«ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Горлова Валентина Ивановна

Программа "Социальная адаптация будущих первоклассников» предполагает создать условия для обеспечения эмоционального комфорта детей подготовительной группы при подготовке их к школьному обучению, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

В содержание программы, рассчитанной на один год, включена методическая работа, работа с детьми и работа с родителями. 

Большое место отводится работе с детьми. Сюда включены развивающие игры, занятия, экскурсии, наблюдения , которые помогают развивать инициативность, любознательность,  способность к творческому самовыражению  в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 225»                            

                              ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

  

(Над программой работали: Горлова В.И.- социальный педагог,

 Разумкина Л.Н.- педагог –психолог, Гузанова Т.И. - воспитатель)

                                                                             Утверждена

                                                                       на Совете педагогов № 1 от 07.09.2009 года

г. Саратов

       

ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

  

Пояснительная записка.

    В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, поступая в 1 класс, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

    Основными критериям социальной адаптации будущего первоклассника являются:

  •  положительное отношение к школе;
  • умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками;
  • поддерживать его адекватное восприятие школьных требований;
  • проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

   Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.

   Поступление в школу – это серьезный шаг от беззаботного детства, к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг детям помогают педагоги и родители, готовя ребенка к школе уже в подготовительной группе.  

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой  «социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Как правило, дети выражают желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

             Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением  ребенка – дошкольника принять новую роль – школьника и достигается целым рядом условий.

1.Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия педагога, планировать, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2.Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3.Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия своих сверстников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки – то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности

  Важно помнить, что показателем удовлетворенности ребенка при подготовке к школьному обучению выступает его эмоциональное состояние, которое влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

   Обратной стороной адаптации ребенка к школьному обучению является проблема дезадаптации, которая вызвана двумя группами причин.                    

 

1.Индивидуальная  характеристика ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2.Влияние социально –экономических и социально –культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности.

  Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликт с педагогами и сверстниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях ребенка, либо в форме социальных проявлений.

 Нарушение адаптации в подготовке к школьному обучению выражается в виде активного протеста  (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют  на поведение ребенка в процессе занятий или других видов деятельности.

    Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.

   Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако, даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение педагогов, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости – консультация профессиональных психологов.

Цель: программы «Социальная адаптация будущих первоклассников»-  создать условия для обеспечения эмоционального комфорта детей подготовительной группы при подготовке их к школьному обучению, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

Задачи:

-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительной самооценки;

-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению,

-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование активности детей (коммуникативной, познавательной, игровой и др.) в различных видах деятельности.

В содержание программы, рассчитанной на один год, включена методическая работа, работа с детьми и работа с родителями.

Методическая работа направлена на совместную деятельность социального педагога,  педагога-психолога, воспитателей  и учителей начальной школы для согласования целей, изучения методов и форм воспитательно-образовательной работы. Проводится такая работа в течение всего года. Педагоги имеют реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости.

Работа с детьми предусматривает занятия воспитателей, социального педагога, педагога – психолога с дошкольниками в подготовительной группе (в течение года) и организацию занятий учителями начальной школы для будущих первоклассников.  

При проведении занятий следует учитывать возрастные особенности и особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников. Положительные эмоции, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность подготовки ребенка к школе. Основой для развития общения ребят должны стать игры, конкурсы, выставки и т.д. Стремление к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес – всё это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организуют педагоги для будущих первоклассников.

Важным направлением программы  является работа с родителями. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование, конструирование, собственный опыт – вот основа развития личности ребёнка. Поэтому роль родителей в подготовке его к школе не может сводиться только к словесным указаниям по тому или иному поводу.

Программа предусматривает совместную деятельность воспитателей и педагогов, направленную на оказание помощи родителям будущих первоклассников в организации занятий, игр, посильного труда и психологической готовности ребёнка к школе. Такая работа проводится в течение года в форме родительских собраний, индивидуальных встреч, анкетирования, дня открытых дверей.

Содержание программы

Методическая работа.

 

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

-взаимопосещение открытых занятий в подготовительной группе и уроков в начальной школе;

-анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психолога;

-участие воспитателей, учителей, педагога – психолога и социального педагога в психолого- медико-педагогическом консилиуме;

- участие педагогов педсоветах, семинарах, методических объединениях, направленных на формирование готовности детей к школьному обучению

-экскурсия в школу на праздничную линейку 1 сентября, посвященной Дню знаний.

Работа с детьми.

Работа с детьми состоит из:

- занятий с детьми;

-организации экскурсий в школу №101 детей подготовительной группы;

-организации выставок детских работ;

-посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками;

-встречи с бывшими выпускниками, знакомство с их достижениями и успехами в школе;

-площадки для будущих первоклассников на базе школы.

Работа с родителями.

Работа с родителями предполагает:

-встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников подготовительной группы на родительских собраниях;

-анкетирование родителей будущих первоклассников по теме «Растим будущего школьника»;

-анкетирование родителей будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе»

-организацию работы «консультационных дней» для родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки детей к школе

-организацию дня открытых дверей.

Примерное планирование работы

по программе «Социальная адаптация будущих первоклассников». 

Мероприятие.

Сроки, ответствен.

Методическая работа.

1.Знакомство  воспитателей и учителей с программой «Социальная адаптация будущих первоклассников».

Сентябрь, соц. пед.

2.Взаимопосещения занятий и уроков воспитателями и учителями.

В течение года

5.Участие в заседании Совета педагогов по теме:  «Преемственность детского сада и школы»

Январь

Педагоги

6.Участие в заседаниях «Психолого – медико – педагогического консилиума»

Октябрь, апрель.

Педагоги

7.Участие в итоговом Совете педагогов по теме: «Мотивационная готовность детей подготовительной группы к обучению в школе»

Май

 Педагоги

8.Диагностика готовности детей к школе.

Сентябрь, май, Педагог-психол.

9.Подготовка и проведение родительских собраний о подготовке детей к школьному обучению.

Сентябрь, май

Педагоги

Работа с детьми.

1.Экскурсии детей в школу на праздничную линейку, посвященную Дню Знаний.

Сентябрь Воспитатели

2.Экскурсии в школу. Цель: воспитывать интерес к школьному обучению, знакомство с традициями школьной жизни.

Апрель, май Воспитатели

3.Беседа: «Профессия – учитель». Цель: расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к работе учителя.

Сентябрь

 Соц. педагог

4.Рассказ воспитателя о своем первом дне в школе. Рассматривание старого букваря, грамот, фотографий родителей. Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники». Цель: Сформировать представление о школе, создать психологическую установку на школу.

Сентябрь

Воспитатель Пед.-психолог

5.Интеллектуальная игра: «Я это знаю».

Цель: воспитывать умение играть в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности

Октябрь

 Пед.- психолог

6.Сюжетно – ролевая игра «Школа». Цель: закрепить в игре правила поведения в школе, воспитывать дружеские отношения между детьми.

Октябрь

 Воспитатели

7.Рисуночный тест «Какой ты видишь школу?». Цель: формирование адекватного восприятия школы. Занятие проводится в классе.

Ноябрь

Соц. педагог

8.Экскурсия в школьную библиотеку. Цель: воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним, учить выбирать книги по интересам.

Декабрь

Воспитатели

10. Беседа о школе (с использованием наглядного материала)

Январь.

воспитатель

11. Чтение стихотворений о школе. В. Берестов «Читалочка», А. Барто «В первый раз, в первый класс», М. Садовская «Первое сентября»,

М. Бородицкая «Первоклассники»

Февраль

Воспитатели

12.Встреча с первоклассниками  (бывшими выпускниками). Цель: показать разницу между учащимися и воспитанниками, сходство и взаимосвязь

Март

Вос-ль

13.Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Цель: упражнять детей в умении рассуждать на различные темы, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Апрель

Пед. –психолог

14.Праздник «Прощай детский сад! Здравствуй школа!»

Июнь

Муз. рук.

Работа с родителями.

1.Родительские собрания: «Задачи МДОУ по подготовке детей к школе.  Знакомство с программой «Социальная адаптация будущих первоклассников».

2.»Развитие коммуникативных способностей познавательной активности у детей подготовительной группы».

3. «Психологическая готовность детей к школьному обучению». Подведение итогов работы по программе «Социальная адаптация будущих первоклассников».

Сентябрь.

Март.

Май.

4.Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школьному обучению?»

Сентябрь.

Май.

 5.Работа «консультационных дней» по вопросам подготовки родителей к новой социальной роли «родители первоклассников» и социально –психологической готовности детей к школе.

В течение года.

 6.Посещение родителями занятий  в детском саду.

В течение года.

7. День открытых дверей. Посещение родителями уроков и режимных моментов.

Вос-ли

7.Участие родителей в экскурсиях в школу, библиотеку, в лес.

В течение года.

 8. Оформление уголков для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Семья и ребенок, как помочь ребенку адаптироваться к школьному обучению?», «Формирование поведения детей старшего дошкольного возраста».

В течение года.

                                         Методические рекомендации.

Планирование работы по программе «Социальная адаптация будущих первоклассников» является примерным. В каждый из разделов программы можно вносить изменения, дополнения, рассматривать инновационные технологии. Главное, чтобы была сохранена цель программы – создание условий для обеспечения эмоционального комфорта для  детей подготовительной группы при подготовке их к школьному обучению.

                                                Список литературы:

  1. Н.В. Пилипко «Здравствуй, школа» - адаптационные занятия с дошкольниками». Москва, УЦ «Перспектива»,2002г.
  2. Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей». Ярославль, «Академия развития».
  3. Н.В.Иванова «Социальное развитие детей дошкольного возраста», Москва, 2008г.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).- М., 1960. ( Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте: 293-316)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников "Мэри Поппинс"

Программа готовит детей к системному обучению в школе, осуществляя преемственность дошкольного и начального общего образования...

Программа родительского клуба "Будущий первоклассник"

Программа родительского клубаМБДОУ «Детский сад №20 «Росинка» "Будущий первоклассник" на 2015-2016 уч. год....

Программа родительского клуба «Будущий первоклассник» на 2017-2018 учебный год

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников; привлечение родителей  к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в п...

Адаптация будущих первоклассников.

Уважаемые родители будущих и нынешних первоклассников! Каждый из вас беспокоится, сможет ли ваш ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» ...

Программа "В семье будущий первоклассник"

Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих &ld...

Модифицированная рабочая программа консультационного пункта «Будущий первоклассник» детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: формирование положительной мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению писать графическим пишущим инструментом, развитие реч...