой истории, выходите игроки и доставайте лепестки с вопросами. Теперь первым достает вопрос представитель «Звездочек»:

- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

      Вопрос «Радуге»:

- Почему город зовется Москвой? (По названию реки).

- Самое древнее сооружение (постройка)? (Кремль)

(За правильный ответ – фишка).

   Ведущая: Верно, ребята, Московский Кремль – это самое старое сооружение, самое красивое, великое и известное. Есть хорошее стихотворение, посвященное ему. Сейчас прочтут его. (Ребенок читает стихотворение):

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год,

Наша гордость и оплот.                      Н. Кончаловская.

     Ведущая: Молодцы! А теперь задание  такое назови свой адрес.

Ведущая: А теперь музыкально-танцевальная пауза.

 (после разминки конкурс продолжается)

- Рядом с Кремлем находится всем известное место. И сейчас другой вопрос: он прозвучит в виде стиха:

М.Исаковский КУДА Б НИ ШЕЛ, НИ ЕХАЛ ТЫ...

Куда б ни шел, ни ехал ты,

 Но здесь остановись,

 Могиле этой дорогой

 Всем сердцем поклонись.

 Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,

 Ученый иль пастух,—

 Навек запомни: здесь лежит

 Твой самый лучший друг.

 И для тебя и для меня

 Он сделал все, что мог:

 Себя в бою не пожалел,

 А Родину сберег.

Как называется эта могила? ( Могила Неизвестного солдата)

(Команде, ответившей первой – дается фишка)

Следующий вопрос :

- Что есть в Москве «красное-прекрасное»?  (Красная площадь).  (за правильный ответ команда получает фишку)

Ведущая: Следующий вопрос . Показываю Третьяковскую галерею (Презентация 2 ) вопрос:

Что за красивый этот дом?

И что увидеть можно в нем? (Фишка – ответившим первыми).

   Ведущая: Да! Я убедились, что вы хорошо знаете Москву, а теперь  посмотрим – не спутаете ли ее с другим городом.

 Игра «Найди Москву» (Презентация 3).

  - Наш конкурс подошел к концу

 Молодцы, ребята! Мы увидели, что вы достойны своего города и с честью можете называться москвичами.

    Было немало друзей у Москвы

    Больше их стало у нашей Москвы!

А теперь я назову победителей в нашем конкурсе знатоков Москвы.

  Награждается команда-победитель и всем детям дарятся сладкие призы .