Конспект по образовательной области познание с интеграцией в художественное творчество для детей старшей группы тема: “Наблюдение за морской свинкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста для обобщения и систематизации знаний о грызунах (на примере морской свинки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о морской свинке.
Программное содержание:
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность в процессе наблюдения;
- развивать умение находить существенные признаки различия живого и неживого;
- развивать умение отстаивать свою позицию.
Обучающие задачи:
- уточнить представления детей о признаках живого на примере морской свинки: питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки (разговаривают);
- активизировать речь и обогащать словарь;
- обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к наблюдаемому объекту, бережное отношение к природе.
Материал: проектор, ноутбук, игрушечная морская свинка, зелёный салат, овощи, злаки (овёс), молоко, клеёнка.
Для художественного творчества: акварель, тонированные листы бумаги, кисть, баночка с водой, салфетка, простой карандаш (на каждого ребёнка), палитра (для получения нужного тона).
Предварительная работа: чтение рассказов о жизни грызунов, рассматривание альбома «Грызуны в природе», загадывание загадок, просмотр фильма из цикла «Животные степи».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое чудесное сегодня утро! Как весело щебечут птицы, и вокруг все ожило, мне кажется, что к нам сама Матушка Природа в гости пожаловала…
Матушка Природа (воспитатель в костюме: зелёно-голубое платье, в волосы вплетены тоненькие ленточки голубого цвета или на голову надет венок из искусственных листьев и цветов) под музыкальное сопровождение входит в группу к детям, приносит в переносной корзинке морскую свинку. (Слайд 4)
Матушка Природа: Здравствуйте, взрослые и ребята! Я - Матушка Природа, пришла к вам в детский сад в гости.
Воспитатель: Здравствуй Матушка Природа! (дети здороваются)
Матушка Природа: Посмотрите: Сорока на хвосте нам письмо принесла. Вот это письмо (читает). «Всем привет! Я - весёленький зверёк, в разной пище знаю толк. С виду мягкая игрушка, безобидна и мила. Вы припомните, ребята, как живу и с кем дружна» (Слайд 5, 6)
Матушка Природа: От кого это письмо – не догадываюсь… Помогите мне, ребята, пожалуйста, узнать, кто прислал это письмо (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Ребята, у нас в группе должна быть тишина, чтобы не напугать гостя.
Матушка Природа: Ребятки, а знаете ли вы правила обращения с животными?
Воспитатель: Конечно знают. Давайте повторим их (дети вспоминают и озвучивают правила обращения с животными).
Матушка Природа: Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим, кто же сидит в моей корзинке (достаёт из неё морскую свинку и пускает её на стол). (Слайд 7)
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называется это животное? Какое имя у нее может быть? (варианты ответов детей)
Воспитатель называет настоящее имя свинки, просит 1-2 детей рассказать о внешнем виде животного. Следует добиваться от детей полного описания свинки. В случае затруднения, помочь наводящими вопросами: - Какое тело у животного?- Какой формы мордочка?- Какого цвета и формы глаза? - На что похожи глаза? (на бусинки)- Какой формы уши?- Какой нос?
Матушка Природа: Ребята, вы можете осторожно погладить моего маленького друга (обращает внимание детей на окраску, поведение, повадки).
Воспитатель: Дети, а давайте вспомним, у каких животных такие же глазки? С какими животными морская свинка схожа по внешнему виду? И т. д. Давайте понаблюдаем за нашей пушистой гостьей.
Матушка Природа: Вы хотите, ребята, узнать об этом удивительном животном немного больше? Сейчас я вам расскажу о морской свинке.
Морские свинки были завезены к нам в страну издалека, из-за моря. Сначала люди называли это животное заморской свинкой, но это название было не очень удобным и впоследствии сократилось до морской свинки. (Слайд 8)
Дикие морские свинки живут в степях, питаясь веточками и травой. В степях эти зверьки живут большими семьями в норах, выкопанных в земле.
Свинки могут подниматься на задние лапки, прижимая передние к грудке, они могут даже недолго ходить так, если вы привлечёте их внимание каким-нибудь вкусненьким лакомством, до которого необходимо дотянуться, чтобы достать его. Такие упражнения бывают полезны для этих зверьков. (Слайд 9)
Обычно у них рождается от двух до пяти детёнышей. Мать кормит детёнышей молоком в течение двух недель. (Слайд 10)
В нашей стране свинка живёт только в жилище человека, в клетке. Здесь у неё есть небольшой домик, куда она любит прятаться. Сейчас встречается множество пород домашних морских свинок, с различной шерстью и даже без нее. (Слайд 11)
Матушка Природа: Ребята, как вы думаете, почему животное называется свинкой? (ответы детей) Правильно, потому, что она повизгивает, как поросёнок. (Слайд 12)
1. Этот звук очень напоминает мурлыканье. Он обозначает, что в этот момент свинка довольна. Свинки могут его издавать, когда вы их гладите, или когда вы им даете их любимую еду.
2. Этот звук издает свинка в момент тревоги. Она очень пуглива и поэтому думает, что звуки, которые ей слышатся, могут быть для неё опасными.
3. Это самый популярный звук в словаре морской свинки. Так обычно морская свинка просит еды или привлекает к себе внимание.
4. Пронзительное и продолжительное однообразное попискивание - свинке не нравится то, что с ней происходит в данный момент, например, ее гладят там, где она не любит.
5. Стук зубов - свинка очень рассержена и в любую минуту может кинуться и укусить. Обычно свинки стучат зубами друг на друга перед дракой, когда они видятся в первый раз и делят территорию. Последствия могут быть плачевными.
6. Этот звук означает, что свинке хорошо и комфортно. Она полностью удовлетворенна.
7. Визги, вопли - это звук предупреждение, звук одиночества. Его издает свинка, когда ей больно или она чего-то боится.
Теперь, когда мы знаем язык морских свинок, давайте послушаем в каком настроении наша маленькая гостья? (дети высказывают свои предположения)
Матушка Природа: Действительно, она проголодалась. Только чем же мы будем ее угощать? (дети рассказывают о том, чем можно кормить морских свинок) Как вы думаете, а можно сразу отдать весь корм? Правильно, теперь вы можете угостить морскую свинку. (Слайд 13)
Что-то мы с вами засиделись совсем, а давайте поиграем…
Физкультминутка
Детям показывается изображение животного, по которому они должны показать повадки или действия, присущие именно этому животному. Предлагаемые картинки: заяц, воробей, морская свинка, хомяк, медведь, бабочка. (Слайды 14 – 19)
Матушка Природа: А теперь я предлагаю, чтобы и наша гостья немного поиграла (наблюдаем, как животное себя ведёт, что будет делать, если на пути положить кубик, подставить руку и т. п.). (Слайд 20)
Воспитатель: Ребята, а у меня тоже есть морская свинка. Давайте сравним, чем они похожи и чем отличаются. (Слайд 21)
Воспитатель предлагает вниманию детей игрушечную морскую свинку. Подводит детей к сравнению живого и неживого (животное дышит, двигается, слышит, видит, питается, издаёт звуки; игрушка не дышит, не слышит и др.). Педагог учит детей высказывать и аргументировать своё мнение.
Матушка Природа: Вы замечательные ребята, нам очень понравилось у вас в гостях, только пора нам собираться в обратную дорогу. До свидания!
Воспитатель: До свидания Матушка Природа, приходи к нам еще, мы всегда тебе рады (дети прощаются с Матушкой Природой и морской свинкой)
Воспитатель: С каким животным мы с вами сегодня познакомились? Что мы узнали о нём? (ответы детей). Молодцы, ребята! Вы многое уже знаете и умеете. Ребята, а давайте каждый из вас нарисует портрет морской свинки. Затем подарим наши рисунки детям младшей группы. Ведь они не знакомились сегодня с нашей замечательной гостьей.
Ребята, какими можно изобразить морских свинок? (маленькими, пушистыми, разного цвета) Дети проходят за столы и приступают к художественному творчеству, рисуют портрет морской свинки в подарок для малышей.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! У нас получились такие красивые и такие разнообразные портреты морских свинок! Теперь и другие дети смогут узнать немного больше об этом животном.
По окончании работы воспитатель вместе с детьми организует выставку рисунков во второй младшей группе. Дети старшей группы могут самостоятельно рассказать о животном младшим детям, опираясь на слайды презентации. Исследования и наблюдения старших дошкольников с образом жизни морской свинки можно представить в совместном с родителями проекте «Какие они забавные!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-397129-1391425077.jpg)
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Художественное творчество» для детей старшей группы «Зимушка-зима»
Мое занятие знакомит детей не только с нетрадиционной техникой рисования, но и учит детей любоваться красотой зимнего пейзажа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-275977-1375213792.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшей группы по теме «Бал русской матрешки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию по теме "Русская матрешка"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-988040-1513630195.jpg)
Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"
Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843825-1478356412.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой для детей старшей группы. Тема: «В гости к осени»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/22/picture-553987-1419242301.jpg)
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-723423-1449775305.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-1386793-1644763270.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Тема: «Полёт в космос»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие Цель: формирование познавательных действий, развитие ...