Программа кружка "Мир вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Чупракова Татьяна Юрьевна

Программа по окружающему миру для детей старшей группы детского сада.

Цель -  ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.

Содержание работы - Расширение кругозора детей о предметах и явлениях  окружающей действительности, развитие познавательного интереса к природной и социальной среде, формирование начала экологической культуры,  детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;

развитие коммуникативных качеств ребенка; способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир вокруг нас69.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2017г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха

Е.Г.

«___» ____________ 2017г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

«Мир вокруг нас»

Возраст дошкольников: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

Чупракова Татьяна Юрьевна

Митаева Гульназ Галимзяновна

                                                                                 (воспитатели старшей группы №2)

Москва

2017

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

Цель и задачи программы        3

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий        4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        4

Учебно-тематический план        4

Содержание учебно-тематического плана        7

Календарно-тематический план        8

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ        14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        15


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа содержит темы занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста. Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Занятия направлены на развитие личности ребенка в целом ( умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической  деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

Направленность программы: социально – педагогическая.

Уровень освоения  программы: ознакомительный

Актуальность прогнозирование  программы состоит в том, что такая программа позволит максимально помочь детям освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же  расширить  кругозор, познакомить  с разновидностями растительного и животного мира, создать  условия для формирования любви к природе, родному краю. Формы работы подобраны таким образом, чтобы дети могли приблизиться к более естественным видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие.

Занятия построены согласно временам года.

Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — открыток, плакатов, слайдов, загадок, кроссвордов.

Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней,  получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.

Цель и задачи программы

Цель программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.

                                             

Задачи программы:   

  1. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
  2. Способствовать формированию у детей первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого человека.
  3. Развивать в детях познавательный интерес к миру природы с помощью экспериментально – поисковой деятельности.
  4. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Методы работы: беседы, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, игровые ситуации, наблюдения, экскурсии, занятия - путешествия, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность.   

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты.

  Объяснять экологические зависимости;  устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

  Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

  Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

  Делать элементарные выводы и умозаключения.

  Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

  Иметь представление о родном крае.

  Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

  Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

  Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами

 Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы:  1год

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма занятий подгрупповая (2 подгруппы), 2 раза в неделю, 2 часа в неделю, 72 часа в год, предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Продолжительность занятий:

Дети (5-6 лет) - 25мин.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

  Дети 5-6 лет

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

  1. ОСЕНЬ                                                          

1

Золотая осень

         1

          0,7

           0,3

2

Что такое природа? Живая и неживая природа.

1

1

0

3

Цветы на участке осенью

1

0,7

0,3

4

Что нам осень подарила

1

1

0

5

Ходит капелька по кругу

1

0,7

0,3

6

Эти удивительные насекомые

1

0,7

0,3

7

Во саду ли в огороде (винегрет)

1

0,3

0,7

8

Грибное царство

1

1

0

9

Как выращивают хлеб?

1

1

0

10

Кто нам хлеб растит

1

1

0

11

Домашние птицы

1

1

0

12

Лекарственные растения средства оздоровления организма человека

1

1

0

13

Путешествие с капелькой

1

0,5

0,5

14

Солнце — большая звезда

1

1

0

15

Птицы на юг улетают

1

1

0

16

Как звери к зиме готовятся

1

1

0

17

Ветер, ветер, ты могуч…

1

0,7

0,3

18

Планета в опасности

1

0,7

0,3

19

Дуб и сосна

1

0,7

0,3

20

На прогулку в зоопарк

1

1

0

21

Домашние животные

1

0,7

0,3

22

Природа и человек

1

1

0

23

«Волшебная льдинка» опыт

1

0,3

0,7

24

Обобщающее занятие «Осень»

1

0,5

0,5

  1. ЗИМА

    25

В гости к зиме

         1

1

0

26

Кто как зимует?

1

1

0

27

Жизнь птиц зимой

1

0,7

0,3

28

Зимующие птицы

1

1

0

29

Как звери  проводят зиму в лесу?

1

1

0

30

Хищные животные

1

1

0

31

Кто главный в лесу?

1

1

0

32

Дикие животные

1

1

0

33

В Царстве Снежной королевы

1

0,7

0,3

34

Мы – друзья природы

1

0,7

0,3

    35

Экскурсия в зимний парк

         1

         0

1

    36

Вода в природе. Простейшие свойства воды

1

0,5

0,5

    37

Первые шаги в космосе

1

0,7

0.3

    38

Новый год у ворот

1

1

0

    39

Комнатные растения

1

0,5

0,5

    40

Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой

1

1

0

    41

«Полезные витамины»

1

0,7

0,3

    42

Животные Севера

1

0,7

0,3

    43

Животные жарких стран

1

1

0

    44

Я - Человек

1

0,7

0,3

    45

Первые сосульки

1

1

0

    46

Взаимосвязь погоды и основных явлений природы

1

1

0

    47

«Мороз-удивительный художник» 

1

0,5

0,5

    48

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

1

1

0

  1. ВЕСНА

    49

Весна пришла

1

1

0

    50

Международный женский день

1

0,5

0,5

    51

Март первый весенний месяц

1

1

0

    52

Здравствуй, маленький цветок!

1

0,7

0,3

    53

Возвращение перелетных птиц

1

0,7

0,3

    54

Дикие животные в весенний период

1

1

0

    55

Кто живет в воде? Что растет в воде?

1

1

0

    56

Огород на подоконнике

1

0,5

0,5

    57

Красная книга — сигнал опасности

1

0,7

0,3

    58

Насекомые весной

1

0,7

0,3

    59

«Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов)

1

0,7

0,3

    60

Развлечение «Синичкин праздник»

1

0,5

0,5

    61  

Воздух вокруг нас

1

0,5

0,5

    62

Как пчелки переносят пыльцу?

1

1

0

    63

Путешествие по планете

1

1

0

    64

Как маскируются животные?

1

1

0

    65

Обитатели подземного царства

1

1

0

    66

Путешествие в подводное царство

1

1

0

    67

Кладовая Земли (камни, песок, глина)

1

1

0

    68

Экскурсия в весенний парк

1

0,3

0,7

    69

«Отдых на природе» (о правилах поведения в природе)

1

1

0

    70

Впереди лето

1

1

0

    71

Обобщающее занятие «Весна»

1

1

0

    72

Итоговое занятие: «Наш общий дом»

1

0,5

0,5

Всего

72

Содержание учебно-тематического плана

Расширение кругозора детей о предметах и явлениях  окружающей действительности, развитие познавательного интереса к природной и социальной среде, формирование начала экологической культуры,  детей умения ставить задачи, делать выводы, анализировать свои наблюдения;

развитие коммуникативных качеств ребенка; способствование формированию у детей дисциплинированности, терпения, аккуратности, любви к природе.

Совместная организационная деятельность воспитателя с детьми была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

 

Календарно-тематический план

Первый год обучения (5-6лет)

№ заня-тия

Кол-во учеб-ных  часов

Тема занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

1

Золотая осень

Беседа, заучивание стихов и пословиц, приметы осени

Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание).

2

1

Что такое природа? Живая и неживая природа.

Беседа, показ иллюстраций

3

1

Цветы на участке осенью

Рассказ, разъяснение

Наблюдение, сбор семян

4

1

Что нам осень подарила

Беседа, показ иллюстраций, чтение

Наблюдение за сбором урожая на огороде детского сада, за деревьями, за осенними изменениями на участке, дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что где растет?", "Сбор урожая". Лепка "Овощи на тарелке".

5

1

Ходит капелька по кругу

Беседа, показ видео

6

1

Эти удивительные насекомые

Беседа, показ иллюстраций, стихов, загадок

Наблюдение за жизнью насекомых

7

1

Во саду ли в огороде (винегрет)

Беседа, объяснение

Приготовление винегрета

8

1

Грибное царство

Рассказ, показ видео

Игры « За грибами и за ягодами», « Компот из садовых ягод»

9

1

Как выращивают хлеб?

Беседа, показ иллюстраций, чтение

10

1

Кто нам хлеб растит

Беседа, показ иллюстраций, чтение

11

1

Домашние птицы

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

12

1

Лекарственные растения средства оздоровления организма человека

Беседа, показ иллюстраций, чтение

13

1

Путешествие с капелькой

Рассказ, картинки и изображением воды в природе. Карта-схема поступления воды в каждый дом

Игры «Что может делать вода?», «Скажи наоборот», «Какой сок?»

14

1

Солнце — большая звезда 

Беседа, чтение детской энциклопедии, показ иллюстраций

15

1

Птицы на юг улетают

Беседа, показ иллюстраций, чтение загадок

16

1

Как звери к зиме готовятся

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

17

1

Ветер, ветер, ты могуч…

Беседа, картинки с изображением спокойного и бушующего моря

Игры

«Куда дует ветер?», «Помоги кораблику найти путь домой»

18

1

Планета в опасности

Беседа, картины с изображением планеты цветущей и загрязненной, источников загрязнения, загадки

Игры

« Необычное путешествие по карте»

19

1

Дуб и сосна

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Игра "С какого дерева листок?"

20

1

На прогулку в зоопарк

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов

Игра "Детки в клетке"

21

1

Домашние животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Наблюдение за кошкой

22

1

Природа и человек

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

23

1

«Волшебная льдинка» опыт

Беседа, показ, разъяснение

Опыт с водой

24

1

Обобщающее занятие «Осень»

Беседа об осени

Выпуск стенгазеты, изготовление поделок из природного материала

25

1

В гости к зиме

Беседа, показ иллюстраций, приметы зимы

26

1

Кто как зимует?

Беседа, показ иллюстраций с изображениями животных летом и зимой

Игры «Где чей хвост?», «Кто где живет?»

27

1

Жизнь птиц зимой

Беседа, показ иллюстраций с изображениями птиц

Изготовление кормушек для птиц

28

1

Экспедиция на Север

Беседа, показ иллюстраций, чтение

Сюжетно-ролевая игра "На Северном полюсе" (используются карточки-схемы для передвижения в поисках еды, пищи, спасения животных...). Фокус-покус "Танцующие кнопки". Действие магнита на металлические предметы

29

1

Как звери  проводят зиму в лесу?

Беседа, показ иллюстраций,  альбомов на тему: "Животные зимой"

30

1

Хищные животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

31

1

Кто главный в лесу?

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

32

1

Дикие животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение, стихи, загадки

33

1

В Царстве Снежной королевы

Беседа, иллюстрации с изображением различных снежинок

Игры «Найди одинаковые снежинки».

Изобразительная деятельность

оригами «Снежинки».

34

1

Мы – друзья природы

Рассказ, картины с изображением обитателей леса, стихи, загадки, карточки с изображением разного поведения животных в лесу

Игры

«Кто где живет?», «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я…».

35

1

Экскурсия в зимний парк

Наблюдение за зимним пейзажем, изменениями в природе

36

1

Вода в природе. Простейшие свойства воды

Рассматривание иллюстраций о воде и различных водоемах

Наблюдение в природе за осадками, сезонными явлениями. Игра-опыт "Снежный колобок" (превращение снега в воду)

37

1

Первые шаги в космосе

Беседа, показ иллюстраций, чтение детской энциклопедии

На прогулке наблюдение за небом, появлением луны, звезд. Игровое упражнение "Планеты-кометы". Дидактическое упражнение "День-ночь", подвижная игра "Совушка-сова"

38

1

Новый год у ворот

Беседа "История праздника Новый год", чтение стихов и сказок на новогоднюю тематику

Просмотр презентации "Великий Устюг - резиденция Деда Мороза", изготовление новогодней игрушки

39

1

Комнатные растения

Рассказ, открытки с комнатными растениями

Игры

«Отгадай ,что за растение», «Где спрятано растение?». Работа в уголке природы (рыхление, полив, уход за растениями)

40

1

Февраль последний месяц зимы. Изменение в природе поздней зимой

Беседа, показ иллюстраций, чтение, стихов

41

1

«Полезные витамины»

Беседа о пользе овощей и фруктов, показ иллюстраций

Рисование на тему: «Витамины на грядке»

42

1

Животные Севера

Беседа о животных Антарктиды, рассматривание глобуса и карты земной поверхности

Просмотр презентации о Севере

43

1

Животные жарких стран

Беседа о животных Африки, рассматривание глобуса и карты земной поверхности.

44

1

Я - Человек

Беседа, иллюстрации с изображением различных уголков природы

Игры «Возможности человека», «природа и человек»

45

1

Первые сосульки 

Беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций, стихов, загадок

46

1

Взаимосвязь погоды и основных явлений природы

Иллюстрации основных явлений природы (дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад…)

47

1

«Мороз-удивительный художник» 

Беседа, показ техники рисования узора

Рисование красками «Узоры на окне»

48

1

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

Беседа о зиме

Фотоотчет

49

1

Весна пришла

Беседа, показ иллюстраций, чтение, приметы весны

50

1

Гости на клумбе

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений

Викторина «Кто больше назовет комнатных растений?», Игра «Узнай по описанию»

51

1

Март первый весенний месяц

Беседа, показ иллюстраций, рассматривание картин о весне, чтение стихотворений, стихов, загадок

52

1

Здравствуй, маленький цветок!

Беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций, стихов, загадок

53

1

Возвращение перелетных птиц

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок

Наблюдение за птицами

54

1

Дикие животные в весенний период

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок

55

1

Кто живет в воде? Что растет в воде?

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок

56

1

Огород на подоконнике

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Наблюдение и уход за растениями

57

1

Красная книга — сигнал опасности

Рассказ, картины с изображениями животных и растений из Красной книги

Экологическая игра «Растения и животные Красной книги»

58

1

Насекомые весной

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Наблюдение за насекомыми

59

1

«Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» 

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Оригами «Кораблик». Запуск бумажных корабликов

60

1

Развлечение «Синичкин праздник»

Предварительная работа: заучивание стихов, знакомство с народными приметами

Развлечение     «Синичкин праздник»

61

1

Воздух вокруг нас

Рассказы из личного опыта «Воздух-помогайка»

Опыты с воздухом: «Пузырьки в стакане» (чем дышит человек: вдох-выдох). На прогулке наблюдение за ветром (использовать вертушку, ловушку для ветра)

62

1

Как пчелки переносят пыльцу?

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

63

1

Путешествие по планете

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

64

1

Как маскируются животные?

Рассказ, картины с изображением леса и зверей, которые в нем обитают, загадки

65

1

Обитатели подземного царства

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

66

1

Путешествие в подводное царство

Рассказ, иллюстрации с изображением животных, обитающих в воде. Набор картинок с живой и неживой природой

Игра «Рыбаки»

Изобразительная деятельность:

рисование «Подводный мир»

67

1

Кладовая Земли (камни, песок, глина)

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Опыт «Фильтрация воды» (сравнение свойств песка и глины), «Умная галька» (как камни повышают уровень воды). На прогулке найти камешек необычной формы, цвета для изготовления поделок в группе

68

1

Экскурсия в весенний парк

Беседа, чтение стихов, загадок

Наблюдение за весенними явлениями в природе

69

1

«Отдых на природе» (о правилах поведения в природе)

Беседа о правилах поведения на природе

70

1

Впереди лето

Беседа о правилах поведения в лесу, у водоемов

71

1

Обобщающее занятие «Весна»

Беседа о весне

Фотоотчет

72

1

Итоговое занятие «Земля наш общий дом»

Беседа

Фотоотчет, изготовление стенгазеты

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И

 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Диагностика детей старшего возраста по разделу программы

"Мир вокруг нас"

Животные

Фамилия, имя ребёнка

1.Умение различать животных разных классов

2.Представления об образе жизни животных

3.Умение определить стадии роста и развития животных

4.Представления о животных, как о живых существах

5.Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных

6.Умение работать с моделями животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики

Материал: картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра "Зоологическое лото", модели понятий "птицы", "звери", "рыбы", "насекомые", "животные". Беседа по картинкам.

•  Кто это? Составь группы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые". Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?

•  Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рабы откладывают икринки и т. д.)

•  Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.

•  Ребёнок составляет группы животных.

•  Ребёнку предлагаются картинки с изображением цапли, крота, сома, стрекозы. Где живёт? Чем питается? Где и как добывает корм? Как передвигается? Как приспосабливается к сезонным изменениям? Как спасается от врагов?

•  Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.

•  Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

•  Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.

3. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?

•  Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, комментирует свои действия рассказом (например, сначала рыба откладывает икринки, потом из икринок появляются головастики, потом головастики вырастают, у них появляется хвост и плавники - ещё немного времени и они становятся рыбками).

•  Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

•  Ребёнок не справляется с заданием.

4. Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?

•  Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит, даёт потомство).

•  Ребёнок называет 2 признака живого.

•  Ребёнок называет 1 признак живого

•  Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?

•  Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелётные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери - лиса, волк, заяц - линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).

•  Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.

•  Не справляется с заданием или называет отдельные связи.

•  Найди модели к группам животных "птицы", "рыбы", "звери", "насекомые".

•  Ребёнок из общего числа моделей, относящихся к основным группам животных, собирает определённые группы.

•  Справляется с заданием с помощью взрослого.

•  Не справляется с заданием.

Растения

Фамилия, имя ребёнка

1.Умение различать растения разных экологических систем

2.Представления об органах растения и их функциях

3.Представления о стадиях развития и роста растений

4.Представления о потребностях растений

5.Представления об особенностях ухода за комнатными растениями

6.Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям

7.Представления о растениях, как о живых существах

8. Умение группировать растения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий "травы", "кустарники", "деревья", "растения", "живая природа", "неживая природа". Беседа по картинкам.

•  Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).

•  Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.

•  Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.

•  Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.

•  Д/игра "Путаница". Задания:

 расположи части растения правильно;

 почему части растения нужно расположить именно так?

 зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?

•  Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.

•  Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.

•  Ребёнок называет части растений.

•  Разложи картинки по порядку: как растет горох, фасоль?

•  Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.

•  Ребёнок выполняет задание с помощью воспитателя.

•  Выполняет задание неверно.

4. Что нужно делать, чтобы растение росло?

•  Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).

•  Называет некоторые потребности растений.

•  Называет одну потребность.

•  Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?

•  Верно называет растения.

•  Ошибается, но самостоятельно исправляет ошибки.

•  Не справляется с заданием.

•  Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?

•  Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).

•  Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.

•  Не справляется с заданием.

•  Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?

•  Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).

•  Ребёнок называет 2 признака живого.

•  Ребёнок называет 1 признак живого.

•  Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: "травы", "деревья", "кустарники".

•  Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.

•  Ребёнок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

•  Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

Схема изучения знаний о неживой природе

Воздух

Фамилия, имя ребёнка

1.Представления о свойствах воздуха

2.Представления о ветре

3.Представления о вреде и пользе ветра

4.Умение обнаружить ветер

5.Представления о роли ветра в жизни растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики

Опыт с пакетом. Что в пакете? Какой воздух?

•  Ребёнок говорит, что в пакете воздух и называет свойства воздуха: прозрачный, невидимый, воздух везде, мы им дышим.

•  Называет не все свойства.

•  Называет одно свойство.

Что такое ветер?

•  Ребёнок самостоятельно даёт точный ответ: движение воздуха.

•  Даёт ответ с помощью воспитателя.

•  Не знает ответа на вопрос.

В чём польза и вред ветра? Как называется сильный ветер?

•  Ребёнок даёт чёткий и ясный ответ: надувает паруса, вертит крылья мельницы, разгоняет тучи и т. д.; разрушает дома, ломает деревья и т. д.

•  Самостоятельно называет 2-3 пункта, далее справляется с заданием с помощью взрослого.

•  Самостоятельно не отвечает на вопросы, справляется с заданием с помощью иллюстративного материала.

Как можно обнаружить ветер?

•  Ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос: посмотреть на макушки деревьев, по флюгеру и т. д.

•  Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.

•  Справляется с заданием с помощью иллюстраций.

Как ветер помогает растениям?

•  Самостоятельно рассказывает, что переносит семена растений.

•  Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

•  Справляется с заданием, используя иллюстрации.

 

Фамилия, имя ребёнка

1.Представления о свойствах воды

2.Представления о роли воды в жизни растений, животных, человека.

3.Представления о том, зачем воздух нужно беречь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода

 

Диагностические методики.

Что такое вода? Вода какая?

•  Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.

•  Называет не все свойства.

•  Называет несколько свойств.

Кому нужна вода и зачем?

•  Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.

•  Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

•  Справляется с заданием с помощью иллюстраций.

Что загрязняет воздух? Нужно ли беречь воздух?

•  Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.

•  Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.

•  Затрудняется ответить на вопросы.

Почва

Фамилия, имя ребёнка

1.Представления об обитателях почвы, их роли в её формировании.

2.Представления о значении почвы в жизни растений.

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики.

Что такое почва? (Верхний слой земли). Кто живёт в почве? (Дождевые черви). Как они помогают почве? (Рыхлят её).

•  Ребёнок отвечает на все три вопроса; приводит примеры из личного опыта.

•  Ребёнок не может ответить на первый вопрос.

•  Отвечает на последние два вопроса с помощью иллюстративного материала.

Зачем растениям нужна почва? (из неё растения получают необходимые питательные вещества).

•  Ребёнок знает ответ на вопрос.

•  Отвечает на вопрос с помощью воспитателя.

•  Не справляется с заданием.

 

Уровни освоения программы.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

 

СРЕДНИЙ - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

 

НИЗКИЙ - Ребёнок различает большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»
  2. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» 12/96
  4. О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»
  5. Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.
  6. Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-6 лет».
  7. А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!».
  8. И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
  9. Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
  10. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

  1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
  2. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "Природа вокруг нас"

Программа разработана для дополнительного образования детей 6-7 лет. В программе « Природа вокруг нас» изложены цели и задачи, содержание, приложения. Программа « Природа вокруг нас» адресов...

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Италию

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, развитию умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Грецию"

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Китай

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умения работать в команде, развитию познавательного интереса....

Конспект занятия к программе "Дошколята вокруг света" Путешествие в Бразилию

Конспект и презентация к программе "Дошколята вокруг света", направленной на ознакомление с разными странами, умение работать в команде, развитию познавательного интереса....

"Времена года в стихах и загадках". По программе «Природа вокруг нас».

Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействии, существующие между сложными явлениями окружающей действите...

Авторская программа «Математика вокруг нас» с детьми 4-5 и 5-7 лет

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному разв...