Программа по экологии "Жизнь вокруг нас"
материал

Агаева Нурана Руслановна

Программа по экологии "Жизнь вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА

дополнительного образования экологической направленности

«Жизнь вокруг нас»

для детей 5 – 6 лет

                                                                 Выполнила: Агаева Н.Р.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа дополнительного образования дошкольников экологической направленности

"Жизнь вокруг нас"

Исполнитель программы

Педагоги ДОУ

Целевая группа.

Дети дошкольного возраста 5-6 лет

Составитель программы. 

Агаева Нурана Руслановна

Цель программы

Формирование экологической культуры у детей  дошкольного  возраста. 

Задачи программы

- формировать освоение экологических представлений;

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

-Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год

Режим занятий

1 раз в неделю по 25 минут.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка __________________________________ 5

1.2.  Цель и задачи реализации программы _____________________ 9

1.3. Мониторинг___________________________________________11

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план _________________________________________15

2.2. Учебно-тематический план ______________________________17

2.3. Планируемые результаты освоения программы _____________27

3.1. Список литературы____________ ________________________ 28




I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

«Жизнь вокруг нас»» имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться.   Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Программа составлена на основе программы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы», ФГОС  а также использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Добро пожаловать в экологию» под редакцией О.А.Воронкевич.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.  

Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. 

Педагогическая целесообразность состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. При разработке программы, опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

-принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

-принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

- принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

У детей должны быть знания об отрицательном влиянии на природу деятельности людей, о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности.

Осознанно-правильное отношение детей к природе проявляется в том, что они уже сами могут объяснить свое поведение в природе, могут понять объяснение взрослых, самостоятельно выполнять отдельные, групповые поручения, используя знания о потребностях живых существ. Оказывать посильную помощь в деятельности взрослых, направленной на сохранение растений, животных, условий их жизни и жизни самого человека.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.

Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

Зарождается оценка и самооценка.

Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств), саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к над ситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным

мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Актуальность программы заключается в том, что она:

1.Выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 3-8 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

2.Способствует ранней социализации детей 5-8 лет обозначенный в ФГОС;

3.Соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

4.Формирует у ребенка 5-8 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

5.Способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

- дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- дети, возрастом, 6-8 лет, должны объяснять экологические зависимости. Ухаживать за  растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

Объем программы: 36 часов

Формы организации работы:

С детьми:

 Групповые занятия

 Выставки, конкурсы

 Просмотр мультимедийных презентаций

С родителями:

 Консультации

 Мастер – классы

 Конкурсы, выставки

Методы проведения:

- рассматривание картин;

- демонстрация фильмов;

- труд в природе;

-  коллективный труд;

- индивидуальные поручения.

Срок освоения программы: один год

Режим занятий:

Дети старшего дошкольного возраста.

Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.

Регулярность проведения непосредственной организованной образовательной деятельности –1 раз в неделю.

1.2. Цель работы:

Формирование экологической культуры у детей  дошкольного  возраста. 

Задачи:

Образовательные:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения
  • формировать освоение экологических представлений
  • развивать познавательные умения
  • накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья
  • научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  • научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Ожидаемые результаты:

  •  Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
  • самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
  •  проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  •  стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  •  пытаться самостоятельно оценивать свое поведение; - использовать полученные знания в повседневной жизни.

Мониторинг знаний дошкольников по разделу «Жизнь вокруг нас»

        Мониторинг осуществляется два раза в год (в сентябре, мае).

        Содержание задания: выявить уровень знаний по разделу «Мир вокруг нас».

        Методика выполнения задания: изучение знаний детей осуществляется в виде проведения индивидуальных бесед и игр.

Схема изучения знаний детей 5-6 лет

Подраздел

Оборудование

Содержание

Методика обследования

ЖИВОТНЫЕ

Картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра «Зоологическое лото»

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные).

2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов.

3. Знают ли, как обеспечить уход за животными.

4. Могут ли определить стадии роста и развития животных.

5. Относят ли животных к живым существам, и по каким признакам.

6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни.

7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

Беседа с детьми по картинкам:

1. Кто это?

2. Составь группы

«звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

3. Найди модели к этим группам животных.

4. Почему ты объединил птиц (рыб) в одну группу животных.

5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом.

6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом.

7. Почему это происходит.

РАСТЕНИЯ

Картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа»

1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.

2. Знают ли органы растений и их функции.

3. Знают ли стадии развития и роста растений.

4. Знают ли их потребности.

5. Называют ли лекарственные растения.

6. Устанавливают ли природно-следственные связи между природными явлениями (исчезнут насекомые – растения не дадут семян).

1. Назовите растение.

2. Где растет?

3. Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль.

4. Что нужно делать, чтобы растение росло?

5. Что бывает с растениями весной, летом, зимой?

6. Почему это происходит?

7. Какие лекарственные растения вы знаете?

8. Что произойдет с растениями, если исчезнут шмели и пчелы?

Организовать игру «Путаница». Задания:

а) разложи части растения правильно;

б) почему части растения нужно расположить именно так?

в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки?

Задание «Подбери модели»

Разложи растения по группам: «травы», «деревья», «кустарники».

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Картинки с изображением времен года, воды, песка, снега

1. Знают ли о чередовании времен года, частей суток, их характеристиках.

2. Знают ли, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

3. Знают ли,что человек часть природы и что он должен беречь, защищать и охранять природу.

4. Знают ли о значении солнца и воздуха в жизни природы и человека.

5. Устанавливают ли природно-следственные связи: сезон – растительность – труд людей.

1. Как происходит смена времен года, дня и ночи?

2. Как человек использует песок и глину?

3. Какие бывают камни?

4. Как природные материалы используются в жизни, в быту?

5. Как надо относиться к природным материалам?

6. Какова роль солнца в жизни человека?

7. Какие изменения происходят в природе и в жизни человека весной (летом, осенью, зимой).

IIСодержательный раздел

2.1. Учебный план

№ п/п

Тематика

Общее количество учебных часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Осень в природе. Путешествие-экскурсия по территории парка

2

1

1

3.

Куда исчезают насекомые?

1

1

4.

Что нам осень принесла?

1

1

5.

Вырастим цветок

1

1

6.

Участок детского сада

1

1

7.

Осенние хлопоты человека

1

1

8.

Где живут дикие животные?

1

1

9.

Жизнь домашних животных

1

1

10.

Дорога к доброму здоровью

1

1

11.

Какие разные деревья

1

1

12.

Хвойные деревья: сосна

1

1

13.

Птицы

1

1

14.

Как узнать птиц

1

1

15.

Волшебница-зима

1

1

16.

Комнатные растения

2

1

1

17.

Человек - живой организм

1

1

18.

Органы дыхания человека

2

1

1

19.

Кто такие рыбы?

1

1

20.

Весна-красна

2

1

1

21.

Для чего нужна Красная книга?

1

1

22.

Зеленая аптека

2

1

1

23.

Кто такие насекомые?

1

1

24.

Лес - многоэтажный дом. Наблюдение за деревьями

2

1

1

25.

Земля - наш общий дом

1

1

26.

Экологическая тропинка

1

1

27.

Кто больше всего радуется весне?

1

1

28.

Итоговое занятие

2

1

1


Итого занятий за год

36

21

15

\

2.2. Учебно-тематический план

п/п

Тема

Задачи

Формы работы

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе.

Учить доброму и бережному отношению к природе.

Рассматривание иллюстраций

«Что хорошо, что плохо»

Наблюдения за живой и неживой природой
-Дидактические игры:
"Чего не стало"
«Разложи правильно»..
-Беседа "Юные друзья природы.
-Пальчиковая гимнастика "Осенние листочки»

«Осень - припасиха 

»

(беседа о деревьях, кустарниках и травянистых растениях

Способствовать формированию представлений о деревьях, кустарниках и травянистых растениях; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях.

Беседа «Что растет на грядке?»

Чтение стихотворения «Здравствуй, осень!» Е.Благинина

Д/ игра «Узнай на вкус»

Октябрь

"Куда исчезают насекомые.

(беседа)

Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.

Беседа о насекомых
- Загадки
- Рассматривание иллюстраций о насекомых
- Видео фильм «Жизнь насекомых»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

«Что нас лечит от простуды 

»

Уточнить знания детей о лекарственных травах, пользе лука и чеснока, Развить познавательную активность. 

Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. 

«Вырастим цветок»

Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага);развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.

Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).

– Анализ схемы «Растения».

– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.

– Работа в дневнике наблюдений.

– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).

«Участок детского сада»

Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

– Наблюдение за осенними изменениями участка детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза»

Ноябрь

«Осенние хлопоты человека»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.


Беседа «Как в вашей семье хранят овощи зимой»

Отгадывание загадок об овощах и фруктах

Рассматривание иллюстраций, картин «Труд человека осенью»

«Где живут дикие животные»

Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных их обитание.

– Чтение познавательной литературы о диких животных.

Рассматривание схемы-модели «Звери».

«Жизнь домашних животных»

Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.

Видеофильм »Жизнь домашних животных»
-Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.

– Чтение художественной литературы.

– Беседы о кроликах и утках.

– Рассматривание схемы-модели «Животные».

«Дорога к доброму здоровью»



Способствовать расширению знаний детей о своем здоровье; привитию гигиенических навыков; воспитывать элементарные валеологические представления и отрицательное отношение к вредным привычкам.

– Рассматривание иллюстраций «Правила личной гигиены»

– Беседа с детским врачом (педиатром, стоматологом)

Декабрь

«Какие разные деревья»

Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы

Рассказ Лесовичка о лесе, - рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Диафильм "Деревья»", 
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди листок к дереву".

«Хвойные деревья: сосна»

Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды.

- Изготовление игрушек и украшений для искусственной ели в группе.

– Рассматривание иллюстраций.

– Разучивание стихов и чтение рассказов.

Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование " первые листочки"
-Игра "Что, где зреет"

« Птицы»

Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.

Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

- Мультимедийная -игра «Собери птичку по частям.»

-Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание схемы-модели «Птицы».

– Отгадывание загадок.

«Как узнать птиц»

Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле; способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.

Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.

– Изготовление кормушек и вынос их на участок.

– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.

– Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Отгадывание загадок  
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Игра "Птички-невелички"

Январь

«Волшебница- зима»


Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой.

Рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением зимы.

Прослушивание стихов и музыки о волшебнице-зиме

«Зимняя красавица - ель 

»

 Развивать  умения называть характерные особенности строения ели. 


Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки" 


Февраль


Человек - живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека

Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз







«Органы дыхания человека»

Создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье

. Беседа «Для чего нужен нос»

Упражнение на дыхание.

Демонстрация опыта

Игра «Чей кораблик дальше»

Беседа о носовом платке

Игра «Что полезно»

«Кто такие рыбы»

Развивать представления о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и т. д.

Рассказ по схеме «Чем отличаются рыбы от птиц и животных»

Беседа «Среда обитания рыб»

Игра "Расскажи и покажи"

Рассматривание альбома «Рыбы»

Март

«Весна - красна»

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
- Где снег не тает?
- Где быстрее наступит весна?
Рисование  "Волшебница весна"

«Для чего нужна Красная книга»

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.


Мультфильм «Животные Красной Книги»

- Игра "Где живут животные"
- Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
Рассматривание Красной книги, беседа

«Всем нужна вода»

Способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле.

-- Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
- Игра "Как сосулька превратилась вводу"
- Изготовление цветных льдинок
- Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
- Опыт с водой

Апрель

«Зеленая аптека»

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Загадывание загадок о лекарственных растениях

Дидактическая игра «Айболит»

Беседа «Правила сбора лекарственных растений»

«Кто такие насекомые?»

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Видеофильм «Жизнь весной»

Интерактивная доска- игры «Четвертый лишний «

- Отгадывание загадок
- Наблюдения за насекомыми
- Рассматривание иллюстраций
- Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам

Наблюдение за деревьями

Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).Воспитывать эстетические чувства.

Раскрась предметы живой и неживой природы"
" Игра Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
- Чтение художественной литературы
- Рисование " первые листочки"
- Игра "Что, где зреет"

Май

Земля - наш общий дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими

Рассматривание картины "Семья дома"
- Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
- Беседа о звёздах
- Рисование "Звёздное небо"


Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

«Кто больше всех радуется весне»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края, развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Слушание стихов о весне

Беседа «Кто больше всех радуется весне»

Выкладывание цветов на ковролине методом ниткографии


2.3. Планируемые результаты освоения детьми программы

«Жизнь вокруг нас»

Ребёнок использует наблюдение, как способ познания: способен принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно;

Сравнивает характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;

Составляет творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;

Использует модель в качестве плана рассказа, доказательно строит суждение;

Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;

Имеет сформированное экологическое мышление, умеет выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;

Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.


К концу реализации программы дети будут готовы и способны:

Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

Проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

Стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;

Пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.

Использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Список использованной литературы

  1. Аксаментова Е. «Мир животных». Серия «Капелька». «Леда» и«Слово А». Смоленск 2010.
  2. Белавина И., Найденская Н. «Планета - наш дом». Изд. «Лайда».  Москва 1995.
  3. Волобуев А.Т. «500 загадок и стихов о животных для детей». ТЦ Сфера». Москва 2009.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». 2-е изд. ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011.
  5. Е.Ю. Валк «Дошколятам – о животных. Занимательные и справочные материалы». Издательство «Учитель». Волгоград 2012.
  6. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Изд. Академия Развития: Академия Холдинг. Ярославль 2002.
  7. Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников» Учебно-методическое пособие. Педагогическое общество России. Москва 2008.
  8. Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2010.
  9. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду. Сценарий занятия». Творческий центр «Сфера». Москва 2010.
  10. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. «Праздник в детском саду». Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону 2000.
  11. Луконина Н., Чадова Л. «Утренники в детском саду. Сценарии о природе». Изд. АЙРИС-ПРЕСС. Москва 2005.
  12. Маханева М.Д. «Экология в детском саду и начальной школе» Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2009.
  13. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». Пособие для воспитателей и учителей. Изд. «Асар». Минск 1997.
  14. Николаева С.Н. «Система экологического воспитания дошкольников». МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2011.
  15.  Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7лет». МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2010.
  16.  Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника. Весна». ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург 2009.
  17. Никонова Н.О., Талызина М.И. «Экологический дневник дошкольника. Лето».ДЕТСТВО-ПРЕСС. Санкт-Петербург 2010.
  18. Прохорова Л.Н. «Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие». 2-е изд. АРКТИ. Москва 2004.
  19. Рыжова Н.А. «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002.
  20. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду». Для занятий с детьми 2-7 лет. Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва 2008.
  21. Составитель Васильева Н.Ю. «Растения России». Школьный словарик. 2-е изд. «ВАКО». Москва 2011.
  22.  Составитель Сотникова Т.Н. «Птицы России». Школьный Словарик.  2-е изд. «ВАКО». Москва 2010.
  23. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение». «Академия развития». Ярославль 1997.
  24. Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе».ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011.
  25. Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. «Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет. Творческий центр «Сфера». Харьков 2008.
  26. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». Методическое пособие. ТЦ Сфера. Москва 2010.
  27. Чистякова М. «Времена года.  Дни недели. Сутки. Разноцветные Странички. Двенадцать месяцев». Серия «Капелька». «Леда» и«Слово А». Смоленск 2010.
  28. Шиков Е.В. «Экологические сказки». Дубна 1997.
  29. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе». Методические рекомендации. ТЦ Сфера. Москва 2010.
  30. Шорыгина Т.А. «Беседы о дальнем востоке». Методические рекомендации. ТЦ Сфера. Москва 2010.

Шорыгина Т.А. «Беседы о домашних и декоративных птицах».Творческий центр Сфера. Москва 2009.

Приложение  7





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом...

Программа кружка "Мир вокруг нас" старшей группы

Цель:Обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными,  острыми, колюще-режущими предметами, животн...

Программа кружка "Мир вокруг нас"

Программа по окружающему миру для детей старшей группы детского сада.Цель -  ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.Содержание работы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...