"Сороки"-продуктивная деятельность(сценарий праздника)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бабицкая Наталья Анатольевна

Цель:                                                                                                                                   

1.Знакомить детей с православным праздником Сороки и связанными с ним русскими обычаями и обрядами.                                                                                                              

2.Поддерживать интерес детей к познанию жизни своих предков.                                   

   Задачи:                                                                                                                                      

1.Воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям.                                                                             

2.Обучать отгадыванию загадок  и пониманию смысла пословиц и поговорок.                  

3.Закреплять умение детей играть в русские народные игры .                                                                     

4.Формировать нравственно – патриотические чувства, развивать художественно – творческую активность детей.                                                                                       

 5.Привлечь родителей к участию в Сороках.

6.Закрепить умение пользоваться ножом, познакомить с процессом изготовления и выпекания жаворонков.

7. Обобщить знания детей о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soroki.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                             «Сороки»

                   Продуктивная деятельность.                                                                 Цель:                                                                                                                                      1.Знакомить детей с православным праздником Сороки и связанными с ним русскими обычаями и обрядами.                                                                                                               2.Поддерживать интерес детей к познанию жизни своих предков.                                      Задачи:                                                                                                                                         1.Воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям.                                                                               2.Обучать отгадыванию загадок  и пониманию смысла пословиц и поговорок.                   3.Закреплять умение детей играть в русские народные игры .                                                                        4.Формировать нравственно – патриотические чувства, развивать художественно – творческую активность детей.                                                                                         5.Привлечь родителей к участию в Сороках.

6.Закрепить умение пользоваться ножом, познакомить с процессом изготовления и выпекания жаворонков.

7. Обобщить знания детей о птицах.

Оборудование:                                                                                                                                                                Столы, угощенье, тесто, изюм, разделочные доски, русские народные костюмы для детей и воспитателя. Косынки, фартуки, ножи, противень, подсолнечное масло. Иллюстрации с изображением птиц.

Словарная работа: познакомить с новыми словами -Сороки, встреча весны, весна-красна, жаворонок, пташки , заклички,  поговорки; активизировать в речи детей существительные: названия птиц.                                                                                                                                                                                                              

  Индивидуальная работа:                                                                                                               Помогать  правильно и безопасно пользоваться ножами, закреплять умение рассказывать стихи и петь частушки выразительно.                                                                  

Познание: РНК  Знакомить детей с православным праздником Сороки и связанными с ним русскими обычаями и обрядами.                                                                                                              Поддерживать интерес детей к познанию жизни своих предков. Воспитывать чувство любви к Родине, народным обычаям и традициям.                                                                                                                                                    Чтение художественной литературы: Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок и учить пониманию их смысла.                                                                                                                                             Коммуникация: Расширить и активизировать словарный запас детей; вовлечь в беседу в процессе продуктивной деятельности. Учить детей общаться друг с другом, педагогом и родителями на заданную тему.  Формировать нравственно – патриотические чувства, развивать художественно – творческую активность детей.                                                                           Музыка: Слушание русских народных песен и мелодий.                                                                                  Труд: Закрепить умение детей самостоятельно готовить материал для  образовательной деятельности и складывать его на место после окончания. Формировать умение  преодолевать трудности, получать удовольствие от процесса готовки и его результата. Учить ценить свой труд, сверстников и родителей.                                                          

 Безопасность: Напомнить детям о том, что сидя за столом спину надо держать ровно, а ножки должны стоять вместе. Напомнить о правилах безопасности во время работы с ножом. Перед работой с тестом вымыть руки с мылом, одеть фартуки и повязать косынки.                                                                                                            Физическое развитие: Развивать силу и ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Способствовать формированию положительных эмоций от участия в играх. Закрепить умение играть в коллективные игры.                                                                                                                                              Предварительная работа: Выучить с детьми пословицы, поговорки, стихи. Поиграть в игры «Перетягивание палки», «Петух».                                                

Работа с родителями:

Попросить родителей  повторить с детьми пословицы поговорки и стихи на заданную тему. Создать семейную газету, где главная тема праздник «Сороки», попросить помочь детям в процессе изготовления жаворонков.                          

Сороки.

Дети заходят в группу под русскую народную мелодию.

Психогимнастика: (Проводит воспитатель)

А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

-    Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра - подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим: мы желаем всем добра.

-    Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.

-    А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

-    Потому, что мы улыбнулись друг другу. (ответы детей)

А еще, почему ярко светит солнце?

-     Потому что наступила весна! (ответы детей)

-    Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали

приближение весны?

-     (появились проталинки, сосульки,  день длинный,  а ночь короткая,

солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный), (ответы детей)

-    А какой месяц сейчас идёт?

-     Наступил март месяц. (ответы детей)

-    Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Воспитатель: послушайте загадку - В синем небе голосок, будто крохотный звонок. Вьётся в небе высоко, слышен голос далеко. (Жаворонок)

22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки». Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. На «Сороки» пекли фигурки жаворонков.

Поэты и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения.

1 ребенок

Василий Жуковский «Жаворонок».

 На солнце тёмный лес зардел,

 В долине пар белеет тонкий,

 И песню раннюю запел

 В лазури жаворонок звонкий.

 Он голосисто с вышины

 Поёт, на солнышке сверкая:

 «Весна пришла к нам молодая,

 Я здесь пою приход весны».

2 ребенок

Евгений Баратынский.

 Под солнце самое взвился

 И в яркой вышине

 Незримый жавронок поёт

 Заздравный гимн весне…

Воспитатель:

Прилёт жаворонка во всех странах связывался с приходом весны.

 Взрослые выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за тёплые валенки, варежки да тулупы, а потом детям. И приговаривали:

Ребенок (в руках на рушнике тарелка с выпеченными жаворонками):

 Ой вы, жаворонки, жавороночки,

 Летите в поле, несите здоровье:

 Первое – коровье,

 Второе – овечье,

 Третье – человечье.

Ребенок:

А дети бежали на улицу и кричали:

 Жаворонки, жавороночки,

 Прилетите к нам,

 Принесите нам лето тёплое,

 Унесите от нас зиму холодную;

 Нам зима холодная надоскучила,

 Руки, ноги отморозила.

Воспитатель:А молодые парни и девушки выходили в поле, водили хороводы и прославляли весну:

Ребенок:

Весна, весна красная!

 Приди, весна, с радостью, с радостью.

 Со льном высоким,

 С корнем глубоким,

 С хлебом обильным.

Ребенок:Здравствуй, здравствуй,

 Красавица, весна!

 Птичий домик у нашего окна.

 Скоро в домике будет веселье.

 У крылатых жильцов – новоселье.

Воспитатель:

Дети, какие еще птицы прилетают к нам весной? (:скворцы, грачи, журавли, ласточки и т.д.)

Какие птицы зимовали с нами всю зиму? (вороны, воробьи, голуби, снегири, синички, сороки)

Воспитатель: Давайте послушаем сколько вы знаете пословиц в которых есть названия птиц.

Дети:

Жаворонок день начинает, а соловей завершает.

Сорока весть на хвосте принесла.

Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

Поёт, что соловушка, да пуста головушка.

Воспитатель:давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Перетяни палку»(Играют 2 мальчика,2-3 раза).Игра проводится под русскую народную музыку.

Игра «Петух». Дети встают в круг. Петух один из воспитанников, одевает шапочку и встает в центр круга. Все дети произнося речевку и идут по кругу петушиным шагом, а петух  противоходом.                                                                                                Дети: Трух- трух, трух –трух, ходит по двору петух.                                                                                 Сам со шпорами, хвост узорами. Под окном стоит петух (петух останавл.),                                            На весь двор кричит. Кто услышит, тот бежит.                                                                                                                Петух кричит «КУ- КА –РЕ- КУ» и ловит детей, которые разбегаются от него в разные стороны. Кого поймали, тот и становится петухом. Игра повторяется несколько раз.                                                                                                                                                                                              

Воспитатель: еще есть такие народные приметы

Дети:

Ласточки и стрижи летают низко над землёй (к дождю).

 Синичка с утра начинает пищать (к морозу).

 Курица на одной ноге стоит (к морозу).

Воспитатель: А теперь мы займемся самым интересным делом, будем стряпать жаворонков. Но сначала вспомним о правилах безопасности при работе с ножом. (Напомнить детям как держать правильно нож, пользоваться им, о том, что им нельзя играть и тыкать в своих товарищей.)                           Дети одевают фартуки, делают из теста жаворонков, на крылья и хвосте делают надрезы ножом. Вместо глаза кладут изюминку. Складываем жаворонков на противень, выпекаем.

А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших жаворонков и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли.

Затем все дети и гости приглашаются на чаепитие. Похвалить детей за то, что они рассказывали стихи, играли в народные игры и испекли очень вкусных жаворонков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности: Сценарий праздника 8 марта для мам в №1 младшей группе.

Сценарий праздника 8 марта для мам в №1 младшей группе.Праздник для детей первой младшей группы (2-3 года)Атрибуты и декорации* Колокольчики;* воздушные шарики;* домик и скамья;* интерьер музыкального...

Эколого-экспериментальная деятельность : Сценарий «Чудеса на молоке»

Интересное опытно-эксперементальное занятие, рисование пищевыми красками на молоке....

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка».

Открытый творческо - прдуктивный проект Народный праздник весны : "Красная горка"....

Проектная деятельность "Букет для мамы" Продукт проектной деятельности сценарий мини - концерта "8 марта"

Ведущая:Весна шагает по дворам в лучах тепла и света,Сегодня праздник наших мам и нам приятно это!С песней, с первыми цветами мы встречаем праздник мамы,Всех с весною поздравляем, счастья, радости жел...

театрализованная деятельность ( сценарий представления к празднику мам)

в данном сценарии сказка представленна немного измененной , добавлены новые герои , но как всегда конец у сказки поучительный.......

Конспект по художественно-эстетическому развитию : Музыкальная деятельность.Сценарий осеннего праздника « Осень ».

Цель : Воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. С...

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта

Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...