«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»
консультация по окружающему миру (старшая группа) по теме

Доклад (выступление на педсовете)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ)

МДОУ детский сад «Сказка»

Воспитатель группы № 11

Алексеева С.А.

г. Кимры

2013 год

        Что такое «познание»? Познание – это приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира, совокупность знаний о какой-нибудь области. Процесс знания происходит через развитие психических процессов: восприятие, память, внимание, которые в свою очередь, способствуют развитию логического мышления, ассоциативного мышления и воображения, т.е. создание образа.

Ребенок познает мир в любой деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?), практикуется в установлении причинно-следственных, родственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.

Учитывая общие задачи познавательного развития и уровень знаний детей, мы планируем работу по познавательной деятельности в течение года, которая построена в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. Это чтение художественной литературы, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее (развивающую среду мы создали в начале года). Вместе с родителями приобрели книги «Я познаю мир», «Атлас животных», «Мир и человек», игры-лото «Дикие и домашние животные», «Где что растет?», приобрели папки, где накапливаем материал на разные темы:  «Личная безопасность», «Транспорт», «Схемы групп, детского сада, поселка», «Загадки, ребусы, лабиринты, лото». Отвели место под полочку, где у нас хранятся коллекции: значков, календарей, денежные знаки, игрушки-киндеры.

В начале учебного года мы провели диагностику детей по данной теме. Диагностика показала, что дети у нас в основной массе уравновешенные, любознательные, умеют слушать, но не очень внимательны и не умеют проявлять свое терпение. В среднем уровень знаний на начало учебного года – 77%.

                      Перед собой мы поставили следующие задачи:

  1. Обогатить сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий(время, знак, символ, знаковые системы)
  2. Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)
  3. Продолжать формирование у детей бережное, созидательное отношение к миру.

Все знания мы давали детям на занятиях, а закрепляли их в совместной деятельности, в индивидуальных беседах, наблюдениях, экскурсиях. Познакомили детей с понятием знак, символ, знаковые системы. Рассказывали историю о символах, откуда пошла азбука, вводили новое понятие – знак. Проводились прогулки по улицам по теме: «О чем рассказывают знаки». Учили с детьми правила дорожного движения. Особое внимание во время подобных прогулок, уделяли конкретным знакам на дорогах, расшифровывали их. Дети знают цвета светофора. В познавательный уголок были внесены книга «Дорожная азбука» и настольная игра «Водители и пешеходы».

Начиная со старшей группы проводим серьезную работу по формированию у детей безопасного стиля жизни, которая предлагала не только знание различных правил безопасности, но и умение применять их в различных жизненных ситуациях. Читали с детьми художественную литературу, многое рассказывали из своего личного опыта и своих знакомых. Из полученной информации дети получали не только новые знания, правила, но и учились сравнивать, обобщать, делать выводы. Например, не рви и не бери в рот плоды, которые не знаешь. Или: что может случиться, если играть в футбол на мостовой? Когда мы с детьми проходили тему «Если ребенок заблудился»,  дети учили домашний адрес, номера телефонов свои и близких. Таким образом у детей развивалась память.  Развивалась память и тогда, когда нам приходилось знакомиться с календарем. Сейчас мы знакомим детей с днями недели, месяцами, сколько месяцев в году. Но многим детям это дается с трудом.

Развивая познавательную среду детей, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило стать Человеком.

Проходя тему «Причинно-следственные связи» (из рассказов, чтения, примеров из личного опыта), например: гибель растущего цветка может быть вызвана…, дети анализировали явления, обобщали, рассуждали, высказывали элементарные умозаключения.

Дети нашего возраста отличаются активностью в познании окружающего, проявляют интерес к математике. У них начинает складываться представление о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве:  о действиях, которые можно производить с ними, уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.

Центральное место в программе занимает содержание, направленное на формирование понятия «число» - это одно из основных понятий, с которого начинается познание ребенком математики. Наша задача в старшей группе – ввести ребенка в мир числа на основе выполнения действий с величинами. В процессе обучения дети учатся:

- сравнивать величину предметов с помощью «мерки», равной одному из сравниваемых  предметов; уравнивать величину предметов, пользуясь условной «меркой» (мерка уложилась столько раз, сколько у нас кругов).

-понимать количественное и порядковое значение числа;

-измерять объем жидких и сыпучих тел;

-раскладывать и группировать предметы по величине;

-на данном этапе мы учим детей понимать отношение между числами(5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1;

-знакомим с составом числа. В решении этого вопроса нам помогает работа в тетрадях по математике.

В процессе работы нами используются разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Особое место отводится практическим методам (это игра, упражнения, моделирование, элементарные опыты).

Из всего многообразия занимательного математического материала применение находят дидактические игры. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Вот такие дидактические игры и упражнения мы используем на занятиях по математике и в повседневной жизни:

-игры на развитие внимания «Что изменилось?», «Найди отличия», «Повторяй за мной»

-игры на развитие логического мышления «Логическое лото», «Четвертый лишний», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы»

-игры, требующие от детей исполнительской деятельности. Здесь дети выполняют действия по образцу или указанию.

В процессе этих игр дети закрепляют знания о геометрических фигурах, их свойствах, усваивают понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева», «между».

-игры, в которые включены элементы поиска и творчества: «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета». Дети любят игры этой группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия.

Также используем игры на развитие сенсорики:

  1. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
  2. «Узнай фигуру»
  3. «Узнай  предмет по контуру»
  4. «Догадайся, что за предмет»
  5. «Найди пару»
  6. «Что внутри»

На занятиях используем разнообразные головоломки.   Детям очень нравятся головоломки с счетными палочками. В ходе их решения идет преобразование одних фигур в другие.  Здесь мы ставим такие задачи:

  1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
  2. На изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Игры с палочками помогли детям лучше усвоить такие понятия, как «меньше», «больше», «равно», «плюс», «минус».      

Еще один наглядно-практический прием – это моделирование. Он включает в себя создание моделей и их использование с целью формирования элементарных математических представлений у детей. В настоящее время положено лишь начало разработки этого приема. Но он является перспективным в силу следующих факторов:

- использование моделей и моделирование ставит ребенка в активную позицию;

- моделируя, у детей развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.    

В своей работе мы используем модели при формировании:

-временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь)

- пространственных (модели геометрических фигур)

Сейчас очень много литературы по математике для детей. Вот некоторые из них, которые помогут в обучении детей элементарных математических представлений:

  1. Ирина Гурина «Простая математика»
  2. «Форма и размер»
  3. «Сходства и различия»
  4. О.Крылова, Л.Самсонова «Развитие творческих способностей»

Одной из важнейших задач работы с детьми является способность своевременному и полноценному психическому развитию детей. Решение этой задачи зависит от организации деятельности детей, в том числе   конструкторской и занятий ручным трудом.

Перед нами по данному вопросу стоит такая задача:

-Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни. Приведу такой пример. Осенью мы ходили с детьми в парк. Там они катались с горки, на карусели, качались на качелях. Вечером, в группе, Владик предложил Матвею и Лере из строительного материала построить игровую площадку. Дети с удовольствием приняли предложение Владика. Дети в постройке использовали напольный строительный материал. Но, чтобы разнообразить ее, я предложила им конструктор «Лего». Дети с удовольствием играли.

-Следующая задача: знакомство с новыми деталями. Разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и т.д. Закреплять умение заменять одни детали другими.

Дети стали строить замок и чтобы его огородить, они использовали бруски, но их не хватило. Я задала вопрос: «А чем можно заменить бруски?» Ксюша вместо брусков предложила взять цилиндры.

В таких видах деятельности мы развиваем у детей умения работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.

Детям очень нравится строить по рисунку. В этом виде деятельности у детей развивается фантазия и воображение. Они могут самостоятельно подбирать строительный материал.

В своей работе с детьми мы также конструируем из бумаги, складываем ее в несколько раз и вырезаем разные предметы, фигуры; делаем поделки из природного материала.

Детям очень нравится достраивать природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями. Дети принесли желуди, на прогулке набрали «крылаток» и сделали бабочек, стрекоз. Из шишек сделали деревья, покрасили зеленой гуашью. Получилась коллективная работа «Сказочная поляна».

Родители на каждого ребенка приобрели механические конструкторы, состоящие из мелких и сложных деталей. В ближайшее время мы начнем с ними играть. Они развивают мелкую мускулатуру рук, воспитывают умение работать по плану, формируют ценные качества ребенка, необходимые для последующего обучения в школе.

Все родители хотят, чтобы и дети были умными, здоровыми, были хорошо подготовлены к школе. Чтобы достичь хороших результатов, нужно вместе с детьми потрудиться. А чтобы этот совместный труд не был в тягость детям и взрослым, надо обратить его в игру.

Поэтому, мы предлагали родителям беседы, консультации:

  1. «Как вырастить ребенка мыслящим и любознательным»
  2. «Как расширить кругозор»
  3. Оформили ширму «Развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Предлагали литературу:

  1. «Развивающие игры для дошкольников»
  2. Долченко «Чего на свете не бывает»
  3. Познавательную литературу «Я познаю мир», «Все обо всем»

На будущее мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развивать интерес к учебной задаче и процессу ее решения
  2. Продолжать учить проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т.д.
  3. Учить задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы.
  4. Учить замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе по теме «Путешествие в страну математики».

Конспект составлен с использованием технологий развивающего обучения. С внедрением элементов технологии ТРИЗ.Тема: «Путешествие в страну математики». Цель. Систематизация математическ...

Тазина Г.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познание" в старшей группе. Тема "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности составлен с учетом ФГТ, с использованием интегрированного подхода при организации образовательного процесса. Проведено на Районном методическом об...

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные" с использованием ИКТ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» в старшей группе детского сада тема "Игра-путешествие в страну Математики"

Программное содержание:1.     закрепить прямой счет до 10, умение правильно применять знаки “=”, “? ”, “> ”, “< ”, “+ ”;2.     устанавливать соответ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в старшей группе "Эксперименты и опыты с водой"

Организация экспериментально-поисковой  деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Непосредственно образовательная деятельность по реализации ОО «Познание» в подготовительной группе «День народного единства».

Задачи:Образовательные:Дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства», героях событий 1612 года гражданине К. Минине и князе Д. Пожарском. Формировать понятие о России, как ...