Растить детей патриотами
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тарасова Анна Владимировна

Из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В.

 

В статье содержатся примеры использования авторского поэтического материала с использованием приемов мнемотехники для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_patrioticheskoe_vospitanie_a.v.tarasova.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Растить детей патриотами

(из опыта работы воспитателя ГДОУ №121, Центрального района Тарасовой А.В.)

 Мы с вами за все в ответе:

За мир, за улыбки эти

За счастье детей  на свете

В ответе и ты, и я…

Какими вырастут дети –

Такою будет страна…

Государственная политика в области дошкольного образования, введение новых федеральных государственных требований, ориентируют педагогов на организацию и нахождение эффективных форм построения педагогического процесса ДОУ, направленного на воспитание в дошкольниках самостоятельности, инициативности, творчества, а также начал патриотизма и гражданственности.

Мама, семья, город, Родина – самые дорогие и значимые слова в жизни каждого человека. Осознание их важности на доступном и близком для ребенка содержании, позволяющем его эмоционально включить в события  связанные с жизнью близких людей, историей своей страны и города,  дать возможность воплотить пережитое в будущих творческих делах – и есть задачи патриотического воспитания в детском саду.

        Особенно актуальным решение данной проблемы становится в старшем дошкольном возрасте. Благодаря развитию самосознания ребенок начинает осознавать побудительную силу и последствия своих поступков. Осознание себя, своих качеств и своего поведения, приводит к пониманию того, чем вызвано то или иное отношение окружающих к нему. В старшем дошкольном возрасте впервые можно говорить о способности детей анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. На ступени старшего дошкольного возраста впервые появляется интерес к социальному миру, социальным чувствам и отношениям, способность сопереживать событиям, происходящим в жизни любимого города, страны.

Полноценно прожитый путь «маленького гражданина» в дошкольном детстве позволит позже с гордостью сказать: «Самое дорогое, что есть у меня на свете это мама»;  «Любимый город – Санкт-Петербург»;  «Я себя не мыслю без России».

Проводником ребенка в мир любви к окружающему миру может и должен стать воспитатель - созидатель и творец. Для любого ребенка педагог это распахнутая дверь в мир огромный, интересный и сложный. Его мировоззрение, его эмоциональный настрой, искренность, дела и поступки не могут не отразиться в восприимчивых, хрупких детских душах.

Всем педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, родителям и просто людям неравнодушным к тому, какими могут вырасти наши дети, хочется предложить авторский поэтический и игровой материал с использованием приемов мнемотехники по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Он может быть использован при подготовке к тематическим праздникам и досугам, беседам и экскурсиям, литературным вечерам.

Что же значит быть патриотом?

1.Патриотизм – это воспитание любви к Родине!

* * *

С чего начинается Родина?

 С мамы, с детского сада,

 С друзей, которые рядом.

С солнышка лучистого,

С неба чистого-чистого.

С города любимого,

С вечного огня.

Все это родное – Родина моя.

* * *

Родина, Родина, Родина!

Мой город в весеннем цвету!

Чайки, что кружат над городом,

Кони спешат на мосту

Белые ночи игривые

Березки на каждом углу

О, Родина, Родина милая.

Я жить без тебя не могу.

                                2. Патриотизм – это любовь к матери!

* * *

У мамы руки не простые,

У мамы руки золотые.

Украдкою на них смотрю

Погладить руки я хочу.

И мне чуть-чуть обидно,

Что золота не видно.

* * *

Что же маме подарить?

Солнышко лучистое,

Птичек песню нежную

Или речку быструю?

Улыбку я ей подарю.

Очень мамочку люблю.

* * *

Если мамочка простыла

Чаем с медом напою.

Если мама загрустила

Я ей песенку спою.

3. Патриотизм  - это любовь к городу!

* * *

Решетка Летнего сада!

Как ты красива, поверь.

Тобой любоваться рады

Со всех городов, деревень.

Приезжие гости стремятся

К тебе скорей придти,

 По саду пройтись, прогуляться.

Красивей тебя не найти.

* * *

Идет, торопится трамвай

Святая память городу

И как в былые времена

Сейчас полно народу в нем.

И помнит старый тот трамвай

Как от бомбежки город глох

Как застрочил вдруг автомат

И прозвучало: «Хэнде-хох!»

Как замерзал в блокаду он

В ту злую зиму снежную.

Идет, торопиться трамвай

Пою ему я песню нежную.

Практика показала целесообразность и эффективность использования в работе с детьми по патриотическому воспитанию методов моделирования, мнемотехники, что помогает  быстрому усвоению нового материала и вызывает у детей интерес и желание решать поставленные задачи.

Примеры стихов зашифрованных в символах.

  1. «Цветные мосты»

Есть в городе нашем цветные мосты

Через Мойку они пролегли.

Желтый, Зеленый, Красный, Синий

Я живу в России.

Схематическое изображение городских домов

Герб СПб

Четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

Две дуги

Волнистые линии изображающие реку, название Мойка и стрелка, показывающая на предыдущую картинку

Изображение кровати

Желтое пятно

Зеленое пятно

Красное пятно

Синее пятно

Буква «Я»

солнце

Флаг России

  1. «Нева»

Уснула Нева. Замерзла вода.

И спит крепким сном под снегом и льдом,

А в кране вода течет как всегда.

подушка

Волнистые линии изображающие реку, название Нева

сосульки

озеро

кровать

камень

Ночь и звезды

Снежинки, стрелка вниз

Небольшие облачка, стрелка вниз

Водопроводный кран

Волнистые линии изображающие реку, название Нева

Из водопроводного крана льется вода

3. Мосты кан. Грибоедова

Каменный

Мучной

Банковский

Львиный

Казанский

изображение камня

изображение горки муки и печеных пирожков

Изображение монет

Фигура льва

Схематическое изображение собора

Неподдельный интерес и живой эмоциональный отклик у дошкольников вызывают авторские «сказы» о городе и его жителях, такие как «Сказ про Васю шофера, что машину моет, которая дорого стоит»; «Сказ о Петре и о граде на Неве»; «Сказ про Веню и Феню, у которых нет денег» и др.

Пример «сказа о Петре и о граде на Неве»

Часть 1.

Жил был царь, царь как царь.

Петром его звали, так его величали.

И был тот царь сильный, молодой, всесильный.

Как-то раз стоял тот царь на берегу реки, стоял и думал,

Думы те куда-то волны вдаль несли.

Решил построить город царь среди топи и болот,

А город строить очень трудно, тьма проблем, хлопот.

Но царь есть царь – все нипочем, был очень властен он.

И тут же отдан был приказ: «Здесь будет город заложен!»

И работа закипела – дружно взялись все за дело.

Осушать пришлось болото – то-то трудная работа.

До! Работа есть работа, в воде холодной с ночи до зари,

До седьмого пота.

Болели люди, умирали, вот так вот город поднимали.

Часть 2.

Вот уж улочки, дома деревянные пока,

А позднее город в камень весь одели

Каменные дома – красота.

Первый каменный мост – надежен и прост.

Были вырыты каналы, взмыли ввысь мосты.

Забравшись вверх на пьедестал, застыли кони, львы.

И дома высотные с ванной, лифтом, телефоном сотовым.

Город дивный и красивый, город славы боевой

Он такой до боли близкий, Петербург родной!

Неформальный творческий подход к решению проблемы патриотического воспитания детей в детском саду позволяет повысить познавательную активность детей, вызвать живой интерес к родному городу, стране, желание поделиться своими открытиями с родителями, друзьями, развить в себе чуткое неравнодушное отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растите детей патриотами!

Статья   "Растите детей патриотами!" !"!!!!!!!@!!!""@@@ЭЭ      !!"@@Q@!!!!!!!!!!!!!!""""№"!"             ...

«Растим детей патриотами»

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие ...

Растите детей патриотами

Из опыта работы....

Растим детей патриотами

Презентация разработана в помощь педагогам и родителям в воспитании у детей патриотических чувств, уважительного отношения к старшему поколению, чувства толерантности, гордости за свою страну и её жит...

«Растите детей патриотами»

Воспитание патриотических чувств...

Растим детей патриотами своей Родины, прививаем нравственные чувства.

Педагогическая работа по формированию нравственно-патриотических чувств....

Буклет для родителей "Растим детей патриотами"

Краткое сообщение о том, как с детства надо растить детей патриотами  своего народа, своей Родины....