Семейное дерево
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме

Воронина Вера Николаевна

     - 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_drevo.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

,

МДОУ "Д/с №36 комбинированного вида"

К О Н С П Е К Т

занятия

"Семейное древо"

Воспитатель: Воронина В.Н.

 

Задачи:

Образовательные: освоение детьми разных форм приветствия, прощания, углубление представлений о семье, родственных отношениях;

привлечение детей к созданию (построению) генеалогического древа, что дает ребенку представление о его родословной и позволяет расширить знания об истории семьи, ее настоящем и прошлом.

Развивающие: закреплять и развивать любовь и привязанность ребенка к своей семье, формировать представление о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, развивать речь.

Воспитательные: воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков, воспитывать интерес к своим предкам.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: картина "Семья", наборное полотно в виде дома с окошками, картинки с лицами бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына, плакат с изображением дерева, кольца синего и красного цветов, кукла с шарами.

Раздаточный: наборное полотно с изображением дома, картинки с изображением лиц, дерево на бумаге, синие и красные кольца с женскими и мужскими именами.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное развитие.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        Раздается стук в дверь. Воспитатель спрашивает у детей. Что это за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим. Открывает дверь и вносит куклу с воздушными шарами в руках.

Кукла-инопланетянин:

  • Ох! Еле приземлился. Здравствуйте ребята! Это д/с №36? Я прилетел к вам с далекой планеты, захотелось мне посмотреть на вас, и узнать все о том, кто вы, как и с кем вы живете на своей планете Земля, ведь о вас совсем ничего не знаю.

ИГРА "Да-да", "Нет-нет".

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают.

  1. Вы птицы? (нет-нет)
  2. Вы звери? (нет-нет)
  3. Вы люди? (да-да)
  4. Вы живете племенами? (нет-нет)
  5. Вы живете стаями? (нет-нет)
  6. Вы живете семьями? (да-да)

Воспитатель: ребята, вы согласились со мной, когда я сказала, что люди живут семьями. Послушайте, пожалуйста, сказу о том, как же появилась семья, ведь раньше  о ней не слыхала Земля.

        Давным-давно жил-был человек по имени Адам. Недалеко от него жила-была девушка по имени Ева. Как-то раз они встретились и очень понравились друг другу. Адам предложил жить вместе, т. е. пожениться.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила – Я!

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила – Я!

Кто пищу готовит, о радость моя?

И Ева все также ответила – Я!

Кто платье сошьет, постирает белье, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! – Я…Я – молвила Ева – Я, Я!

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.

Воспитатель: вам понравилась сказка? Что же такое семья? (Ответы детей: папа и мама, взрослые и дети живут вместе, заботятся друг о друге, вместе отдыхают, ходят в театр и т. д.)

Воспитатель: Кто знает стихи о семье? Кто хочет их прочитать?

СТИХИ О СЕМЬЕ (читают дети)

Семья – это слово родное!

Сколько в нем света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела.

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сияние, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий.

Тетя Аня, тетя Таня,

Дядя Вова, дядя Ваня,

И сестренка моя –

Вот и вся у нас семья…

А братишек и сестренок

Всех двоюродных назвать

Так до вечера считать!

Очень-очень счастлив я,

В сборе вся моя семья:

И папа со мной, и мама со мной,

Какой замечательный выходной!

Сегодня никто никуда не спешит,

Никто на работу с утра не бежит,

Мы просто по парку все вместе идем,

Играем, смеемся и даже поем!

Воспитатель:  молодцы, ребята! Воспитатель вывешивает картину с  изображением семьи. Посмотрите внимательно и скажите, кто есть кто на этом плакате? (Ответы детей – семья, бабушка, мама, дети.) Чем заняты члены семьи? (Ответы детей).

А как вы думаете, это большая семья или маленькая? (Ответы детей).

Правильно! Посмотрите сюда, я поселю ее в дом (воспитатель вставляет карточки, на которых изображены лица бабушки, дедушки, папы, мамы, девочки, мальчика, на наборном полотне в виде дома с окошками).

Воспитатель: А теперь вы поселите свою семью (у каждого ребенка на столе лежат карточки с лицами и наборное полотно в виде дом а с окошками).

Воспитатель спрашивает, из скольких человек состоит семья, называя имя ребенка. (Ответы детей с пояснением: кто есть кто).

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о близких людях, о доме, о семье? (Ответы детей –

  1. Материнское сердце лучше солнца греет.
  2. При солнышке тепло, при матери добро.
  3. Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей.
  4. Каждая птица любит свое гнездо, а человек свой дом.
  5. Для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело.
  6. Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеет.
  7. Как нельзя жить без хлеба-соли, так нельзя жить и без дома.
  8. Родная мать любит, как летнее солнышко греет.
  9. Ветвей много, а дерево одно.
  10. Не нужно и золотого клада, если в семье нет лада.
  11. Многодетные родители – человеческого рода продолжатели.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно  друг на друга и скажите, чем мы отличаемся. У каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что  отличает его от других. Что это? (Ответы детей: имя, характер).

Воспитатель: Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. А что определяется по имени человека? (Ответы: его пол – мужчина или женщина, молодой он или пожилой).

Воспитатель: Ребята, когда вы подрастете, ваше имя подрастет вместе с вами. Мне и нашему гостю очень хочется узнать, как вас будут называть в будущем. Предлагаю поиграть в игру. Правила игры: дети, стоя в кругу хлопают в ладоши по очереди три раза, поворачиваясь к соседу, называют свое имя. "Денис – Денис Александрович".

Воспитатель: Жизнь человека на Земле не бесконечна, но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать столько много полезного для других, что их вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города, улицы, парки. Назовите таких людей. (Ответы: А.С.Пушкин, в честь него названы улица и парк в нашем городе – это человек, который написал много сказок и стихов для детей. С.Д.Эрьзя – великий скульптор, в Саранске есть музей Эрьзи, назван бульвар).

Воспитатель: Ребята, а что вы делаете хорошего, полезного в этом мире? (Ответы детей: помогаю маме, папе и т. д.)

ИГРА "Пантомима" (Дети под музыку выполняют движения).

Воспитатель: Ребята, а как можно сказать про семью, какая она? (Ответы: дружная, крепкая, веселая, трудолюбивая и т. д.)

Чем еще отличают одну семью от другой? (Ответы: фамилией).

Поднимите руку, кто знает свою фамилию? А откуда взялись фамилии? (От папы и мамы, а у папы и мамы от бабушки и дедушки). Ребята, а вы знаете, как зовут ваших бабушек и дедушек?

Воспитатель: Ребята, семью можно сравнить с деревом. Также как дерево семья растет. Предлагаю вам оживить дерево вашей семьи. (Воспитатель вывешивает большой плакат, на котором "Семейное дерево", у каждого ребенка такой же, только меньшего масштаба. Воспитатель предлагает заполнить ячейки: все мужские имена составить в ячейки прямоугольной формы в виде колец синего цвета, все женские имена – овальной в виде колец красного цвета. Все кольца разного (3) размера. Самые большие кольца расположить ближе к корням – это бабушки и дедушки, средние – мамы, папы, тети, дяди -  расположить по середине, самые маленькие кольца – это дети. (Спросить детей, что же такое семья).

Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, семья нужна каждому человеку, замечательно, если она большая.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на свою руку, представьте, что это тоже семья, в которой сколько человек? (Ответы: пять).

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся семья.

Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать свою семью. (Дети обводят карандашом на листе свою руку, пальчики превращают в членов семьи, дорисовывая).

Рисунки дарят гостю на память о встрече.

Гость: Хорошо у вас, но мне пора лететь. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по лепке "Семейное дерево"

Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе «СЕМЕЙНОЕ ДЕРЕВО».Программные задачи: продолжать учить детей работать с тестом, передавать форму, строение, характерные части дерева. Совер...

НОД по изодеятельности "Семейное дерево"

Воспитатель:  Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А...

«СЕМЕЙНОЕ ДЕРЕВО».

Занятие по художественному - эстетическому развитию (лепка из солёного теста) в старшей группе...

Семейное дерево.

Непосредственная образовательная интегрированная деятельностьпо ФЦКМ с элементами аппликации на тему:"Семейное дерево" Составила и провелаШишкина Ирина НиколаевнаВоспитательМБДОУ №17 "Аистён...

"Семейное дерево"

Группа "Цветик-Семицветик"...

Детский проект "Семейное дерево"

Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье...