Конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

НОД на тему "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osen.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 «Путешествие в царство осени»

Подготовительная группа

Воспитатель :

Каледина Елена Владимировна

2013 год

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ:

Тема: «Путешествие в царство осени».

Программное содержание:

Учить детей правильному названию периодов осени. Расширять представление детей о природе и о времени года – осень (четыре периода). Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Продолжать учить создавать предметное изображение по представлению. Учить чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове и на картинах. Воспитывать любовь к природе родного края. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей. Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах. Расширять знания детей о млекопитающих (белка). Развивать разговорную речь, логическое мышление, учить делать умозаключение.

Предварительная работа:

Экскурсии, целевые прогулки на лесную полянку, к водоему, в березовую рощу. Заучивание стихотворений «Осень» А. Лугарев, «Ходит осень по дорожке» А. Авдеенко. Загадывание загадок об осени. Подвижная игра «Мы листочки». Вырезание и раскрашивание осенних листьев. Прослушивание музыки Вивальди А. «Времена года. Осень.», Чайковский П.И. «Времена года. Осень», Глазунов И. «Времена года.»

Словарная работа:

обогащение словаря – предзимье, снежура, день осеннего равноденствия, ледостав;

 активизация словаря – ранняя осень, золотая осень, иней, роса.

Интеграция образовательных областей:

Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.

Оборудование и материал:

Телевизор,CD-проигрыватель, флэш-носитель, четыре рисунка с изображением периодов осени: осень, золотая осень, глубокая осень, предзимье. Иллюстрация с изображением перелетных и зимующих птиц, осенние листочки, голубое облако, видеоролик «Осень», аудиозапись с музыкой.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ:

Ход :

Дети стоят в группе.

На телевизоре заставка «Осень».

Воспитатель (начинает читать стихотворение):

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Дети (продолжают):

Желтые , красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет в дали.

Воспитатель:

Ходит осень по дорожке,

Промочила где-то ножки.

Льют дожди, и нет просвета

Дети (продолжают):

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил,

Под ногами коврик новый:

Желто-розовый кленовый.

Воспитатель:

Ребята, сегодня  мы совершим с вами необыкновенное путешествие

В сказочное царство осени. Путь у природы от лета до зимы долгий. И, как у каждого пути, есть у него свои этапы, периоды. У осени таких периодов четыре – ранняя осень, золотая осень, глубокая осень и предзимье. И вот сегодня, путешествуя по царству осени, мы подробно узнаем обо всех периодах.

Но сначала я предлагаю вам посмотреть и послушать, как художники и композиторы изображают осень.

Просмотр видеоролика

А теперь мы отправимся с вами в царство Осени. А на чем мы туда отправимся?

 (Дети дают варианты ответов. В итоге с помощью воспитателя или самостоятельно решают на чем они отправятся в путешествие. Садятся на волшебное облако и летят.)

Звучит музыка Глазунова И. «Времена года».

Воспитатель: И так, РАННЯЯ ОСЕНЬ.( Дети подходят к рисунку ранней осени.) Ребята, ответьте на вопрос: «Какое время года называют «бабьим летом»?

Дети:

В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет солнце. Небо станет светло-голубым. Воздух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и прозрачные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается лучшей порой осени.

Воспитатель:

Какие весенние цветы второй раз цветут осенью?

Дети:

Осенью цветут одуванчики, крокусы.

Воспитатель:

Как паук предсказывает погоду?

Дети:

Пауки не переносят сырости. Если вечером пауки плетут паутину и бегают по ней, значит, на следующий день будет хорошая погода.

Воспитатель:

Почему на одной осине листья желтые, на другой- красные?

Дети:

Вещество, придающее красный цвет листьям, образуется в тех из них, в которых больше сахара. То растение, которое запасло больше сахаристых веществ , и имеет красные листья, а в которых меньше – желтые.

Воспитатель:

Чем примечательно 22 сентября?

Дети:

22 сентября обычно кончаются теплые дни. В этот день светлое время суток точно равно темному времени – день равен ночи. Потому и назвали этот день ДНЕМ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. Теперь светлого времени заметно убавится.

(звучит музыка Глазунова И. «Времена года»)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Началась ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. (Подходят к рисунку «Золотая осень») Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы: У какого дерева листва первой желтеет?

Дети : первой листва желтеет у березы.

Воспитатель: Какого цвета осенью хвоя на лиственнице?

Дети: начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя становится ярко-желтой, горящей на фоне неба.

Воспитатель: Чем роса от инея отличается?

Дети: Роса и иней бывают не только осенью, но и в другие времена года. Если холодная земля не может заморозить водяной пар, образуется роса, если может – иней.

Воспитатель : Куда осенью бабочки исчезают?

Дети: многие бабочки гибнут с первыми холодами. Зимуют отложенные им яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют.

Воспитатель:

Когда золотая осень кончается?

Дети: начался листопад. Попрятались в щели, норки, дупла насекомые. Улетают стаями птицы. Все чаще дуют злые, холодные ветры,  обрывая листву. В парках и садах доцветают последние осенние цветы. Кончается листопад – кончается золотая осень.

Воспитатель разбрасывает осенние листья и предлагает поиграть в подвижную игру «Мы осенние листочки».

ИГРА: «Листочки»

Мы листочки осенние,      (покачивают руками вверху)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели        (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.           (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял           (покачали руками вверху)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.             (присели)

Воспитатель:

Золотую осень любят за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса

 Вместе с остатками земли несется вихрем и будто кружится в танце. Тогда днем еще тепло и солнце посылает на землю прощально нежные лучи.

   Летим дальше. Кончилась пора золотой осени и наступила ГЛУБОКАЯ ОСЕНЬ.

звучит музыка Глазунова И. «Времена года»

Воспитатель: Ребята, попробуйте ответить на вопросы: какой месяц самый туманный?

Дети: Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. От холода влажный воздух начал превращаться в мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Осенью туманы особенно часты. Самый туманный месяц – ноябрь.

Воспитатель: Что такое снежура?

Пошел сильный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тает. Так и плывут вязкой кашей по течению. У этой каши снега с водой тоже есть свое название – СНЕЖУРА.

Воспитатель: Какой праздник в народе отмечали 12 ноября в былые времена?

Дети: Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пестрые, нарядные синицы. Потому, видно, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник «День синицы».

Со всеми детьми проводятся словесно-дидактическая игра «Перелетные птицы».Воспитатель показывает иллюстрации птиц, а дети называют их и говорят перелетные это птицы или зимующие

Воспитатель: Птицы – великие путешественники. Стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Одни улетают за тысячи километров в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми весенними днями вернуться на родину. Много птиц пролетают осенью, но мы редко видим птичьи стаи, потому, что перелетные птицы в основном летят по ночам.

(звучит музыка Глазунова И. «Времена года»)

Воспитатель:

Наше путешествие подходит к концу. Мы перелетаем в последний период – ПРЕДЗИМЬЕ. Ребята, пожалуйста, ответьте на вопросы: В средней полосе России растут две формы дуба: летний и зимний. Почему их так называют?

У одних деревьев дуба листопад начинается осенью, и к зиме они остаются без листьев. Такие дубы называются летними. Другие деревья дуба всю зиму стоят с засохшими листьями. Это зимние дубы. Старая листва опадает с зимних дубов весной.

Воспитатель:

 Нужен ли снег растениям и животным?

Дети: Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло, и тем самым создавать как бы естественный парник, очень важно для растений и животных. Под снегом не замерзают травы и посевы, мелкие зверушки согреваются в своих норках. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.

Воспитатель:

Как белка готовится к зиме?

Дети:

 Осенью белка утепляет свое дупло. Запасает корм, пряча его под листву, в расщелины веток, дупла. В первой половине сентября можно увидеть белку, которая начала менять свое рыжее летнее платьице на серую шубку. В ноябре белка уже полностью одевается в красивый серебристо-серый, теплый наряд.

Воспитатель:

Когда кончается осень?

Постепенно льдины на водоемах становятся все крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Замерзла река, кончился ЛЕДОСТАВ. А с ним кончилась осень.

Воспитатель:

Первый снег не лежит долго. Сразу тает. Теперь морозы будут чередоваться оттепелями, снег – дождем. Редко-редко низкое солнце выглянет темно-малиновым шаром между туч. Наступили самые темные ночи. Замерзают пруды, стынут реки и озера. Как только надолго ляжет снег – начнется настоящая зима.

звучит музыка Глазунова И. «Времена года» возвращаемся в детский сад

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие в волшебное царство осени.

(Вниманию детей предлагается картина с изображением дерева поздней осенью. Дети рассматривают картину, определяют время года. Воспитатель предлагает сделать портрет поздней осени. Для этого необходимо разместить на картине листья, которые унес осенний ветер).

Звучит фоновая музыка.

Дети приступают к работе

РЕФЛЕКСИЯ:

Что вам понравилось?

Что нового вы узнали?

Что было интересного и необычного в сегодняшнем путешествии?

Ответы детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников» «Мозаика-Синтез» 2000г.
  2. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в подготовительной группе д/с. Экология.»  ТЦ «Учитель» 2004г.
  3. С.Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Новая школа Москва 1995г.
  4. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» ТЦ «Учитель» 2007 г.

5.CD «Времена года» («Би Смарт» 2007 г.)

6.CD «Музыка для малышей» («Planet» 2007 г.)