А если это сказка на песке?..
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

         Каждый ребёнок познаёт мир через удивительный мир сказок. Чему нас учит сказка? – А если это сказка на песке? Давайте попробуем совместить, на первый взгляд не совместимые вещи, театрализованную игру и песочную терапию. Что из этого может получиться?...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_na_peske.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

А если это сказка на песке?..

«Театр - волшебный край, в котором ребенок

 радуется, играя, а в игре он познает мир»

                                                                                   С.И. Мерзлякова

        Каждый ребёнок познаёт мир через удивительный мир сказок. Чему нас учит сказка? – А если это сказка на песке? Давайте попробуем совместить, на первый взгляд не совместимые вещи, театрализованную игру и песочную терапию. Что из этого может получиться?...

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просевать песок, строить тоннели, горы, замки, расставлять декорации. А если к этому добавить миниатюрные фигурки плоскостного или  настольного театра, тогда возникает замысел игры. Появляется желание разыгрывать различные сюжеты  знакомых произведений, совмещая имеющийся опыт и фантазию. И вот тогда рождается сказка, в которой ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится познаваться себя и других. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

        Использование настольного театра на песке, также является для детей средством коммуникации. Этот вид деятельности хорошо использовать с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, т.к. они выбирают симпатичные им фигурки и переключают на них свое внимание. Вначале несмело, затем все, более уверенно исполняя выбранную роль. Участие в  театре на песке помогает ребенку побороть в себе страх, воспитывает волю и характер. У него появляются черты лидера.

Используя песочную терапию и театрализованную деятельность, я стремлюсь достичь следующих целей: научить ребёнка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями и, конечно же, развитию артистических способностей. Способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между детьми, а также между ребёнком и взрослым.

Задачи, методы и этапы работы:

Первый этап. Введение в игровую среду. Организация детей на слушание и активное проговаривание  присказок, потешек, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

        Второй этап. Знакомство с игрой и её героями. Прослушивание начала сказки, истории, строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, лесов и т.д.), заселение его сказочными героями. Выстраивая из песка «декорации» для настольного театра, ребенок развивает наглядно-образное мышление, восприятие и память. Мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Ребенок старается сделать все правильно, красиво и аккуратно. Самое главное, что при этом построении ребенок не боится сделать что-то «не так» или не правильно расположить необходимую постройку, так как в любой момент он может легко разрушить её и тут же создать новую. Благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения. Песок обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. На этом этапе дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Третий этап. Моделирование конфликта, трудностей. Детям зачитывается продолжение сказки, в которой происходит что то, что разрушает созданный на песке мир.

Четвёртый этап. Выбор помощи. Дети с помощью педагога, предлагают пути решения сложившейся ситуации, можно использовать сказочные одежды и предметы, волшебников - помощников. Вся работа направлена на побуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям сказки.

Пятый этап. Борьба и победа. Дети обыгрывают ситуации борьбы со злом. Они добрые волшебники, феи, рыцари. Каждый ребёнок выступает в образе наиболее близкого ему персонажа, они все вместе спасают песочную страну от отрицательных героев. Именно в этот момент дети выступают творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями, приобретёнными навыками и знаниями.  В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость общения.

Шестой этап. Перспектива дальнейших приключений. Придумывание последующих игр и развитие сказочного сюжета.

Необходимо отметить, что педагог выступает на всех этапах работы в различном качестве он, то отстранённый рассказчик, то доброжелательный помощник, то разрушитель (использует фигурки и куклы).

Для организации театра на песке я использую: песочницу (деревянный ящик 50х70х7 см). Так как, данный размер песочницы отвечает объёму поля зрительного восприятия. В качестве материала для изготовления песочницы лучше всего подходит дерево, для окрашивания рационально объединение двух цветов: естественного цвета дерева и голубого. Дно и бортик (за исключением внешней стороны) красится в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а бортик – небо. Важно, что голубой цвет успокаивающе влияет на человека. Кроме этого, наполненная песком, голубая песочница выступает миниатюрной моделью человеческого восприятия нашей планеты. В качестве театральных кукол использую настольный и плоскостной театр (стараюсь, чтобы фигурки были не выше 8 см), а так же различный бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди и многое другое).

        Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического восприятия. Она- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.         В теплый период года свой сказочный - песочный театр мы переносим с детьми на улицу – в песочницу, где разворачиваются действия обыгрываемых сценок, театральных этюдов, представлений. Песочница является любимым местом для игры детей, это такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них деятельности свои страхи, желания, обиды, злость и сомнения, волнения и мечты.

        Организовывая театрализованные игры с детьми на песке, я знакомлю родителей с данным видом деятельности. Вниманию родителей представлены картотека игр «Уроки волшебного песка», разумеется, это простейшие игры и упражнения, которые родители могут организовать в домашних условиях:

  • скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка и др.);
  • выполнять те же движения ребром ладони;
  • «пройтись» отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности влажного песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими – либо объектами окружающего мира и многие другие упражнения.
  • игры: «Нарисуй сказку», «Звуки на песке», «Сотри лишнее», «Сад камней», «Мой мир», «Волшебные узоры» и т.д.

Мудрый родитель понимает, что песочница – прекрасный проводник для установления контакта с ребёнком. Если малыш плохо говорит или не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится очевидным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Если родитель прислушивается к моим рекомендациям, то он понимает, какую возможность даёт ему педагог – знать всё о своём ребёнке, ну или почти всё.

        Развивающие игры на песке эффективнее, чем стандартные приемы обучения, так же и театральная деятельность на песке, проходит для ребенка более естественно, т. к. проходит в знакомой с самого раннего детства ему среде.

        Говоря конкретно о песочной терапии, нельзя не отметить, что это один из методов психотерапии, возникшей в рамках аналитической психологии. Этот способ общения с миром, способ снятия внутреннего напряжения, воплощение его на бессознательно – символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к  самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку: развивать более позитивную «Я» – концепцию; стать более ответственным своих действиях и поступках; выработать большую способность к само принятию; в большей степени полагаться на самого себя; овладеть чувством контроля; развивать синзетивность к процессу преодоления трудностей. А в совокупности с театральной деятельностью, которая развивает: воображение и фантазию, активизирует мышление и тренирует память, совершенствует речь – это мостик к дальнейшему успешному развитию. Совмещая эти два вида деятельности, играя с ребёнком, педагогу не приходится менять или переделывать его, не учить малыша каким-то специальным поведенческим навыкам, а просто дать ребёнку быть самим собой!

        

        

Список литературы:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Творческий центр. – Москва. Сфера. 2006 г.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.

Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр – Москва. Аркти, 1999 г.

Холоша Л.Д. Сад души. Методические рекомендации для педагогов ДОУ. 2010 г.

Статья подготовлена по материалам свободных интернет – источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если сказку любишь ты.."

Театрализованная игра с элементами кукольного театра для средней группы детского сада...

Если рядом сказка

В статье раскрывается волшебное влияние сказки на развитие и воспитание ребенка; возможности, которые сказка открывает для думающих и любящих родителей....

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

"Если сказку любишь ты,в теремок к нам приходи"

Театрализованная деятельность с детьми....

Сказки в помощь (если ребёнок плохо ест)

Эти сказки которые я нашла в сети интернет и использовала в педагогическом процессе. Предлагаю вам тоже познакомиться с этими сказками. Например эти сказки можно прочитать если у детей есть проблемы с...

Рассказ "Если в сказку верить" (автор Нарзаева И.И.)

Рассказ "Если в сказку верить" (автор Нарзаева И.И.)...

Консультация для родителей "Если рядом Сказка..."

Консультация для родителей "Если рядом Сказка..."...