«Формирование элементарных приемов логического мышления детей средней группы детского сада с использованием информационно-коммуникационных технологий»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Реформирование содержания дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику, использование информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

 Реформирование содержания дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику,  использование современных информационных технологий. Они не изолированы от педагогического процесса, а сочетаются с регламентированной деятельностью и организацией жизнедеятельности детей, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс  новыми возможностями,  поскольку информационные технологии  это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникационными технологиями подразумевается использование  компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, что привело к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.

В условиях модернизации перед педагогами встала задача не просто ввести в образовательный процесс инновационные технологии, а стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка, при этом, не забыть о развитии основных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Выготский Л.С. писал, что «центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления. С этим тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, т.е. изменения их в зависимости от того, что мышление приводит на определенной ступени к осмысливанию этих функций, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые действовали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически.

На мой взгляд, самым важным процессом является логическое мышление, так как развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.  

Логическое мышление – это образ мыслительного процесса, способность и умение, при котором личность использует готовые понятия и логические схемы. Для эффективного развития у дошкольника логического мышления  требуется научить ребенка-дошкольника решать различные загадки и задачи, как стандартные логические, так и нестандартные головоломки, так как это формирует у них логику, воображение и интеллект.

Цель: формирование элементарных приемов  логического мышления с использованием  ИКТ.

Задачи:

  1. Развитие у  дошкольников  логических приемов  (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации).
  2. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
  3.  Воспитание любви к учению.

            Очень важно приступить к  развитию логического мышления у ребенка еще до того момента, когда он пойдет в школу, то есть в дошкольном возрасте. Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться.

Основная часть

  1. Логическое мышление

«Научные понятия не усваиваются и      
не заучиваются ребенком, не берутся 
памятью, а возникают и складываются 
 с помощью напряжения всей активности 
его собственной мысли».
А.С. Выготский.

           Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.  Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода  следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.      

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. 

Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние». 

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика).

2.Этапы развития элементов мышления в дошкольном возрасте. Методы, применяемые в средней группе для развития основных                        познавательных процессов

   Развитие психологических качеств у дошкольника позволяет им легко усваивать полученные знания, использовать их для решения различных задач. Знания, которыми владеет ребенок при поступлении в школьное учреждение, не так важны, как важно его стремление к получению знаний, умение фантазировать, рассуждать, делать правильные выводы, логически мыслить и рассуждать.

В возрасте 4 лет у детей происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие.

В возрасте 5 лет происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов.

К 6  году жизни начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности .Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.  

В работе с детьми средней группы я использую  игровые упражнения, нацеленные на познавательное развитие процессов. Работа проводится по заранее подготовленным карточкам, презентациям. Например, ребенку необходимо запомнить картинки, разложить их по группам: транспорт, одежда, еда и т.п., запомнить картинки по подгруппам: грузовой транспорт или пассажирский, летняя одежда или зимняя и так далее. Или вариант «выложить по памяти», «запомнить и повторить», в котором также применяются карточки с изображениями предметов, которые выкладываются перед ребенком, затем перемешиваются и ребёнок  должен воспроизвести предыдущий ряд в правильной последовательности.

Еще в обучении дошкольников широко применяю задачи логического типа, направленные на поиск и нахождение недостающих фигур, частей фигур а также определения закономерностей. Например, определить какие фигуры отсутствуют, путем анализа каждого ряда, разложенных по горизонтали и вертикали геометрических фигур.

Вдобавок в тренировках  применяю игры-шутки, занимательные вопросы. Они направлены на быстроту реакции, на развитие внимания, нестандартного мышления, тренируют память.  

Практическая часть

                 

Тема занятия «Домашние и дикие животные»

Возраст детей  4-5 лет (средняя группа)

Образовательная деятельность Формирование целостной картины мира

Вид занятия  Совместная деятельность взрослого и детей

Тип занятия:  Интегрированное

Цель занятия:  Закрепить знания о животных, среде их обитания;

                         Закрепить знание названий животных и их детёнышей;

                         Развивать внимание, аналитические способности, творческое    
                        мышление

Проблемы, решаемые детьми:  Решение логических задач, конкретизация
                                                    знаний

Планируемые результаты (формирование предпосылок):

Регулятивных - ориентация на образец, контроль и оценка

Познавательных - формирование умения выделять существенные признаки, устанавливать взаимооднозначное соответствие, выделять параметры объекта

Коммуникативных - формирование умения слушать собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Личностные результаты - нравственно-этическое оценивание. (Приложение 1).

                                     Конспект занятия

Вводная часть.

Воспитатель вносит персонаж - игрушку Незнайку. Он здоровается и просит помощи у детей в отгадывании загадок. Дети соглашаются помочь, предварительно договорившись не выкрикивать ответы, а поднимать руку. (Приложение 2.)

Вылезла из норки мышка,
На неё упала … (шишка)

Серый, страшный и зубастый,  
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех … (волк)

У меня есть к вам вопрос - Кто испачкал рот и нос?
Лежит в луже, хрюкая и жиром заплывая.
Подскажите,  как зовут её друзья?...(свинья)

Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, Как зовут его — (медведь).

Каждый вечер, так легко, она дает нам молоко.
Говорит она два слова, а зовут ее…(корова)

Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет. Ну конечно, это …(кот)

По тропинке я в лесу большое яблоко несу.
На иголки я похож, звать меня, конечно …(еж)

После того, как дети отгадали загадки, воспитатель задает вопрос:
- О ком были загадки?

Незнайка кричит: «О птицах!»

Воспитатель просит детей сказать, что неправильно сделал Незнайка.
(Выкрикнул  и дал неправильный ответ)
Выясняется правильный ответ, среда обитания, тем самым формируется название темы занятия.

                                            Основная часть

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке о животных, помогая наводящими вопросами (о количестве лап, ушей, теле, покрытом  шерстью). В процессе  беседы обсуждается, что за домашними животными ухаживают люди, а дикие животные вынуждены добывать пищу и искать себе место для ночлега самостоятельно, также определяются места обитания и места где живут животные. В помощь детям воспитатель показывает слайд, на котором показаны различные животные, а сбоку места, где они могут жить. Дети называют животных, и указывает где их дом. Ещё дети выясняют, чем же питаются те или иные животные, в чем им также помогают слайды. (Приложение 3,4.)

1.Игра «Чей хвост».

На экране слайд, на котором животные без хвостов и отдельно от них в разброс хвостики. Дети называют каждого животного, и указывают, какой хвост какому животному принадлежит, при этом, указывая, по каким признакам они это определили. (Приложение 5.)

2.Сказка – ситуация.
На руках у каждого ребенка карточки с изображением взрослых животных. А на экране слайд  с изображением детенышей.

Воспитатель: Давным-давно все животные: и дикие и домашние жили мирно и дружно. Они всегда вместе работали и отдыхали.  Один раз решили они сходить вместе с детьми на экскурсию в лес. Малыши были очень довольными: они бегали, резвились, всем интересовались. Мамы держали своих детей за лапы, чтобы они не потерялись в лесу. Но когда они вышли на лесную поляну, то отпустили детей покувыркаться. Малыши с радостью разбрелись по поляне и все перемешались: не понятно было, где медвежонок, а где зайчонок, где лисенок, а где волчонок. Забеспокоились родители. Дети, помогите им разобраться, где, чей ребёнок.

Дети показывают и называют детёныша, а также называют отца семейства. (Приложение 6.)

  Физкультминутка
На машине ехали,                      ( Дети имитируют движения езды с рулём)
В зоопарк приехали.
На лошадке ехали,                     ( Лёгкие полуприседания, руки впереди)
Всех зверей объехали.
Паровозом ехали,                       ( Круговые движения согнутыми в локтях
К забору мы подъехали.               руками)

3.Игровая ситуация «Почини забор»

Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором ряд из квадратов, и говорит, что в деревне сломался забор, надо его восстановить и предлагает детям помочь зверюшкам построить забор, чтобы их малыши не разбежались. Попутно выясняется, что на заборе был рисунок, находится последовательность построения ряда. Дети садятся за столы и выстраивают ряд из квадратов зелёных и красных. Воспитатель хвалит детей, благодарит от имени зверей и предлагает поиграть ещё в одну игру. (Приложение 7.)

4.Игра «Как говорят животные?»: На экране слайд, на котором изображены животные и в разброс, произносимые ими звуки. Дети  называют животных и подбирают соответствующее им «Произношение».  (Приложение 8.)

Заключительная часть.

Воспитатель хвалит детей, просит рассказать, о ком они говорили, что особенно понравилось, что хорошо получилось, что не получилось. Незнайка тоже благодарит детей за интересный рассказ о животных, говорит, что теперь никогда не назовёт животное птицей и прощается с детьми.

                                       

                                         

                                                 

                                           

Заключение

Наука шагает вперед, а дети наши рождаются и живут в условиях, где в доме есть и компьютер, и много других технических средств. Часто сталкиваемся с тем, что ребенок в 4 года уже говорит: « Я не могу, я не умею». С. Пейперт говорил: «Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником, может постепенно терять вкус к обучению».

Картины, иллюстрации, методические пособия, выпущенные в том веке, потеряли внешний вид, в новых картинах изобилие несуществующих красок.
Я. А. Коменский подчеркивал один из методов – наглядность и назвал его «золотым правилом». Просто невозможно обойтись без привлечения наглядности.

Возникла необходимость создать яркие и привлекающие картины, сюжеты с помощью программы Power Point. Конечно, компьютер не может восполнить нехватку общения детей с природой, но показать интересные моменты из жизни живой и неживой природы, красоту окружающего мира, его разнообразие, способен только телевизор и компьютер.

Работа над развитием наглядно-действенного мышления с использованием ИКТ показала, что интерес детей к получению знаний в несколько раз выше, чем с использованием обычных наглядных пособий.

Другим педагогам желаю приложить максимум усилий, потратить максимум времени на создание своей материальной базы в виде презентаций, подборки картин и картинок, что станет отличным стимулом тяги детей к обучению.

Список используемой литературы

1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Программа «Детство» - новая жизнь в соответствии с ФГТ / Управление ДОУ № 5, 2011 год

2.Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных  государственных требований / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №9, 2010

3.Белая К.Ю. Ещё раз об образовательной программе ДОУ / Управление ДО
№ 5, 2011 год

4.Белая К.Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 11, 2011 год

5.Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ / Справочник старшего воспитателя  дошкольного учреждения № 1, 2011 год

6. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование.  2011.  № 4.  с. 14 – 16.

7. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы // Детский сад: теория и практика.  2011.  № 6.  с. 6 – 21.

8. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. – Екатеринбург, 2008.

9.Емельянова Э. Проблемы внедрения Федеральных государственных требований и пути их решения//Современное дошкольное образование.- № 5.-2010.-с. 28-32

10. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.

11.Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 4. – С. 26 – 29

12.Микляева Н.В. Развитие дошкольного образования в контексте внедрения ФГТ / Управление ДОУ № 7 , 2011 год

13.Скоролупова О.,Федина Н.  Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 8.-2010.-с 6-15.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию логического мышления для средней группы детского сада.

В конспект занятия включены игровые задания, способствующие развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада.

Игровая ситуация: «Маша идёт домой».Цель:  закрепить умение отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало».Задачи:ОбучающаяЗакрепить умение различать количество предм...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада. Тема: «Путешествие в королевство математики»

Конспект  НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельнос...