Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет
методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме

Малачева Ирина Михайловна

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: декоративно прикладное искусство, тестопластика, декупаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_st.gr_.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

по художественно-творческому развитию детей

«Умелые ручки»

Программа рассчитана на детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

2013-2014, 2014-2015 учебные года

     Разработала программу: И.М. Малачева

                                                            Воспитатели: И.М. Малачева

                                                                                     А.С. Тарантаева

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А.Сухомлинский)

Пояснительная записка    

        Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: декоративно прикладное искусство, тестопластика, декупаж.

Декоративно прикладное искусство –  лепка объемных игрушек  из глины, роспись готовых изделий в соответствии  с видом и стилистикой народной росписи. Знакомство с декоративно прикладным искусством – способствует развитию нравственности, знакомит детей с русскими народными традициями, с мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, холодного фарфора состоящих из натуральных компонентов. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

             Декупаж - техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые, и в то же время  интересные, эффектные вещи.

        Основные материалы для декупажа - это акриловый лак, для защиты поверхности,  акриловые краски, трехслойные салфетки для декупажа, ножницы, клей ПВА. Для создания творческих работ из салфеток вырезают или вырывают изображения (рисунок), обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить.

Цель программы:  развитие художественно-творческих способностей детей 5 – 7лет в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Основные задачи:

  1. Обучающие задачи:
  •  развивать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
  • закреплять умение рисовать декоративные элементы;
  • формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.

  2. Развивающие задачи:

  • развивать интерес к дизайн – творчеству;
  • расширять преставления детей о декоративно-прикладном искусстве;
  • развивать художественный и творческий потенциал;
  •         развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность,  аккуратность;
  • развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

3. Воспитывающие задачи:

  • формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • формировать интерес и уважения к народным мастерам;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре  детского сада, дома.

Принципы построения программы:

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность:

  • Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Содержание программы

        Программа кружка рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

Количество занятий

 в неделю

В год

Кол-во
детей
в группе

2

Вторник 16.00 - 16.30

Четверг 16.00 - 16.30

70

14

  1. Ахмедзянова Амина
  2. Ахмедов Араз
  3. Бурая Алина
  4. Елисеева Лена
  5. Задорина Яна
  6. Зырянов Глеб
  7. Каратаев Артем
  8. Кузнецов Павел
  9. Лаптев Сергей
  10. Левкин Егор
  11. Маркушина Алена
  12. Титова Аня
  13. Шерснев Денис
  14. Шорникова Галя

Методы, используемые на занятиях кружка:

  • беседа, рассказ, сказка;
  • рассматривание иллюстраций, малых скульптурных форм;
  • показ образца, схем выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемый результат.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы с различными материалами.
  • Разовьются познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьется интерес к результату и качеству поделки. 

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму. 

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация - (развитие речи) - использование на занятиях художественного слова, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

Познание – (ознакомление с окружающим) - ознакомление дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, малых скульптурных форм, различных наблюдений.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада,  района.

Литература.

Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников” М., 2008.;

Махмутова Х. “Декупаж из салфеток” М.; 2010.;

Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.;

Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.;

Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007;

Скребцова Т.О. Соленое тесто. «Феникс», 2007.

О.А. Скоролупова. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством. М., 2006;

        О.А. Соломенникова «Радость творчества» М., 2005;

        З.К. Гульянц “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

         И.П. Демина “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г;

          Р.П. Андреева “Расписные самоделки” Санкт - Петербург, 2000 г.

План работы кружка по ручному труду «Умелые ручки»

в «Подсолнышки»

на 2013-2014, 2014-2015 учебные года.

Название темы

Группа

Старшая

Подготовительная

Декоративно-прикладное искусство

20

25

Работа с соленым тестом, холодным фарфором

15

15

Работа в технике декупаж

20

25

Работа с нитками

15

5

Итого в год:

70

70

Длительность одного занятия:

25 минут

30 минут

Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду  

«Умелые ручки» в старшей группе «Подсолнышки»

На 2013-2014 учебный год.

Сентябрь

Тема

Программное содержание

2 неделя

1

Дары огорода (тестопластика)

Закреплять умение детей лепить объемные фигуры

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Познакомить с техникой и приемами смешивания красок на палитре для получения светлых и темных тонов и цветов.

3 неделя

1

«Царство грибов» (тестопластика)  

Закреплять умение лепить предметы, состоящие из нескольких  деталей.

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Упражнять в умении создавать выразительный образ с помощью красок

4 неделя

1

Ваза с Фруктами (тестопластика)  

Закреплять умение детей лепить объемные фигуры

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Закреплять способы работы гуашью

                                                                       Октябрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

«Кто живет в осеннем лесу» (тестопластика)  

Упражнять в умении  передавать характерную форму туловища, животного.

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Закреплять способы работы гуашью, подбора цветовой гаммы

2 неделя

1

Грибы (глина) Полхов-майдан

Формировать умение работать с глиной

2

«Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин» (тестопластика)  

Упражнять в умении передавать  характерную форму изделия

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

Закреплять способы работы гуашью

2

Роспись грибов (Полхов-майдан)

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

4 неделя

1

«Волшебный шар» (нитки)

Познакомить детей со  способом изготовления предмета при  помощи ниток, клея.

2

Продолжение работы

Упражнять детей в умении украшать готовую поделку при помощи бумаги

5 неделя

Продолжение работы (украшение)

Упражнять детей в умении украшать готовую поделку при помощи бумаги

Продолжение работы (украшение)

Упражнять детей в умении украшать готовую поделку при помощи бумаги

                           Ноябрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

«Чайный сервиз» (глина)

Знакомить детей с основными видами керамической посуды.

2

Цыпленок (нитки)

Продолжать знакомить детей со  способом изготовления предмета при  помощи ниток, клея.

2 неделя

1

Продолжение работы (оформление)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  дополнительных средств

2

Роспись сервиза «Гжель»

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

3 неделя

1

Миска (глина)

Воспитывать интерес к гончарному ремеслу

2

«Декоративная тарелка» (декупаж)

Упражнять детей в умении украшать предмет в технике «декупаж»

4 неделя

1

Продолжение работы

Упражнять детей в умении украшать предмет в технике «декупаж»

2

Роспись миски «Хохлома»            

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

                         

    Декабрь

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

«Смешарики» (нитки)        

Упражнять в умении создавать предмет при  помощи ниток, клея.

2

Продолжение работы (оформление)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  дополнительных средств

2 неделя

1

Продолжение работы (оформление)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  дополнительных средств

2

«Новогодние игрушки» (тестопластика)

Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность.

2

«Чудо баночки» (декупаж)

Упражнять в умении подбирать узор из салфеток

4 неделя

1

Продолжение работы

Воспитывать желание доводить начатое до конца, придавая завершенный вид изделию

2

Роспись шаблонов досок «Городец»

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

                  Январь

Тема

Программное содержание

2 неделя

2

Роспись: «Петушок» «Городец»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями росписи. Воспитывать желание доводить начатое до конца

3 неделя

1

«Звери из зимнего леса» (тестопластика)

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки.

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  краски

4 неделя

1

Часы (декупаж) (коллективная работа)

Закреплять умение работать в технике «декупаж», аккуратно наклеивая салфетки на поверхность

2

Продолжение работы

Формировать желание работать дружно

                 Февраль

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

«Конь» (глина) «Дымковская игрушка»

Сформировать знание об особенностях лепки  «Дымковской игрушки» из целого куска глины

2

«Собачка» (тестопластика)

Учить анализировать особенности строения животного, соотносить части по величине, пропорциям

2 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  краски

2

Роспись дымковской игрушки

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

3 неделя

1

«Колобок» (нитки)

Закреплять умение создавать предмет при  помощи ниток, клея.

2

Продолжение работы (оформление)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  дополнительных средств

4 недделя

1

«Волшебные узоры» (дукупаж)

Закреплять умение работать в технике «декупаж». Упражнять в умении составлять узор из салфеток

2

Продолжение работы

Воспитывать желание доводить начатое до конца.

           Март

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

Продолжение работы.

Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

Придать работе завершенный вид

2

«Конек-Горбунок» (глина) «Богородская игрушка»

Продолжать знакомство с народными игрушками.

2 неделя

1

«Шар с цветами» (нитки)

Закреплять умение создавать предмет при  помощи ниток, клея.

2

Продолжение работы (украшение)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  дополнительных материалов

3 неделя

1

Продолжение работы (украшение)

Формировать желание доводить начатое до конца

2

Продолжение работы (роспись Богородской игрушки)

Знакомить детей с характерными особенностями росписи

4 неделя

1

«Герои из мультфильмов» (тестопластика)

Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки.

2

Продолжение работы   (раскрашивание)

Упражнять детей в умении создавать образ при помощи  краски

           Апрель

Тема

Программное содержание

1 неделя

1

«Индюк» (глина) Дымковская игрушка

Формировать умение при помощи глины передать образ Дымковской игрушки

2

«Пятачок» (нитки)

Закреплять умение создавать предмет при  помощи ниток, клея.

2 неделя

1

Продолжение работы (оформление)

Упражнять в умении оформлять работу дополнительными материалами

2

Роспись Дымковской игрушки

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора

3 неделя

1

«Пасхальный сувенир» Яйцо (тестопластика)

Упражнять в умении  передавать характерную форму, предмета

2

«Пасхальный сувенир» Продолжение работы. 

Развивать чувство формы, пропорции.

Воспитывать аккуратность.

4 неделя

1

«Пасхальный сувенир» Продолжение работы. (декупаж)

Упражнять в умении подбирать краски, передавая праздничный колорит. Развивать фантазию.

2

«Ромашки и божьи коровки» (декупаж)

Продолжать упражнять детей в работе с салфетками в технике «декупаж».

5

неделя

1

Продолжение работы.

Развивать технические умения и навыки.

2

Продолжение работы.

Воспитывать желание доводить начатое до конца. Развивать воображение

                                 Май

Тема

Программное содержание

2 неделя

1

«Барыня» Филимоновская игрушка

Формировать умение при помощи глины передать образ Филимоновской «Барыни»

2

«Ваза для весенних цветов» (тестопластика)

Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.

3 неделя

1

Продолжение работы.

Совершенствовать умения детей в использовании различных изобразительных техник.

2

Продолжение работы.

Упражнять в умении подбирать краски, передавая весенний колорит. Развивать фантазию.

4 неделя

1

Роспись Филимоновской игрушки

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора

2

Выставка детских работ

Формировать интерес к выставке собственных работ

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Умеет передавать в работе характерные особенности изделий народного промысла.
  4. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  5. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  6. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  7. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  8. Выполняет работу по замыслу.
  9. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  10. Показывает уровень воображения и фантазии.
  11. Использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду
(старшая группа)

№ п/п

Список детей

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(лепить, резать, клеить, рвать, измерять)

Мелкая моторика

Декоративное

Тестопластика

Декупаж

Нитки

Сформирован - 

На стадии формирования - 

Не сформирован – 

            Педагогическое обследование детей по художественному и ручному труду
(старшая группа)

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный. Бросовый, бумага, ткань, дерево, кожа, поролон, металл, пластмасса, береста, небольшие фрагменты

Знает и называет не менее 7-8 видов материала и свойств

Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств

 

2

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы, клей, степлер, стек

Владеет 5 приемами (вырезает, режет, склеивает, скрепляет)

Владеет 4 приемами

3

Знает о многообразии декоративно-прикладного искусства

Работает с глиной

Узнает 7 видов

декоративно-прикладного искусства

Владеет приемами лепки и росписи

7 видов

декоративно-прикладного искусства

4

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

 

5

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью взрослого


Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой







№ п/п








Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла


Проявление самостоятельности


Отношение к рисованию


Отношение к лепке

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«н»  начало года;  «к» – конец года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"

Пояснительная записка          Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкус...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей "Волшебное оригами"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Рабочая программа По художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»

Рабочая программаПо художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-творческому развитию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки» на 2022-2023 учебный годАннотация в программе...