Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.

Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для учащихся первых классов, с учетом их возрастных особенностей.

Отличительная особенностьпрограммы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами, практическими действиями учащихся, под руководством педагога.

В приложении к данной программе представлен список мероприятий и вводный контроль, который можно использовать для определения уровня знаний учащихся о природе и  об окружающем мире в целом.

 

Программа впервые апробирована в 2008-2009 учебном году на пяти учебных группах . Во всех группах очевидна заинтересованность учащихся. Особенно активно дети принимали участие в выполнении творческих заданий, в игровых, конкурсных программах и конечно в семейных праздниках.

Четыре учебных группы продолжили обучение уже по программе «Секреты зеленых жителей планеты», что позволит обеспечить последовательное и гармоничное усвоение материала учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisicyna_a.a..doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Если посмотрите вокруг»

для детей 6 - 7 лет

на 1год обучения

автор-оставитель Лисицына Анна Александровна

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….…………3
  2. Учебно-тематический план……………………………………………..6
  3. Содержание изучаемого курса……………………………….…………7
  4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………….10
  5. Список литературы для педагога………………………………………14
  6. Список литературы для учащихся……………………………………..15
  7. Перечень видео- и аудио-продукции………………………..…………15
  8. Приложение……………………………………………………...………16

  1. Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы –

эколого-биологическая.

Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания отдельного курса по начальному экологическому воспитанию для подготовительных групп ДОУ, с учетом их возрастных особенностей.

Педагогическая целесообразность. Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивости и ответственного отношения детей к ее объектам и явлениям. С помощью наблюдений и практических заданий ребенок познает не только внешние признаки и свойства объектов природы, но и их связь со средой.

Исходя из целесообразности, цель данной программы – сформировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи:

  1. познакомить с разнообразием живой и неживой природы;
  2. дать представление о сезонных изменениях в природе; показать взаимосвязь живой и неживой природы;
  3. познакомить с народными приметами;
  4. познакомить с растениями и животными города Кириши;
  5. приобрести навыки работы с живыми объектами.

Воспитательные задачи:

  1. воспитать мотивацию к изучению природы;
  2. воспитать бережное отношение к природе;

Развивающие задачи:

  1. развить память, внимание,  логическое мышление, умение анализировать и сравнивать  на основе наблюдения за объектами природы;
  2. развить мелкую моторику посредством работы с природным материалом;
  3. сформировать первоначальные умения проводить небольшие исследования объектов природы;
  4. развить коммуникативную культуру учащихся.

Отличительная особенность программы заключается в гармоничном сопровождении теоретического материала игровыми моментами, практическими действиями учащихся, под руководством педагога.

Возраст детей, участвующих в реализации программы –  6 – 7 лет.

Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа. При необходимости (по результатам вводного контроля ), программа предусматривает 36 часов обучения в год.

Этапы реализации программы:

Формы и режим занятий.

Предусматривается групповая форма работы. Каждое занятие состоит из теоретической части (рассказ педагога, беседа с учащимися) и практической деятельности (работа с дидактическим материалом, либо постановка опытов, творчество учащихся (рисование, создание аппликации), ролевая игра, экскурсия). Кроме того, большое значение уделяется контактам учащихся и педагога с родителями: творческие задания, совместные для учащихся и их родителей; семейные конкурсные программы, открытые занятия. Для ребенка очень важен контакт с родителями, их поддержка, оценка, особенно в младшем школьном возрасте. Ребенок стремится показать родителям, на что он способен, ждет одобрения, и если его ожидания оправдываются, стремится добиваться новых успехов. Данные мероприятия демонстрируют родителям результаты обучения, показывают значимость экологического воспитания.

В связи с тем, что некоторые разделы программы раскрывают особенности времен года, программа предусматривает возможность изменения последовательности прохождения ряда тем, в зависимость от сезона, а иногда и  от погодных условий.

 Методы обучения:

  1. словесно-наглядный;
  2. беседы;
  3. практическая работа;
  4. индивидуальная работа под руководством педагога;
  5. тестовые задания;
  6. ролевые игры.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час. При необходимости (по результатам вводного контроля), программа предусматривает периодичность занятий 1 раз в неделю продолжительностью по одному часу (36 часов в год).

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Окончив курс обучения по данной дополнительной образовательной программе, воспитанники должны научиться следующему:

  1.  сформировать представление о живой и неживой природе;
  2.  распознавать изученные природные объекты;
  3.  выполнять  различные дидактические задания;
  4.  вести наблюдения за природными объектами и делать соответствующие отметки в календаре наблюдений;
  5.  научиться первоначальным навыкам по уходу за комнатными растениями.

Способы проверки представлены дидактическими играми, конкурсными программами, творческими заданиями.

Для оценки знаний учащихся предусматривается вводный, текущий и итоговый контроль.

  1. Вводный контроль представлен беседой с учащимися, и необходим для определения начального уровня учащихся.
  2. Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых творческих заданий (изготовление информационных газет, конкурс рисунков, мини-сообщений), открытых занятий, семейных конкурсов.
  3. Итоговый контроль представлен тестированием и конкурсной программой (семейный праздник).

2. Учебно-тематический план

Название разделов

Периодичность занятий 2 часа в неделю

Периодичность занятий 1 час в неделю

Всего часов

В том числе

Всего часов

В том числе

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

1. Что такое, кто такой

12

5

7

6

2

4

2. Если посмотрите вокруг

3

1

2

2

1

1

3. Дыхание осени

9

3

6

4

2

2

4. Грибное лукошко

2

1

1

1

1

-

5. Растения и животные осенью

6

3

3

3

2

1

6. Явления природы

2

2

-

1

1

-

7. Тайны капли воды

4

3

1

2

1

1

8. Волшебница зима

3

2

1

2

1

1

9. С кем дружит ель

3

2

1

1

1

-

10. Домашние питомцы

6

3

3

3

2

1

11. Наши зеленые друзья

6

2

4

3

2

1

12.Здравствуй, весна

4

2

2

2

1

1

13. Человек и природа

4

2

2

2

1

1

14.Наш город

4

2

2

2

1

1

15. Впереди лето

2

2

-

1

1

-

16. Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой»

2

-

2

1

-

1

Итого:

72

35

37

36

20

16

3.Содержание изучаемого курса

  1. Что такое, кто такой. 12часов

Введение в программу. Понятия: «природа», «живая природа», «неживая природа». Кто такие растения: особенности растений, части растений (корень, значение корней; стебли, значение, разнообразие; цветок, плод). Растения вокруг нас. Кто такие животные: особенности представителей царства животных, разнообразие (черви, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери). Кто такой человек. Прочтение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили». Что такое среда обитания. Кто где живет. Что из чего сделано (что такое крупа; где «растет» бумага; что такое нитки;).

Практические занятия: разработка условных обозначений живой и неживой природы, обозначения животных и растений; обсуждение сказки: «Как вода, солнце и земля между собой поспорили»; работа с иллюстрациями, фотоматериалом; конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего».

Экскурсии в лабораторию цветоводства, зоологии, аквариумистики вДворец Детского и Юношеского творчества (далее – ДДЮТ).

  1. Если посмотрите вокруг. 3 часа

Стороны света. Что такое горизонт. Что такое компас.

Что может быть объектом наблюдений (погода, растения, домашние животные). Что такое календарь наблюдений, условные обозначения.

Практические занятия: определение сторон света; создание календаря наблюдений; наблюдения за погодой; отметки в календаре наблюдений.

Экскурсия на пришкольный участок.

  1. Дыхание осени . 9 часов

Приметы осени. Что такое листопад: причины и значение листопада. Секрет разноцветных листьев. Почему листья меняют окраску.

Тайна лиственницы. Кто зимой и летом зеленого цвета: особенности хвойных пород. Практические занятия: конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); аппликации из сухих листьев; выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»; отметки в календаре наблюдений.

Экскурсия на пришкольный участок.

4. Грибное лукошко. 2 часа

Значение грибов в природе и жизни человека. Разнообразие грибов. Съедобные грибы, ядовитые грибы.

Практические занятия: просмотр фото и видео материалов, иллюстраций с изображением грибов; викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений.

  1. Растения и животные осенью. 6 часов

Сезонные изменения у растений. Поведение животных осенью: кто делает запасы на зиму, линька зверей. Перелетные птицы.

Практические занятия: наблюдения на пришкольном участке: «Растения осенью» (облик травянистых растений, кустарников и деревьев осенью); аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений.

Экскурсия на пришкольный участок.

  1. Явления природы. 2 часа

Значение дождя, снега. Что такое град. Откуда появляется радуга. Цвета радуги. Угрозы молнии и грома.

Практические занятия: рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений.

  1. Тайны капли воды. 4 часа

Вода на Земле: океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды,              ледники. Значение воды. Вода – дом.

Свойства воды. Круговорот воды в природы. Сказка: «Сказка о каплях».   Как сберечь воду.

Практические занятия: опыты: «Свойства воды»; обсуждение сказки: «Сказка о каплях»; отметки в календаре наблюдений.

  1. Волшебница зима. 3 часа

  Роль снега в жизни растений и животных. Деревья зимой («Кто есть кто»). Погода зимой. Звери зимой. Зимующие птицы. Здоровье зимой.

 Практические занятия: определение веток деревьев в безлистном состоянии; наблюдения за падающим снегом, формами снежинок; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений.

  1. С кем дружит ель. 3 часа

Легенда о ели. Ель – хвойная порода. Ель: внешний вид, продолжительность жизни. Животные, связанные с елью. Ель в городе.

Практические занятия: изготовление новогодних сувениров; конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений.

  1.  Домашние питомцы. 6 часов

Домашние животные. Животные села и города. Аквариум и его обитатели. Пресмыкающиеся: черепахи, змеи. Птицы: попугаи, канарейки. Грызуны: хомяки, морские свинки, крысы, декоративные мыши. Зайцеобразные: кролики. Хищники: кошки, собаки. Уход за домашними животными.

Практические занятия: рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений.

Экскурсия в лабораторию аквариумистики и в лабораторию зоологии ДДЮТ

  1.  Наши зеленые друзья. 6 часов

Комнатные растения: значение комнатных растений, разнообразие комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные растения класса.

Практические занятия: наблюдения за комнатными растениями; рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений.

    Экскурсия в лабораторию цветоводства ДДЮТ.

  1.  Здравствуй, весна! 4 часа

Признаки весны. Природа весной. Первоцветы. Птицы весной. Звери весной. Твое здоровье (берегитесь простуды).

Практические занятия: посадка лука; выгонка веток сирени, тополя; отметки в календаре наблюдений.

  1.  Человек и природа. 4 часа

Разработка правил друзей природы. Охрана природы. Что такое красная книга. Знакомство с некоторыми видами растений и животных, занесенных в красную книгу.

Практические занятия: конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений.

  1.  Наш город. 4 часа

Город, в котором мы живем. История города. История твоей улицы. Мы и город: как сделать город более красивым и чистым. Безопасная дорога к дому. Наш зеленый город: растения клумб, деревья и кустарники нашего города.

Практические занятия: сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений.

Экскурсия по улицам города (микрорайон школы).

  1. Впереди лето. 2 часа

Изменения в неживой и живой природе с приходом лета: погодные условия, поведение животных. Разнообразие травянистых растений. Кто такие насекомые: значение в природе, разнообразие.

Практические занятия: аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений.

  1. Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой»


4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Раздел

Формы занятий

Методы

Дидактический материал, ТСО

Формы подведения итогов

1. Что такое, кто такой

Беседы, лабораторные работы (дыхание растений), экскурсии (в лаборатории эколого-биологического отдела ДДЮТ), игровые моменты

Словесно-наглядный, практический

Иллюстрации;  плакат «Эта удивительная природа»; коллекции растений, муляжи плодов, коллекция круп, коллекция «хлопок», комплекты с заданиями: филлворды, ребусы, кроссворды, «путаница».

Конкурс рисунков: «Мир на ладони»; дидактические игры: «Кто или что», «Ползает, плавает, летает», «Чей это дом», «Что из чего».

Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров»

2. Если посмотрите вокруг

Экскурсия на пришкольный участок; беседы, самостоятельная работа (работа с компасом)

Практический, словесно-наглядный

Фото-материалы; компас.

Создание календаря наблюдений, отметки в календаре наблюдений

3. Дыхание осени

Экскурсия на пришкольный участок; беседы

Словесно-наглядный; практический; самостоятельная работа под руководством педагога

Иллюстрации, фотоматериалы: деревья и кустарники осенью; коллекция листьев деревьев и кустарников нашего города

Конкурс рисунков: «Золотая осень»; викторина: «Чей лист» (определение листьев березы, клена, ясеня, дуба, осины, рябины, ивы, шиповника, боярышника, барбариса, снежноягодника, черноплодной рябины); выставка творческих работ: «Секрет разноцветных листьев»;

4. Грибное лукошко

Беседы; работа с дидактическим материалом

Словесно-наглядный, практический

 Иллюстрации и фотографии с изображением грибов; видеофильм: «Грибы наших лесов»

Викторина: «Съедобный, несъедобный»; отметки в календаре наблюдений

5. Растения и животные осенью

Беседа, работа с дидактическим материалом, экскурсия на пришкольный участок

Практические, словесно-наглядные

Комплекты с заданиями (карточки с изображением растений и животных, кроссворд «Природа осенью»)

Аппликации: «Осенний калейдоскоп»; конкурс рисунков: «Осенние картины»; отметки в календаре наблюдений

6. Явления природы

Работа с дидактическим материалом, беседы

Практические, словесно-наглядные

Фотографии и иллюстрации с изображением природных явлений, кроссворд «природные явления»

Рисуем радугу; отметки в календаре наблюдений

7. Тайны капли воды

Беседы, просмотр видеофильма, опыты («Свойства воды»)

Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом

Фрагменты видеофильма: «Приключения капли воды»

Опыты: «Свойства воды»; отметки в календаре наблюдений.

8. Волшебница зима

Беседа, экскурсия на пришкольный участок

Словесно-наглядный, практический

Иллюстрации, фотографии с зимними пейзажами, ветки деревьев и кустарников в безлистном состоянии

Определение веток деревьев в безлистном состоянии; конкурс рисунков: «Волшебница зима»; отметки в календаре наблюдений.

9. С кем дружит ель

Беседа, работа с дидактическим материалом,

Практические, словесно-наглядные

Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)

Конкурсная семейная программа: «В гостях у Елочки»; отметки в календаре наблюдений.

10. Домашние питомцы

Работа с дидактическим материалом, беседы,

экскурсия в лабораторию зоологии и лабораторию аквариумистики ДДЮТ

Практические, словесно-наглядные

Фотоматериалы (фотографии домашних животных); фрагменты видеофильмов: «Загадочные кошки», «Жизнь собак»

Рассказы учащихся о своих домашних питомцах; конкурс рисунков: «Мой друг»; отметки в календаре наблюдений

11. Наши зеленые друзья

Практикумы (уход за комнатными растениями), беседы,    экскурсия в лабораторию цветоводства ДДЮТ  

Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом

Комнатные растения; фотографии комнатных растений; средства для ухода за комнатными растениями (лейка, тряпочка, опрыскиватель, палочка для рыхления)

Рассказы учащихся о своих комнатных растениях; конкурс рисунков: «Наши зеленые друзья»; отметки в календаре наблюдений.

12.Здравствуй, весна

 Беседы;

Опытная работа: «посадка лука; выгонка веток сирени, тополя»

Словесно-наглядный, практический

Фотографии и иллюстрации с изображением весенних пейзажей), побеги древесных растений нашего города (тополя, сирени и др.)

Обсуждение результатов опытов; отметки в календаре наблюдений;

13. Человек и природа

Беседа, работа с дидактическим материалом,

Практические, словесно-наглядные

Комплекты с заданиями (карточки, кроссворды, филлворды)

Конкурс рисунков: «Мы и природа»; отметки в календаре наблюдений

14.Наш город

Работа с дидактическим материалом, беседы, экскурсия по улицам города (микрорайон школы).

Практические, словесно-наглядные

Фотографии с изображением нашего города; кроссворд: «Улицы нашего города»

Сообщения учащихся: «Моя улица»; конкурс рисунков: «Город моей мечты»; викторина: «Знай свой город»; отметки в календаре наблюдений.

15. Впереди лето

Беседы, работа с дидактическим материалом

Словесно-наглядные, работа с дидактическим материалом

Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых; кроссворд: «мир насекомых»

Аппликация: «Летнее ассорти»; отметки в календаре наблюдений.

16. Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой»

Беседа, ролевые игры, состязательные моменты

Словесно-наглядные, практические, самостоятельная работа под руководством педагога

Комплекты с заданиями к конкурсам; рисунки учащихся и фотографии для оформления аудитории; грамоты для награждения

Итоговая игровая программа: «Что такое, кто такой»


5. Список литературы для педагога

      1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997 

  1. Гелетон А.  Жизнь зеленого растения. – М., 1985
  2. Гризик Т. И. Познаю мир. – М.: просвещение, 2000
  3. Дворошовский М.С.  Экология растений. – М., 1989
  4. Зуев Д.П.  Дары русского леса. – М.: Лесная промышленность, 1966
  5. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990
  6. Литвинов Л.С., Жиренко О.Е.  Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М.: 5 за знания, 2005
  7. Лопатина А. Скребкова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях. – М.: Сфера, 1998
  8. Лопатина А. Скребкова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО Книжный Дом Локус, 2002
  9. Ляшова Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003
  10. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Аркти, 2004
  11. Минин А.А. Живи дерево / Методическое пособие по изучению и охране деревьев. - М.: Пасьва, 2002
  12. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995
  13. Плешаков А. А. Зеленый дом. - .: просвещение, 1999
  14.  Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника:
  15. Рукавчук Л.Н. Волшебный мир цветов. – СПб.: ИКФ МиМ-Экспресс, 1997
  16. Энциклопедия для детей: Биология. – М.: Росмэн, 1997
  17. Мир и человек. Поурочные планы, 1 класс. / Авт.-сост. В.И. Усачева. – Волгоград: Учитель, 2005

6. Список литературы для учащихся

  1. Бианки В.В.   Отчего я пишу про лес. – Л.: Детская литература, 1984
  2. Гальперштейн Л.Я.  Растения. – М.: Росмэн,  2000
  3. Загадки дикой природы. -  М.: Росмэн, 1999
  4. Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя самая первая книжка о превращениях в природе. – М.: Дрофа, 1996
  5. Мертини А.  Тропический лес. – М.: Слово, 1998
  6. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АДС-ПРЕСС, 1998
  7. Секора О.  Погода в картинках. – Л.: Детская литература, 1990
  8. Сладков Н.И.  Под шапкой-невидимкой. – Л.: Детская литература, 1986
  9. Сладков Н.И.  Бюро лесных услуг. – М.: Стрекоза-Пресс, 1995

Перечень видео- и аудиопродукции

  1. Жизнь собак ВВС
  2. Загадочные кошки ВВС
  3. Приключения капли воды ВВС
  4. Грибы наших лесов (видеофильм эколого-биологического отдела ДДЮТ)
  5. Аудиозаписи голосов птиц
  6. Детские песни
  7. Песни о природе
  8. Аудио-урок «Чегостик и городские птицы»
  9. Аудиозаписи голосов зверей.

Перечень фотоматериалов

  1. Фото питомцев зоологического уголка ДДЮТ
  2. Фото зверей
  3. Фото птиц
  4. Фото рыб
  5. Фото земноводных
  6. Фото рептилий
  7. Фото насекомых
  8. Фото пауков
  9. Фото деревьев и кустарников города Кириши
  10. Фото комнатных растений
  11. Фото грибов

Приложение№1

Мероприятия по программе

«Если посмотрите вокруг»

  1. Экскурсия в ДДЮТ (эколого – биологический отдел)
  2. Конкурс рисунков «Мир на ладони»
  3. Конкурс рисунков «Золотая осень»
  4. Викторина «Чей лист»
  5. Выставка творческих работ «Секрет разноцветных листьев»
  6. Выставка аппликаций «Осенний калейдоскоп»
  7. Конкурсная программа: «Если хочешь быть здоров»
  8. Конкурс рисунков: «Волшебница зима»
  9. Семейная конкурсная программа «В гостях у елочки»
  10. «День птиц» - конкурсная программа
  11. Конкурс рисунков «Наши зеленые друзья»

10. Конкурс рисунков «Мы и природа»

11. Конкурс рисунков «Город моей мечты»

12. Викторина «Знай свой город»

13. «Цветочный бал» – игровая программа

14. Выставка аппликаций «Летнее ассорти»

15. Итоговая игровая программа «Что такое, кто такой»

Приложение №2

Вопросы вводного контроля

  1. Что такое природа?
  2. Что такое неживая природа?
  3. Какие растения вы знаете? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет жизненную форму растения: трава, кустарник, дерево)
  4. Какие животные вам известны? (во время ответов учащихся, педагог ненавязчиво уточняет класс животного: насекомое, рыба, земноводное, рептилия, птица, зверь)
  5. Какую роль растения играют в природе? (для иллюстрации ответов учащихся и комментариев педагога, желательно продемонстрировать плакат: «Эта удивительная природа»)

Итоговый контроль представлен игровой программой «Что такое, кто такой» и выставкой творческих работ учащихся (рисунки, поделки из природного материала)

Приложение № 3

Список тем наблюдений за природными явлениями и растениями (наблюдения дополняются моделированием ситуации и постановкой эксперимента)

  1. Что такое иней.
  2. Как появляется радуга.
  3. Куда исчезают лужи.
  4. Почему идет дождь.
  5. Что такое ветер.
  6. Свойства воды.
  7. Как разбудить семена.
  8. Как пьют растения.
  9. Вырастим лук сами.
  10.  Как определить возраст дерева.
  11. Любимый цвет насекомых.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...