беседа "Магадан был, есть и будет"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

в ходе беседы с детьми воспитатель знакомит детей с историей возникновения города Магадана, о первопроходцах, о становлении современного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magadan_byl_est_i_budet.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель высш. кв. кат.

Кравченко Марина Олеговна,

МБДОУ «Детский сад № 45»

Магадан, 2014

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Магадан был, есть и будет»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Цели. Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с родным городом, домом, где они живут.

Задачи: Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой. Уточнить и закрепить  общие представления детей о родном городе, об основных определяющих облик города: архитектурными особенностями, памятниками, достопримечательностями. Побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений. Развивать познавательную активность. Совершенствовать речевые навыки: принимать участие в беседе, строить грамматически правильное предложение. Воспитывать любовь к родному городу, желание сохранять чистоту в своем городе. Воспитывать интерес к окружающему, к истории родного города.

Планируемые результаты: имеет представление об истории города Магадана, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, эмоционально откликается на просмотр фотографий об истории родного города.

Словарная работа:  активизация речи: Колыма, Северо – Восток, брезентовые палатки,  «ситцевый городок», деревянные бараки, благоустроенные дома.

Материал и оборудование: фотографии (или слайды)  бараков  первых деревянных домов, современных благоустроенных домов, школ города, детского сада, парка, фотографии (или слайды), пейзажи города .

Методические приемы: ситуативная беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций и фотографий, физминутка, организация фотовыставки

Предварительная работа:

1.Экскурсии по улице Ленина,  улице Пушкина, в детскую библиотеку, краеведческий музей.

2.Рассматривание открыток о городе Магадане, фотоальбома «Магадан».

4. Чтение художественной литературы: книги «Магадан», «Здесь начинается день», стихов о Магадане.

Домашнее задание: подготовить и принести семейные фотографии в любимых местах города Магадана.

Краткое содержание: в ходе беседы с детьми воспитатель знакомит детей с историей возникновения города Магадана, о первопроходцах, о становлении современного города.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Воспитатель читает стихотворение:

Мой город скромный и уютный

Здесь девять месяцев зима,

От снега небо стало мутно,

Бураны, вьюга, холода.

Воспитатель: О каком городе это стихотворение? Как называется край, в котором мы живем? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение П. Нефедова  из книги «Поступь».

Я люблю эту землю

Броней ледяною одетую

Эти сопки, как волны

Мгновенно застывших морей

Я люблю этот край

И не чуть не жалею, не сетую

Колыма - стала родиной в жизни моей!

Воспитатель. Сегодня  мы отправимся в путешествие и узнаем об  истории нашего города.

Рассказ воспитателя о Магадане:

Много лет назад на месте нашего города стоял лес, шумела тайга, и не было здесь ни домов, ни дорог. Здесь было много непроходимых заболоченных мест, заваленных буреломами (поваленные бурями деревьями). «Магадан» на чукотском языке означает «валежник».

Безлюдными и дикими слыли эти места, люди селились в них «по краешку» земли: у моря да по берегам больших рек. И того, кто решался продвинуться в глубь Колымы, встречали большие трудности и смертельные опасности. Но суровая Колыма и Чукотка издавна привлекали людей своим богатством: земля хранит ценные металлы – золото и серебро, тайга богата пушным зверьем, моря  - морским зверем и рыбой. Покорять дикую Колыму начали с побережья Охотского моря, где стоит теперь наш город Магадан.

Бухту Нагаево, названную в честь русского адмирала А.И. Нагаева, знали многие мореплаватели: в ней укрывались суда от штормов и непогоды, здесь много было пресной питьевой воды.

В1927 году, в ясный августовский день, в бухту Нагаева пришел на оленях молодой геолог В.А. Цареградский с двумя рабочими. Их привел старик эвен. Шли они из Олы на лодках, но сильный шторм разбил их и дальше пришлось идти на оленях. По едва заметной тропинке спустились они к речки Марчекан. Там люди поставили палатки и поднялись на сопку, оттуда была хорошо видна бухта Нагаева. В зарослях лиственницы и стланика можно было различить многочисленные следы хозяйничавших здесь медведей. Вскоре морякам пришлось познакомиться с ними поближе: большие бурые медведи – хозяева тайги без стеснения приближались к палаткам. В первую же ночь одного оленя задрал медведь. Пришлось всю ночь жечь костер, чтобы как-то отгонять непрошеных гостей.

Вот как описывает геолог В.А. Цареградский бухту Нагаева: «В ручьях речек, которые впадают в Охотское море, в изобилии водилась рыба кета и горбуша. Часто в безветренные вечера по зеркальной глади бухты шли круги – это развелись тюлени. На закате колонной медленно проплывали через всю бухту к берегу касатки, над самой водой проносились стайки морских уток»

Спокойная бухта, красивые белые ночи надолго  запомнились молодому геологу, и он советовал именно здесь начать строительство порта и соорудить дорогу от бухты в глубь Колымы.

Физминутка. «Покажи животное».

На берегу бухты Нагаева люди размещались в палатках, покрытых брезентом и полотном, а когда не хватало брезента, стали покрывать разноцветным ситцем и поселок в шутку назвали «ситцевым городком». Вот как описывает этот городок: с берега смотрели смешные маленькие домики с крышами, обтянутыми пестрым ситцем то в полоску, то в клеточку, то цветочками. Окна низкие и длинные, поднятые под самую крышу. В одной хате, единственной на все Нагаево была сложена русская печь. Записывались в очередь, чтобы испечь хлеб». ( Н. Белинская)

Воспитатель зачитывает стихотворение:

 Была за жизнь с природой схватка

 Хвала труду и честь добру:

 Тем, кто жил и мерз в палатках,

 Кто строил город на ветру…

Чтоб пробиться в глубь Колымы, стали строить трассу. В тайге пробили просеку к реке Магаданке. Эта просека и есть проспект Ленина. По этой просеке «ситцевый городок» перебрался к реке Магаданке и расположился на том месте, где теперь находится Пролетарская улица. Началось строительство города. На смену палаткам пришли одноэтажные бараки, а затем были построены двухэтажные деревянные дома с печным отоплением. (Показ фотографий.) Некрасивым и маленьким был наш город. Но люди упорно работали.

Трудно было строить город, ничего на месте не было но, не смотря на все эти трудности, город строился. Появились первые каменные здания, телеграф, школа№1- красивое четырех этажное здание с большими светлыми классами, спортивным залом и столовой. Так постепенно Магадан из небольшого поселка превратился в город. За два года до начала войны поселок Магадан был переименован в город Магадан. К тому времени построили рыбный завод, хлебозавод (он и сейчас там находится), областную больницу, появились многоэтажные каменные дома, театр, но, в основном, город застраивали деревянными зданиями (по улицам Школьной, Парковой, Советской).

Воспитатель показывает на стенде фотографии города (можно использовать проектор для презентации слайдов с фотографиями).

- Сейчас это красивый город с множеством улиц, микрорайонов. Я предлагаю отправиться на экскурсию по родному городу (дети садятся в «автобус» построенный из стульчиков).

- Посмотрите, это улицы нашего города, знакомые всем  магаданцам, и взрослым и детям. Как называется главная улица нашего города, по которой мы сейчас едем? Какую улицу у нас называют самой длинной и почему?

(Улица Ленина, она переходит в Колымскую трассу).

- Колымская трасса тянется до самого Ледовитого океана, по не круглый год машины перевозят грузы  во все города и поселки нашего края.

 А какие еще улицы есть в нашем городе? Как называется улица, на которой вы живете? (ответы детей)

Вот и первая остановка (воспитатель читает стихотворение):

                            «Наш город большой и прекрасный,

                              Наш город красив и богат,

                              И будут здесь скверы и парки

                              Расцветет Магадан, словно сад»

Мы с вами находимся в Городском парке. Много усилий было приложен, чтобы осушить территорию парка, пробить аллеи, построить спортплощадки и стадион. В те далекие годы, в парке была парашютная вышка, небольшой зверинец. В нем жило 9 медведей, лисы и другие звери.

Сейчас парк одно из любимых мест отдыха горожан.  Магаданцы прогуливаются по его аллеям, в парке есть детские площадки, карусели.

Есть  в парке места славы  и памяти: часовня «Георгия Победоносца», памятник солдатам, погибшим в мирное время.

Воспитатель показывает на стенде фотографии города (слайды):

  Он стоит величаво и гордо,

  Опоясанный  сопок грядой.

  И по праву гордятся люди,

 Тем, что город красивый такой.

-Сколько прекрасных зданий в  нашем городе!

- Какие красивые здания вы знаете? (Ответы детей.)

- Нам пора ехать дальше.

С каждым годом наш город становится красивее, благоустроеннее: есть библиотеки, театр им. Горького, Кукольный театр, Дворец культуры, Дворец спорта,  бассейн, величественное здание  Свято – Троицкого храма и многое другое.

- В нашем городе много школ, детских садов. (Показ фотографий или слайдов)  

Один из старейших садов  – наш детский сад. Что вы можете рассказать о нем?

(Показ фотографий. Дети рассказывают о детском саде, о своих группах, участках и т.д.)

А что больше всего в нашем городе вам нравится? (ответы детей)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Узнай по фрагменту».

 Магадан  молодеет и хорошеет с каждым днем, потому что его жители любят свой город: следят за чистотой, озеленяют улицы, строят новые дома. Гордятся люди своим городом, городом - тружеником, слагают о нем песни и стихи.

Вы сегодня принесли фотографии, на которых вы с родителями в любимых местах нашего города. И я предлагаю оформить фотовыставку под названием «Я люблю свой  Магадан». Дети размещают свои фотографии на стенде. (После работы воспитатель хвалит детей, какая замечательная, фотовыставка  у них получилась).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Есть память, которой не будет конца»

Праздник посвященный Дню неизвестного солдата. Для детей старшего дошкольного возраста....

"Плохих детей нет, есть неправильные действия родителей. Признав это, легче будет справиться с проблемами воспитания"

quot;Плохих детей нет, есть неправильные действия родителей. Признав это, легче будет справиться с проблемами воспитания"...

День неизвестного солдата. «Есть память, которой не будет конца»

Формирование патриотических качеств у дошкольников....

"Есть память. которой не будет конца".

Мероприятие ко дню памяти неизвестного солдата рекомендовано детям старшего дошкольного возраста. Цель мероприятия: Формирование патриотических качеств у дошкольников. Бывают события, которые по ...

14.12.2021 День неизвестного солдата сценарий праздника «Есть память, которой не будет конца»

День неизвестного солдатасценарий праздника «Есть память, которой не будет конца»...

"Театр был, есть и будет"

ВВоспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка.  Поэтому именно театрализованная деятельность ...