Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рассказова Ольга Валентиновна

Конспект организованной образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

Тема: «Рыбка плавает в водице».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rybka_plavaet_v_voditse.docx210.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»

городского округа Ступино

Конспект организованной образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

Тема: «Рыбка плавает в водице».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1050037/9f0d33fe-1ad4-4cc1-9ea8-b051b490eba3/s1200?webp=false

Разработан:

воспитателем

Рассказовой О.В.

Большое Алексеевское

2020 год

Характеристика занятия: нетрадиционное

Образовательные области:

  • Художественно - эстетическое (рисование),
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально - коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Цель: расширение представлений о рыбах, их характерном строении, местах обитания.

Задачи:

Образовательные:

 Уточнить и расширить представления детей о рыбах (об особенностях проживания, питания и строения). 

Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать, результаты опытов.

Развивающие:

Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

Развивать мышление, познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, муляжи.

Чтение В. Сутеев «Кот-рыболов»; И. Токмакова «Где спит рыбка»; А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Д/и Какие рыбы живут в этом водоёме», «Рыбалка».

С/р игра «Рыболовы».

Материал: предметные картинки «Рыбы», прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина; пальчиковая игрушка «рыбка» по кол-ву детей; карта Московской области; фломастеры; демонстрационный материал по теме «Рыбы»; удочка с рыбкой;

«рыбацкая сеть»; игрушка – кровать; символы «Запрещающие знаки в природе»; листы бумаги с изображением рыбок с заданием «Дорисуй, недостающие детали».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

-Воспитатель:  Ребята, сейчас мы с Вами отправимся на рыбалку. (Дети змейкой друг за другом обходят стол и берут каждый по одной рыбе).

-Ловите, ловите. Каждый по одной.

2. Беседа по теме:

-Воспитатель: А кого это вы ребята поймали? (рыбу)

-Воспитатель: А кто такие рыбы?

-Воспитатель: Посмотрите на мольберт и назовите знакомых вам рыб. (Щука, окунь, лещ, сом)

-Воспитатель: Давайте рассмотрим наших рыбок:

Какая форма тела? (овальная)

На что похоже? (на листик, торпеду, на пирожок).

-Тело обтекаемое, сжато с боков, заостренно спереди, сужается ближе к хвосту. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Чем покрыто тело рыбки? (чешуёй)

3. Экспериментирование по теме «РЫБЫ».

-Воспитатель: Чем дышат рыбы?

Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. Вспомним сказку «По щучьему велению»: вода была скована льдом, щуке нечем было дышать, вот она и поднялась поближе к воздуху.

4. Гимнастика для глаз.

Как вы думаете видят ли рыбки и чем?

А чем видим мы?

Давайте немного поиграем.

Гимнастика для глаз

(на указательном пальце надета игрушка «рыбка»)

-Рыбка влево поплыла,

 Рыбка вправо поплыла.

 Рыбка поплыла вперёд,

А потом наоборот.

Быстро, быстро закружилась

И за камнем большим скрылась.

5.Знакомство с картой Московской области:

-Воспитатель: Где живут рыбки? (в воде).

В каких водоёмах они живут?

(в реке, озере, море, в пруду, в аквариумах).

В реке- речные.

В море – морские.

В аквариумах – аквариумные.

Если они живут в воде, то чем они дышат? (жабрами)

Что помогает рыбкам при плавании? (плавники, хвост).

Чем питаются? (водорослями, другими рыбками).

- Предлагаю подойти к карте и вспомнить какая река протекает

рядом с нашим селом?

-Дети: Река Северка.

-Воспитатель: Посмотрите, сейчас моя ладонь превратиться в рыбку и поплывет она по        

реке Северка.

- А вы, хотите вместе со мной поплыть?

Но прежде, чем поплывём

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно).

(на ладони нарисовано фломастером: нос, глаз и жаберная

крышка).

6.Физминутка.

- Раз, два, три – повернись и в рыбку превратись!

Правило: Как рыбка говорит (беззвучно)

-Воспитатель: (артикуляционное упражнение) Давайте попробуем открыть и закрыть рот, как рыбка

-Воспитатель: Вся группа – это река Северка.

Мы будем двигаться спиной и двигать расслабленными пальцами (хвостиками).

- Раз, два, три – вот вы и опять превратились в детей.

-Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки, на них вы видите изображение рыб, живущих в реке.

- Кто знает их название? (лещ, судак, щука и. т. д.)

-Чем отличаются рыбы друг от друга? (размером, окраской, формой, повадками).

7.Динамическая пауза.

- Интересно, а спит ли рыбка ночью?

Вы хотите узнать?

Динамическая пауза.

(воспитатель произносит слова и подводит детей к кровати, где спит «рыбка»)

Ночью темень,

Ночью тишь.

Рыбка, рыбка

Что ты спишь!

Подойдём к ней и разбудим

И посмотрим, что же будет!

(воспитатель поднимает удочку с привязанной к ней рыбкой над головами детей; дети  

подпрыгивая достают её).

8.Игра «Подбери похожее словечко» (к слову «рыба»)

(рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий).

-Воспитатель: Верно. Зверей ловят охотники, а рыбу?

-Дети:  Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

-Воспитатель:Чем можно поймать рыбу?

-Дети:  Удочкой, сетью, неводом.

9.Релаксация «Рыбаки».

(дети на ковре)

-Вьются чайки на просторе

(машут руками)

-Рыбаки выходят в море.

-Воспитатель: (раскладывает карточки с изображением рыбок на ковре)

-Опускают в море сети

(дети садятся на ковёр)

-Ловят рыбу в сети.

-Дети: дети берут карточки и называют рыбку и место её обитания.

-Воспитатель:Вода –это дом для рыбки. А в доме всегда должно быть чисто!

И вода в реке должна быть чистой.

Для чего?

(ответы детей).

10.Ситуативный разговор.

Семья отдыхала у реки:

Папа наловил много рыбы и оставил её на берегу;

помыл машину;

Мама нарвала целую охапку цветов и большую её часть

выбросила;

Сынок Паша выловил из воды много улиток и разбил их камнем;

Правильно ли поступили эти люди?

Почему этого делать нельзя?

Знакомы ли они с правилами поведения в природе?

Правила поведения в природе:

1. Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы).

2. Не разбрасывать мусор.

3. Не обижать жителей воды и лесов.

4. Не сливать нечистоты и отходы в водоёмы.

11.Сюрпризный момент.

«Подарки не простые - с секретом».

Воспитатель вносит ведёрко, а там картинки с недорисованными изображениями рыб.

Надо дорисовать недостающие детали.

Дети: дорисовывают недостающие детали.

-Воспитатель: Молодцы! Справились!

12.Итог занятия:

Воспитатель: Принесите ко мне, свои рыбки мы ими полюбуемся и подарим их котику.

Что мы с вами делали на занятии? Что дорисовали? Какие правила нужно соблюдать в природе? Что мы подарили котику? Вам понравилось занятие?

- Вы все ребята молодцы, теперь пойдем играть.