авторская программа по экологии"Природа вокруг нас"
рабочая программа (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 122.7 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
« Природа вокруг нас »
для детей подготовительной группы
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Сабурова Ирина Алексеевна- воспитатель
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6-7 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Природа – это уникальная книга.
Ее тираж – один экземпляр!
Только один! И поэтому, читая ее,
Нужно беречь каждую страницу!
Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет.
В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения.
Программа « Природа вокруг нас» адресована широкому кругу читателей: педагогам, родителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников – это познание элементарных взаимосвязей живой и неживой природы и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с окружающим миром.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы.
В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, реализация программы «Природа вокруг нас» позволит повысить уровень экологического развития у дошкольников.
Актуальность программы
Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя в детском саду изучению окружающего мира отводится довольно немало времени.
Таким образом, идея создания программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет сформировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания дошкольников должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему максимум знаний о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Если создать определенную развивающую среду, приобрести необходимое оборудование, подобрать необходимую методическую литературу, проявить творчество, изменить свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение – мы воспитаем новое поколение с новым экологическим мышлением.
Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, учитывает психологические особенности детей , позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи.
Новизна.
Взаимоотношение человека с природой – актуальный вопрос современности. Природа – наш дом и мы должны научиться жить в нём, не разрушая, не уничтожая. Поэтому главной целью предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам.
Все занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Используемые основные формы и методы работы
- Экскурсии – одно из основных средств развития эмоционального и нравственного отношения к природе; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности, например «Экскурсия к водоёму».
- Наблюдение- за сезонными явлениями и изменениями в природе; животными, птицами; насекомыми; растительностью; трудом взрослых например: « Уборка урожая».
- Беседа – развивает мышление ребёнка, осмысленное восприятие события, например: « Что сделано природой, что человеком».
- Исследовательская деятельность – развивает познавательно – исследовательский интерес, показывая занимательные опыты например: « На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени», привлекая к простейшим экспериментам. Формируются представления о простейших связях и явлениях в природе.
- Интерактивные занятия - эколого-природоведческие игры, игры-путешествия, дидактические игры.
- Работа с родителями – организация выставок, проведение совместных игр, опытов, вечера развлечений. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка
Цели и задачи программы
Цели программы:
- Формирование потребности изучать и познавать окружающий нас мир.
- Формирование ответственного отношения к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Основные задачи программы:
- Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе родного края, основ экологического мировоззрения и культуры.
- Формирование экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.
- Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связь.
Ожидаемый результат:
- Проявляют интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, пытаются оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- Умеют наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- Умеют заботиться о живых объектах природы;
- Проявляют желание помочь сверстникам, родителям, педагогу;
- Выполняют правила поведения на природе и в обществе;
- Оценивают свое поведение.
Изучая программу « Природа вокруг нас » ребенок учиться:
- осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм, ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.), для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
- формировать свои знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.
- объяснять свое поведение в природе, понимать объяснение взрослых,
- самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя накопленные умения о потребностях живых существ.
- оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Дети овладевают умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции осознанные, у ребенка возникает «свое» желание выполнять эти трудовые операции.
В связи с этим не менее половины учебного времени отводится на контакты детей с окружающей природной средой, практическую деятельность, опытническую и творческую работу.
Выполнение детьми различных заданий доказывает, что отношение старших дошкольников к природе (в суждениях) положительное. Они хотят бережнее относятся к растениям и животным, могут отказаться от желаемого ради спасения живого существа.
При контактах с окружающей природой формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.
Оценочная деятельность детей поднимается на более высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже сформировавшиеся правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка к природе. Педагогу необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.
Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материалав определённом порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. Материал даётся в игровой форме с использованием методов и приёмов, которые прослеживают путь взаимосвязи в природе, например:» Рассеивания семян ветром», « Круговорот воды в природе», и т. д.
- Принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей. Данная программа может быть интегрирована с областями : « Познание», «Физическая культура», «Художественное творчество», « Музыка», « Чтение художественной литературы», например: « Легенды и сказки о солнечной системе».
- Принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное; например: « Проведение наблюдений в природе и фиксация результата в календаре природы, журнале фиксации результатов.»
Условия реализации программы
Эффективность реализации программы в детском саду зависит от создания благоприятные условий:
- Организация «экологического пространства» в помещении детского сада: групповых уголков природы, подборка и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями.
- Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы;
- Медицинские материалы;
- Бросовый материал;
- Сыпучие продукты;
- Детские халаты, фартуки;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов;
- Различные емкости;
- Природный материал;
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки из различных материалов;
- Экологические наборы (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород;
- Уголок – садовода.
«Умелые ручки»
Центр оборудован столом, мольбертом.
Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки для детей репродукций известных художников (по темам, по сезонам…); работ самих детей, выполненных в различных техниках.
мероприятия проводимые по проделанной работе:
1) Экологическая информация для родителей на темы:
* данные об экологической ситуации в городе;
* правила поведения в экстремальных условиях;
* выращивание экологически безопасного урожая;
* комнатные, лекарственные, пищевые растения;
* домашние животные , их содержание в доме и значение для ребёнка.
2) Организация выставки детских работ по наблюдениям , увиденным в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.
3) Вечер развлечений «Кто в доме живет?». По материалам блоков занятий « Растения», « Животные», « Лес»
4) Викторина на тему «Волшебница вода». По материалам блоков занятий « Вода».
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| Беседа, рассматривание картинок с детьмина тему: « Вот труба – над нею дым». Чтение рассказа «Экологическая тревога». |
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| Проведение опыта: « Влияние света на окраску растений ».( см. ниже). Отображение результатов в «журнале фиксации результатов». |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
Литература:
1.. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А Васильева . Общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы». Москва, Изд. «Мозаика-Синтез» 2013 г.
2. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва, Изд. « ТЦ «СФЕРА» 2007 г.
3. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград 2008 г., Изд. « Учитель».
4. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы»,
Санкт-Петербург., Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2001 г.
5. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2002 г.
6. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко », Москва. изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 1987 г.
7. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва. Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
8. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва Изд. « ЛИНКА-ПРЕСС» 2007 г.
9.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва., Изд. « Книголюб» 2006 г.
10. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва., Изд. «Гном и Д» 2008 г.
11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г.
12. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва Изд. «Гном и Д» 2008 г. 13. В.А. Шипунова « Детская безопасность». 14
Журналы « Дошкольное воспитание»:
13. № 7 – 1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.
14. № 7 – 2000г. « Нащ дом – природа», стр 2 -26.
15. №9 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.47
16. №11 – 2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.31
17. №7 – 2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Критерии мониторинга освоения программы « Природа вокруг нас »
- Назови лекарственные растения (подорожник, крапива и т.д.)
- Назови и покажи зимующих и перелётных птиц.
- Назови диких животных.
- Назови насекомых, где они живут (муравьи – в муравейниках, пчёлы в ульях).
- Назови времена года, их приметы.
- Назови комнатные растения, расскажи про уход за ними.
- Назови детёнышей животных.
- Почему и как нужно беречь природу?
- Что такое красная книга?
- Почему нужно охранять исчезнувших животных?
- Что такое солнечная система?
- Что такое водоворот в природе?
- Влияние солнечного света на земле.
- Расскажи правила поведения в природе.
- Правила поведения в лесу, парке, речке ит.д.
Заключение
Представленная мною программа « Природа вокруг нас » помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников: общение с природой приносит детям радость, совершенствует его органы чувств, помогает развитию эстетического вкуса, логического мышления, любви ко всему живому, любви к природе, навыкам бережного отношения к ней.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его развитие.
Дети учатся понимать, что в природе всё взаимосвязано. Учатся устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями ( если исчезнут насекомые , некому будет опылять растения, то растения не дадут семян и т. д.). Дети понимают, что жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистый воздух, вода, лес, почва благоприятно сказывается на здоровье и жизни людей, животных, птиц, рыб и т.д.
При ознакомлении детей с явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание.
Приложение № 1.
Опыты о влиянии солнечного света
Ребенок познает мир опытным путем. В ходе экспериментирования ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственную связь. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.
Опыт 1
«Влияние солнечного света на жизнь на Земле»
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее. Вывод: солнце обогревает Землю.
Опыт 2
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»
Наливают в два блюдца воду - одно блюдце ставят на солнце, другое - в тень. Затем проверяют, в каком блюдце быстрее испарилась вода. На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени.
Опыт 3
«Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Материал: ёмкость для воды, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните ёмкость водой. Поставьте её на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри ёмкости, положив его верхний край на край ёмкости, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части: образуется цветовой спектр.
Опыт 4
«Влияние света на окраску растений»
Материал: посаженные в стаканчики растения, крышки для стаканчиков.
Педагог вместе с детьми выращивают в стаканчиках с почвой любые растения- овёс, подсолнечник, пшеницу и т.п. Педагог обращает внимание детей на тот момент, когда проростки только-только появляются из почвы. Проростки бывают белыми и желтоватыми. Через некоторое время они зеленеют. Часть стаканчиков с растениями накрыть крышками и поставить в шкаф, остальные поставить на освещённое место (на окне). Через неделю дети сравнивают растения. Затем оставить растения, выращиваемые в тёмном месте, вместе с растениями на освещённом месте. Через некоторое время окраска восстановится. Данный опыт позволяет сделать 2 вывода: свет влияет на окраску растений и рост.
Опыт 5
«Как реагируют растения на недостаток света»
Любые растения, как комнатные так и выращиваемые специально, дети размещают в группе подальше от источника света. Через несколько дней они заметят, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. Далее развернуть растение на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре замечают, что растение выпрямляется и постепенно наклоняется в противоположную сторону. Данный опыт позволяет сделать выводы: растения могут двигаться и поворачиваться, растения могут определять направление света и тянуться к нему.
Приложение № 2.
Развлечение по экологическому развитию- «Воздух-невидимка» для детей подготовительной группы.
Цель: рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха. Рассказать о роли растений в очищении воздуха. Развивать у детей речь, мышление, умение слушать вопросы и отвечать на них, отгадывать загадки. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к окружающему, отзывчивость, желание помочь, любознательность. Развлечь и эмоционально настроить детей, вызвать радостное настроение.
Оборудование: тазики с водой, пластиковая бутылка (целая, с крышкой, прозрачные пластиковые бутылки со срезанным дном (с крышками) - для каждого ребенка, стаканчики с водой и соломинкой для коктейля (на каждого ребенка, воздушные шары, стеклянная банка, мыльные пузыри.
Ход:
Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся. А теперь, мои друзья, друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - о чем мы будем сегодня говорить, узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно: Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: - Правильно, это воздух. И именно о нем пойдет сегодня речь. Но прежде сядьте поудобнее на свои места (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Кто-нибудь из вас увидел воздух? (Предполагаемый ответ-нет). Он невидимка. Он повсюду: вокруг земли, вокруг нас, и внутри, и высоко в небе. У чистого воздуха нет ни цвета, ни запаха, поэтому мы его не замечаем. Но мы можем почувствовать его, когда он приходит в движение. Движущийся воздух называют ветром. В зависимости от погоды ветер бывает теплым или холодным, сухим или влажным. Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Поэтому если бы воздуха не было, на Земле не существовало бы ни растений, ни людей, ни животных. Без воздуха на Земле исчезли бы реки, моря и океаны; небо стало бы черного цвета, а на землю не упала бы ни одна капля дождя. Без воздуха мы замерзнем, или наоборот, нас сожгут беспощадные лучи солнца. Без воздуха нам не прожить даже 5 минут. Говорить, петь и слушать нам также помогает воздух, потому что только в нем могут распространяться звуки. Там где нет воздуха, царит безмолвие, тишина. Воздух – это смесь невидимых газов: азота, кислорода и углекислого газа. Самый главный газ для людей и животных - кислород. Мы вдыхаем воздух богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Почему же кислород не кончается, если так много людей, животных им дышат? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, потому, что кислород нам дают зеленые растения. Они вбирают в себя углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а сами выделяю кислород. Так и живут, помогая друг другу дышать люди и растения. Чем больше на земле лесов и садов, травы и цветов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать человеку. Вот почему надо беречь что? (Ответы детей) Да, надо беречь каждое деревце, кустик и каждую травинку, где бы они ни росли.
Воспитатель: - Ребята! Прислушайтесь! Кто-то стоит за дверью. (Слышатся голоса Знайки и Незнайки: Есть! Нет! Есть.)
Воспитатель: - Наверное, кто-то пришел к нам в гости! (Открываю дверь.Незнайка и Знайка продолжают спорить)
Воспитатель: - Здравствуйте, друзья!
Незнайка и Знайка: - Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: - Что случилось, Незнайка? О чем вы спорите Знайка?
Знайка: - Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете? (Ответы детей)
Незнайка:- (обращаясь к Знайке) Знаю, знаю (передразнивая его) – это твое любимое слово. А я тебе не верю! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Знайка: - Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.
Воспитатель: - Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?
Знайка: - Ребята, как мы докажем? (Ответы детей) Можно провести опыты.
Воспитатель: - Знайка, возьми на столе то, что тебе надо для опыта. А мы, ребята, вместе с Незнайкой будем внимательно наблюдать за опытом Знайки! (Знайка берет прозрачную бутылку с крышкой со срезанным дном, и показывая её Незнайке и детям говорит)
Знайка: - Ребята, как вы считаете эта бутылочка пустая? Внимательно посмотрите есть ли в ней что нибудь? (Показывает бутылочку всем детям и в последнюю очередь Незнайке.Выслушивает ответы детей, но не оценивает их.)
Незнайка: - Ну что ты престал к нам со своей бутылкой? Каждому ясно, ч то в ней ничего нет и быть не может. Ведь у твоей бутылки даже дна нет!
Знайка (загадочно улыбается) : - Говоришь, нет ничего в моей бутылке? А вот мы сейчас проверим. (Знайка переворачивает бутылку срезанным дном вниз и медленно опускает её в банку с подкрашенной водой и говорит) – Бутылочку нужно держать очень ровно. Что получилось? (В банке вода поднялась выше, банка кажется полнее) А в бутылку вода попадает? (Предполагаемый ответ нет) Почему? (Ответы детей) Делаем вывод: в бутылке есть воздух, он не пускает в бутылку воду. А сейчас я открою бутылку и выпущу воздух из нее. При этом бутылку из банки я не поднимаю. (Открывает крышку бутылки и вода попадает в бутылку, а уровень воды в банке становится меньше)
Знайка: - Делаем еще один вывод: воздух легче воды и поэтому, когда я открыл крышку бутылки вода вытолкнула воздух из бутылки, а сама заняла место воздуха.
Воспитатель: - Хотите самостоятельно проделать этот опыт вместе Знайкой и Незнайкой? (Предполагаемый ответ- да)
Дети подходят к столам и повторяют опыт со Знйкой. В это время ставится овальный столик, с тазиком наполненный водой и целая пластиковая бутылка с крышкой.
Знайка: - Ребята, то что воздух есть вокруг нас и в бутылке, а еще то что он легче воды можно увидеть, проделав еще один опыт. Интересно, что за опыт? (предполагаемый ответ – да)
Воспитатель: - Давайте сделаем круг вокруг овального столика, на котором стоит тазик с водой. (Знайка демонстрирует всем, что из бутылки ничего не сыпется и не льется, закручивает крышку, опускает бутылку на воду)
Знайка: - Тонет бутылка? (предполагаемый ответ – нет)
Приложив силу Знайка погружает бутылку в воду и под водой открывает крышку, появляются звуки и пузырьки.
Знайка: - Что появилось в воде? Предполагаемые ответы - пузырьки и звуки) Откуда они взялись? Это воздух выходит из бутылки, а его место в бутылке занимает вода. А почему Незнайка думал, что в бутылке ничего нет? (Предполагаемый ответ – потому что воздух прозрачный, невидимый)
Знайка: - Ну, что Незнайка, ты убедился в существовании воздуха?
Незнайка: - Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку)
Незнайка: - Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям) – Ребята, берите стаканы с трубочкой и водой, и дуйте в соломинку, как я! У вас такое получится! Буря в стакане воды! (дети выполняют)
Знайка: - Молодец, Незнайка, это интересный опыт. (дети ставят стаканы с трубочкой на стол и садятся на стульчики)
Незнайка: - А я еще придумал! Я вот люблю мыльные пузыри пускать (пускает мыльные пузыри) Они такие красивые, разноцветные и летают. Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри? (Ответы детей.)
Знайка: - И я люблю мыльные пузыри пускать, а что находится внутри мыльных пузырей, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: - Ну, что ты глупые вопросы задаешь? Каждому ясно, что внутри мыльных пузырей должно быть мыло!
Знайка: - Неужели, и вы ребята, так думаете? (Ответы детей) – А что было бы, если бы внутри пузырей действительно оказалось бы мыло? (Ответы детей)
Незнайка: - Воздух, мыло – какая разница. Вот ты мне лучше скажи – и я, и ребята, все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайки, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Знайки: - А у растений нет никаких носов, но за то на листиках есть маленькие дырочки-отверстия их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.
Незнайка: - Значит и колокольчику, и березке, всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?
Знайка: - А это очень просто. Ребята, и ты Незнайка, поднесите свои ладошки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от вашего дыхания. А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос (пробуют) .
Незнайка: - Так, теперь все понятно. Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу – в шарике! Он так и называется - воздушный шарик.
Знайка: - Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?
Незнайка: - Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, что раз я воздух не вижу, значит, его нет. А вы с ребятами убедили меня, что воздух есть.
Знайка: - Спасибо, ребята, за помощь!
Незнайка: - Спасибо! Вы настоящие друзья!
Знайка: - мы с Незнайкой дарим вам на память о нашей встречи воздушные шары. (дает шары воспитателю)
Воспитатель: - Что нужно сказать за шарики? (Предполагаемые ответы – спасибо)
Незнайка и Знайка: - До свидания! (уходят)
Воспитатель: - Встанем дружно мы в кружок, за руки возьмемся, и еще друг другу мило улыбнемся! А теперь, руки опустите. Поиграем в игру с мячом. Называется она «Какой воздух». (Тот, кто поймал мяч, возвращает его ведущему со словом-ответом на вопрос: какой может быть воздух - свежий, чистый, теплый, холодный, горячий, влажный, сухой, вредный, полезный, сырой, морской, речной, лесной, городской, грязный, легкий, приятный, не приятный, комнатный, уличный, лечебный)
Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на свои места. Подумайте и скажите где воздух чище в лесу или в городе? (Ответы детей) – Что должны делать или не делать люди, чтобы воздух был вокруг нас чистым? Предполагаемые ответы – не ломать деревья, не рвать траву, садить деревья) - Ребята, тот, кому понравилось занятие улыбнитесь – наше занятие законченно. Мне очень приятно, что вы все улыбаетесь! Спасибо.
Приложение № 3.
Игра – путешествие в страну « Лекарственных растений»
Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни,
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о понятии «Природа» и ее видах.
2. Формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, правильно узнавать и называть их.
3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.
4. Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, комбинаторские способности.
Методические приемы: Беседа, дидактическая игра «Заряд бодрости», работы с сигнальными карточками, с план-схемами, дидактическая игра «Что где растет?», физкультминутка, дидактическая игра «Расскажи все о растении», чтение стихов.
Оборудование: Схемы-модели, опорные карточки, карточки с лекарственными растениями, засушенные растения, план-схема, мультимедийный проектор.
Дети входят в зал.
В. – Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте, как я.
Игра «Заряд бодрости»
- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
-Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
- Я вздыхаю красоту!
-Я вздыхаю силу!
В. – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.
- Дети, послушайте стих-е Ф. Тютчева и скажите о чем оно ?
Сияет солнце, воды плещут
На всем улыбка, жизнь во всем
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен
И мир, цветущий природы
Избытком жизни упоен.
- О чем же говорится в этом стихотворении ? (о природе)
- Что такое природа? ( все, что нас окружает, не созданное руками человека).
- На какие два вида делится природа? ( на «живую», и «не живую»).
- Что относится к «живой» природе? (человек, животное, растение).
- Что относится к «не живой» ? ( камни, солнце, звезды).
- Почему мы называем природу «живая»? ( потому, что она питается, растет, размножается).
- Почему «не живая»? ( потому, что она не питается, не растет, не размножается).
- Составьте схему природы - живой и неживой (два ребенка у доски, остальные на местах)
- Оцените сигнальными карточками, правильность составления схемы у доски (оценивают).
В. – Ребята, вы сказали, что к «живой» природе относятся – человек, животные, растения.
- Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука – фитотерапия.
В. – Ребята, мы с вами много говорили о лекарственных растениях, посмотрите на экран и назовите их (дети называют).
- А вот где они произрастают мы выясним с помощью
Игра «Что где живет?»
Ребенок выходит, показывает на экране растение и говорит, где произрастает и какими целебными свойствами обладает.
- Вот мы и узнали, где и в каких местах можно собрать лекарственные растения.
- Вот мы и узнали, где и каких местах можно собрать лекарственные растения.
- А теперь давайте вспомним о правилах сбора лекарственных растениях и в этом нам поможет наш экран:
1. Нельзя рвать много лекарственных растений.
2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог.
3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей.
4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду.
5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду.
6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно.
7. Нельзя пробовать ЛР на вкус.
8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.
В. – Молодцы, ребята!
Физкультминутка.
Ребенок берет букет с ЛР и читает стихотворение.
И в зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
Ребенок передает букет с ЛР восп-лю.
В. – Действительно, в каждом из этих растений заключена большая целительная сила. И сейчас мы поиграем в игру:
«Расскажи все о растении»
- Выбираем из букета одно растение и оно будет переходить из рук в руки, и каждый из вас должен будет сказать несколько слов об этом растении.
- Это растение
- оно лекарственное
- зверобой
- растет на лугах
- на полях
- имеет корень
- стебель
- листья
- цветок
- оно хрупкое
- сухое
- ломкое
- оно пахнет летом
- пахнет летом
- пахнет свежестью
-применяют от кашля
- от простуды
- от гриппа
- делают отвары
- настой
- целебный чай
В. – Дети, если летом мы не смогли заготовить ЛР, то их можно приобрести в аптеках.
Приложение № 4.
Игры для детей 6- 7 лет
Игра «Знаешь ли ты…»
Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.
Ход: У играющих игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду – птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Ведущий говорит: «Птица». Игроки из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает тот, кто больше выложит фишек.
Игра «Кто кому нужен?»
Цель: та же, что в предыдущей игре.
Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.
Ход игры: игрокам предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление цепочки зависимостей.
Игра «Природа и человек»
Цель: закрепить, систематизировать знания о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Ход: Сначала проводится беседа, в процессе которой уточняются знания о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает ведущий и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.
Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.
1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик
2 карточка: ель, мак, кот, река
3 карточка: снег, камень, облако, птица
4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба
5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха
6 карточка: дерево, птица, солнце, человек
7 карточка: река, облако, песок, камыш
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является « лишней», обосновать свои действия
Игра «Бывает - не бывает»
Цель: развивать логическое внимание.
Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч: игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Мы - друзья природы"
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. У детей формируется представление о Красной книге, заповедниках; зимующих и перелетных птицах; углубляются и конкретизируются знани...
Авторская программа «Юные экологи»
Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы...
Презентация "Проект по экологии «Природа вокруг нас»
В презентации проект по работе с детьми в старшей группе по экологии....
Викторина по экологии «Природа вокруг нас»
Викторина по экологиидля детей подготовительной к школе группы«Природа вокруг нас»...
Проект по экологии «Природа вокруг нас «
Актуальность проблемы:В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, к...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...
Программа по экологии "Жизнь вокруг нас"
Программа по экологии "Жизнь вокруг нас"...