Путешествие в страну Правил Дорожного Движения
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах будут увеличиваться  и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.

Поэтому  проведение мастер-класса по данной тематике считаю актуальным и хочу поделиться своим опытом обучения детей дорожной грамоте с педагогами ДОУ.

Разрабатывая свою программу «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения», я учитывала требования регионального стандарта. Изучила опыт работы таких авторов, как: 

  • Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (Под ред. Минниханова Р.Н., Д.М. Мустафина).
  • Как научить детей ПДД (Т.П. Гарнышева).
  • Ребенок на улице (Вдовиченко А.А.)
  • Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры (Гарнышева Т.П.)

Цель работы - повышение профессиональной компетенции педагогов   при реализации образовательной области «Безопасность» по освоению правил безопасности дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_pravil_dorozhnogo_dvizheniya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Правил Дорожного Движения

Тема курса: «Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах с использованием модульного принципа»

Цель курса: создание условий для повышения профессиональной компетентности слушателей по обучению детей правилам дорожного движения в  дошкольном образовательном учреждении.

Программа курса рассчитана на 36 часов, из которых 13 часов составляют лекционные занятия и  23 часа - семинарские и практические. Программа состоит из 8 разделов.

Перечень тем:

 «Презентация педагогического опыта мастера»

Темы:

  1. Актуальность создания модульного курса «Путешествие в страну Правил Дорожного Движения».

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность выбора темы мастер-класса обусловлена:

  • резким ростом автомобилизации;
  • лидирующим местом травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • отсутствием у дошкольников осознанной необходимости выполнения правил дорожного движения.      

Анализ существующих программ обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения показал, что они являются составной частью общей программы воспитания детей. Большая часть непосредственной образовательной деятельности по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а игра, как основной вид деятельности дошкольного возраста теряет свою значимость и важность. Отказ от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры ведет к потере устойчивого интереса к занятиям, инициативы, любознательности и самостоятельности дошкольников.

Данные анализа свидетельствуют  о необходимости разработки и внедрения системы занятий,  которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным,   позволит  реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.

1.2. Особенности модульного принципа обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного движения  основывается на принципах:  

  • обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики;
  • модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать  ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной  на  развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения;
  • последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле.

Структура модуля представлена системой обучающих  занятий  и развивающих мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города на основе реализации  модульного принципа.

 При определении количества часов, отведенных на модуль, учитывались возрастные психологические особенности детей и задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения на каждом возрастном этапе.  Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности и являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются  в свободное время.        

1.3. Роль и задачи формирования знаний правил дорожного движения  у детей дошкольного возраста.

  Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. Содержание модуля включает:

  • во второй младшей группе умение различать  виды транспорта, знакомство с понятиями  улица, дорога, тротуар, светофор;
  • в  средней группе – знакомство  с правилами перехода через улицу (пешеходный переход), правилами поведения в общественном транспорте, закрепление знаний о   видах  транспорта;  
  • в старшей группе – расширение знаний о безопасном поведении  в транспорте,  при езде на велосипеде, о дорожных знаках;
  • в подготовительной группе – закрепление знаний детей  о дорожных знаках, видах перекрестков, участниках дорожного движения, безопасном движении по улице.

Основная цель: формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения  на улице через систему организации педагогической деятельности на модульной основе.

Достижению этой цели служит решение задач по изучению правил дорожного движения:

  • создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной);
  • повышение  устойчивого интереса к занятиям по изучению правил дорожного движения;
  • закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

1.4. Основные средства формирования знаний правил дорожного движения.

В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным   для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.

 Сюжеты модулей послужили объединяющим стержнем для всех занятий, они позволили сделать цель обучения правилам дорожного движения понятной для детей.

Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.

Совместная деятельность с детьми включает 4 блока:

  • Транспорт.
  • Улицы города.
  • Светофор.
  • Дорожные знаки.

Учебный план модуля  (48 ч.)

Блоки

2 младшая

средняя

старшая

подготовительная

Транспорт        

2

3

5

4

Дорога и ее части        

2

3

2

4

Светофор        

1

2

5

2

Дорожные знаки        

3

8

4

Количество

5

10

20

13

Обучение дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и с педагогом, что  ведет к  становлению личностно-ориентированной модели обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире...

«Путешествие в страну правил дорожного движения» Конспект занятия по правилам дорожного движения детского сада. ( старшая группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности....