Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Путешествие по рекам Санкт-Петербурга с А. С. Пушкиным"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Крейнгольд Елена Михайловна

В этом материале дошкольники узнают о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина, закрепляют знания о уже известных архитектурных памятниках города, закрепляют знания  о правилах поведения на воде, формируется умение элементарно пользоваться картой города, находить на ней основные реки города и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_peterburgovedeniyu.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект интегрированной образовательной деятельности

познание и коммуникация.

«Путешествие по рекам Петербурга с Александром Сергеевичем Пушкиным»

Подготовительная группа.

Воспитатель: Крейнгольд Е.М.

Программное содержание:

  1. Дать знания о реках города и их отношениях к биографическим местам А.С. Пушкина.
  2. Закрепить знания о уже известных архитектурных памятниках города.
  3. Закрепить знания  о правилах поведения на воде.
  4. Формировать умение элементарно пользоваться картой города, находить на ней основные реки города.
  5. Закрепить порядковый счет и его соотнесение с цифрой, продолжать учить читать и писать слова.
  6. Учить слушать поэтическое слово и слышать художественные обороты, описания.
  7. Учить с помощью движения выражать характер и  эмоциональное состояние.
  8. Активизировать словарь детей за счет слов: название рек, прилагательных, выражающих эмоциональное состояние, и т. д.
  9. Воспитывать бережное отношение к городу.

Материал:

Воздушный шарик с длинной веревкой, карта города с реками, набор фотографии с видами города, портрет А.С. Пушкина, Петра I.

Организация:

  1. На ковре
  2. За столами, поставленными в виде корабля.

Дети входят в группу. Здороваются. Потянуть вперед  руки и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет аптеку.

И здоровым будет много лет.

Кинезиологическое приветствие.

  • Ребята, смотрите, какой я сегодня принесла вам волшебный воздушный шар. Хотите, со мной отправится в путешествие? Для этого возьмемся за веревочку. Поднимаемся выше, выше, вот мы уже поднялись к самолетам, под облака. Хотите увидеть наш город с высоты птичьего полета. (разворачиваю карту). На большой высоте город становится маленьким, и становится похожим на карту. Взгляните, на карту, какого цвета больше? (голубого)
  • Действительно, весь город пронизан «голубыми сосудами» – реками. У кого есть сосуды? (у человека по сосудам течет кровь).
  • Действительно наш город, как живой человек. Прислушаемся. – Что мы можем  услышать? (включаем музыку) (плеск волн, шум трамвая, машины и т. д.)
  • Какая главная река города? – (Нева.) Наш город называют «Городом над Невой», «городом на Неве». А еще говорят – «Невские берега», « Невские просторы»…
  • А кто ребята знает, что означает слово Нева? – Ученые считают, что «не» - значит «новая», а «ва» -  вода. Другие переводят по-другому, текущая среди мхов река»  почему так говорят, как вы думаете? Наш город основал царь Петр I. Здесь были болота  и мхи. Вот почему так говорят, текущая среди мхов река.
  • Хотите прокатится по этой реке на нашем корабле? Для этого  давайте опустимся на нашем воздушном шаре на землю, давайте опять возьмемся за веревочку, закроем глаза и окажемся на земле. Ну вот мы и около нашего корабля, на котором мы поплывём.
  • Корабль наш называется «Поэзии».
  • Что значит это слово? (Поэзия – это стихи, очень красивые, мелодичные, музыкальные, слова которыми пользуются поэты, они  прекрасны и необычны.)
  • Ну вот заходите на корабле, рассаживаетесь. Отчаливаем. На столах карты, на каждого ребенка. По ходу движения отмечаем стрелками где проплываем. А поведет наш корабль поэт, жизнь, которого неразрывно связана с нашим городом, человек, который смог отразить всю красоту Петербурга. Он писал…

            « Люблю тебя, Петра творенье,

               Люблю твой строгий, стройный вид,

               Невы державное теченье, Береговой ее гранит,

               Твоих оград узор чугунный,

               Твоих задумчивых ночей

               Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

               Когда я в комнате моей

               Пишу, читаю без лампады,

               И ясны спящие громады

               Пустынных улиц, и светла

               Адмиралтейская игла…»

  • Какими словами описывает город, Неву? (строгий, стройный вид, узор чугунный, прозрачный сумрак, Невы державное теченье).
  • Кто ребята отгадает его имя ? Оно зашифровано в ребусе. У вас, у

каждого есть эти ребусы.  Давайте отгадаем слово. Каждая цифра показывает порядок места буквы в слове. Что надо сделать? Расставить цифры по порядку и тогда прочитаем слова.

П

И

Ш

К

У

Н

1

5

3

4

2

6

  • У кого получилось?
  • Да, действительно – это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. (Достаю его портрет. Ставлю его на нос корабля.
  • Итак,  мы вплываем на нашем корабле в реку Неву. Взяли в руки карандаши, которыми мы будем отмечать стрелками путь нашего плавания. Отметили стрелкой начало нашего путешествия. Вперед на повороте повернули налево. …

«По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами…»

Так описывает нашу прогулку Александр Сергеевич Пушкин

  • О каких дворцах может идти речь в стихотворении? (Эрмитаж, Меньшиковский дворец и т. д.)
  • О каких башнях? (Башня Петропавловского собора, Адмиралтейства.)
  • Но иногда у обычно  спокойной Невы «портится характер». Тогда она становится темной, тревожной, гневной.
  • Ребята, не случайно мы с вами свернули на реку Фонтанку. Здесь на берегу Фонтанки  , со своими родителями жил А. С. Пушкин в детстве.
  • Ну вот теперь мы с вами проплываем мимо Египетского моста, сворачиваем на Большую Неву налево.
  • Ребята вам нравится наша прогулка?
  • А как вы думаете какие правила надо знать, когда находишься рядом с водой? Молодцы!!! Все знаете.
  • Ну а теперь сворачиваем на реку Мойку. Отмечаем стрелочкой на карте. Здесь жил с женой и детьми А.С. Пушкин последние годы своей жизни. Ну а теперь давайте поиграем в игру «Волшебник заколдовал название рек в картинках» мы будем отгадывать  их и рисовать обратный путь дороги в той последовательности, в какой я буду показывать картинки. Молодцы вы все правильно отгадали. (реки Мойка, Карповка, Фонтанка). Ребята, на наша река Нева не всегда спокойная как сегодня, во время нашего путешествия. Иногда у обычно спокойной Невы «портится характер» тогда она становится темной, тревожной гневной.

«Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла гневна, бурлива,

И затопляла острова.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела…

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась.»

  • Так описал А. С. Пушкин наводнение 1824 года
  • Какими словами он описывает Неву? (гневная, бурливая, свирепая, остервенясь)
  • Как можно сказать по-другому? (бурная, неспокойная, кипучая, бешенная, неистовая, беспокойная)
  • Посмотрите на картинки разных оттенков и подберите цвета подходящие к этому настроению Невы.
  • Ребята, а скажите мне похоже ли определение Свирепая, вздувалась и ревела на строки, предающие характер реки, в  таких словах  «Невы  державное течение».
  • Похоже ли это на слова «Невы державное теченье»? Объясните слова «Державное»
  • Показать картину «Царь с державой». На Руси символом царской власти была держава, которая изображала земной шар и символизировала власть над миром. А как можно по-другому назвать державную – величественная, царственная, влиятельная, благородная, могущественная.  А теперь, давайте ребята мы с вами разделимся на две команды и покажем Неву державную, и Неву, которая кинулась, как зверь. Возьмите в руки шарфики разных цветов и изобразите нашу Неву. Молодцы. А теперь теплый луч упал на водную гладь, озаряя Неву, подул легкий ветерок, побежала легкая рябь, стукнул мороз и вот река охвачена льдом. Дети застывают. А теперь все отомрите, и давайте мы с вами угостимся вкусным, бодрящим соком.
  • Ну вот и закончилась наша интересная прогулка. Расскажите мне, где мы с вами побывали? Ответы детей. Ну а сейчас я хочу вам подарить на память о нашем интересном путешествии эти маленькие календарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительного возраста: "Прогулка по Санкт-Петербургу"

Конспект разработан в форме виртуальной экскурсии, дети - маленькие экскурсоводы....

Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»

Расширит знания и представления детей о родном городе. Закрепит в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга....

Конспект НОД с детьми средней группы "Мой город - Санкт -Петербург"

Расширить знания и представления детей о родном городе....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Прогулка по Санкт-Петербургу"

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада...

Конспект НОД с детьми средней группы «Мой город - Санкт-Петербург»

Конспект НОД  детьми средней группы "Мой город - Санкт - Петербург"Автор занятия: Свешникова Екатерина АлександровнаИнтеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное...