Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шестакова Елена Юрьевна

        Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы экспериментирования детей раннего

возраста в процессе экологического воспитания

Шестакова Елена Юрьевна  

 воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 99»

Расскажи – и я забуду,                    покажи – и я запомню,                          дай попробовать – и я пойму.           (Китайская пословица)

        Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования нравственных и эстетических чувств [5, с.3].

        Экологическое образование не теряет своей ценности при введении новых федеральных государственных требований к содержанию и организации дошкольного образования. Напротив, интегрированный подход к организации дошкольного образования, отраженный в новых требованиях, только подчеркивает значимость и ценность экологического образования в дошкольном детстве в связи с его мировоззренческим и интегративным характером[6, с4].

      Н.Г. Лаврентьева пишет, что  проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.  Всеми признано: в системе непрерывного экологического образования начальное звено – дошкольное детство. Именно  в этот возрастной период идет становление важных качеств человеческой личности и в частности закладываются основы экологической культуры[6,c6].

Экологическое воспитание будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:

1. Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.

2. Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.

4.Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.

Успех в экологическом воспитании малышей раннего возраста, обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Экологическое воспитание ребенка раннего возраста, как определяет  М.В. Коробова, означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора - два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия [3,c.5].

По мнению Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. М. Маневцовой. Е. Ф. Терентьевой, самостоятельного опыта для полноценного развития ребенка недостаточно. Процессом ознакомления детей раннего возраста с предметами и явлениями окружающего мира нужно планомерно и целенаправленно руководить. Мышление маленьких детей наглядно-действенно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с предметами и явлениями в натуре [4, с. 81].

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним[1,с.3].

Ребенок раннего возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. Все сложное дети усваивают через конкретное. Конкретное, доступное непосредственному восприятию, действию, обозначаемое словом, составляет основу для обобщения и накопления опыта. Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях[2,с.45]. Малыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.

Таким образом, основной задачей экологического воспитания в раннем возрасте является закладывание первых ориентиров в мире неживой  природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечение понимания первоначальных связей в природе. В процессе формирования элементарных экологических представлений у детей раннего возраста совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам живой и неживой природы, формируется доброжелательно отношение к ним. Большое место в первичном ознакомлении детей с природой отводится развитию сенсорных эталонов и сенсорики в целом.

Литература:

  1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. – № 7 2005. С. 2-5.
  2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – № 7  2004. С. 45-49.
  3. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/ М.В.Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005. – 94с.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1991.- 240с.
  5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003. -319с.
  6. Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации: учебно-методическое пособие / Н. Г. Лаврентьева, Т. А. Арялина, О. В. Колесникова; под ред. Н. Г. Лаврентьевой; Забайкал. гос. гумм.- пед. ун-т. – Чита, 2011. – 161с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

Отчет по самообразованию на тему "Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза ...

Теоретические основы развития детей раннего возраста Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Теоретические основы развития детей раннего возраста Психолого-педагогическая   характеристика   детей  раннего возрастаРанее детство (1-3 лет) – возраст бурного ра...