Азбука безопасного поведения
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Формирование у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

Решая данное противоречие, основной акцент мы сделали на игровой деятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила, В творческой игре – это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требования – личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения.

В соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Алексеевка Белгородской области» для развития интегративных качеств личности ребенка используются примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (авт.Т.И. Бабаева и др.), программа «Основы безопасности поведения детей дошкольного возраста» (авт. Р.Стеркина, О.Князева, Н.Авдеева), программа «Светофор» (авт. Данилова Т.И.), ряд методических пособий.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприят­ных условий для развития индивидуальности, позитивных личност­ных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов:

  • развивающего обучения;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • полноты, необходимости, достаточности;
  • единства воспитательных и образовательных задач
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом и особенностями развития;
  • взаимодействия и доверительного сотрудничества;
  • гуманизации;
  • дифференциации;
  • индивидуализации.

Воспитательно-образовательный процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора воспитателем тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

В соответствии с областями интеграции мы определили и задачи приемлемые для каждого возраста.

Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за окружающим миром, деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников навыков безопасности жизнедеятельности

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Проблема безопасного поведения ребенка в настоящее время как никогда актуальна. Поэтому, перед ДОУ возникло противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

Решая данное противоречие, основной акцент мы сделали на игровой деятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Неотъемлемой частью любой игры являются правила, В творческой игре – это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать повеление, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требования – личностные качества, которые немаловажны при формировании навыков безопасного поведения.

В соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Алексеевка Белгородской области» для развития интегративных качеств личности ребенка используются примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (авт.Т.И. Бабаева и др.), программа «Основы безопасности поведения детей дошкольного возраста» (авт. Р.Стеркина, О.Князева, Н.Авдеева), программа «Светофор» (авт. Данилова Т.И.), ряд методических пособий.

Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.

Содержание образовательной деятельности центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В соответствии рекомендациями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы образовательная программа детского сада строится исходя из нескольких принципов:

  • развивающего обучения;
  • научной обоснованности и практической применимости;
  • полноты, необходимости, достаточности;
  • единства воспитательных и образовательных задач
  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом и особенностями развития;
  • взаимодействия и доверительного сотрудничества;
  • гуманизации;
  • дифференциации;
  • индивидуализации.

Воспитательно-образовательный процесс строился, исходя из психолого-педагогического обоснованного выбора воспитателем тематических планов, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования соответствующего государственным стандартам.

В соответствии с областями интеграции мы определили и задачи приемлемые для каждого возраста.

Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за окружающим миром, деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в форме презентации для детей "Азбука безопасного поведения на дороге"

Презентация будет полезна воспитателям ДОУ при проведении НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Безопасность на дороге" или "Правила дорожного движения"...

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ»

Открытое занятие в средней группе, с презентацией....

Конспект Нод "Азбука безопасного поведения на природе"

laquo;Всем говорю я «Здравствуйте!»С добрым утром, друзья!День наступил прекрасныйПотому что в нем вы и я!»...

Планирование по теме "Азбука безопасного поведения"

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

«Азбука безопасного поведения в природе»

Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не ...

ПРОЕКТ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ"

ПРОЕКТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАССЧИТАН НА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Презентация к проекту "Азбука безопасного поведения"

Слайд №2Мною был изготовлен лэпбук «Азбука безопасного поведения» данное дидактическое пособие рекомендуется использовать воспитателями дошкольного учреждения в старшем дошкольном возрасте...