Современные подходы к организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Трибушинина Оксана Валерьевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников  в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). В связи с этим, одним из направлений моей практической деятельности является создание условий для поисково-исследовательской деятельности детей.

Познавательная деятельность понимается мою не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков,  а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В своей практической деятельности я делаю акцент на развивающих возможностях детского экспериментирования. Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Целью использования опытно–экспериментальной деятельности является  развитие первичных представлений дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

     Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

1)расширять представления детей  о свойствах, состояниях различных объектов окружающего мира, о некоторых физических явлениях. 2)формировать предпосылки диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.                                                                  

Развивающие:

1)развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

2)развивать познавательный интерес детей.

3)развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, инициативность, оценочное и критическое отношение к миру.  

     Направления поисково-экспериментальной деятельности, которые реализуются в практике моей работы с детьми: 

  • Живая природа  (растения)
  • Неживая природа (воздух, вода, почва)
  • Физические явления (звук, свет и т.д.)
  • Человек (функционирование организма)
  • Предметный мир (материалы и их свойства)

Выбор данных направлений обусловлен тем, что они позволяют сформировать у детей целостное представление  о свойствах объектов неживой природы, живых организмов, ознакомление с физическими явлениями и установление связей между ними.

При организации поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками  я придерживаюсь следующей структуры  этапов:

  • Постановка,  формулирование познавательной задачи.
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки.
  • Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
  • Проверка гипотез.
  • Анализ полученных результатов
  • Формулирование выводов
  • Фиксация результатов.

М.Н. Емельянова отмечает, что в соответствии с законом  поэлементного усвоения нового и сложного содержания опыт исследовательской деятельности приобретается только поэлементно  и пооперационно (9).В связи с этим я придерживаюсь следующих этапов в работе  с детьми:

На первых этапах от детей требуется наименьшая  самостоятельность. Здесь мною  ставится проблема и намечаются  основные вехи  для ее решения, дети включаются лишь в отдельные звенья рассуждения, приводящего к определению искомого. Поставив проблему,  я даю детям возможность самим попытаться  решить ее на основе уже имеющихся знаний и убедиться, что для достижения цели их явно не достает. Я сознательно заостряю конфликт, подчеркивая возникающее противоречие, стимулирую попытки найти выход из создавшегося положения и принимаю участие в построении доступных для них звеньев рассуждения, приводящих к новому знанию.

По мере накопления исходных знаний мною только ставится проблема, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск), если дети в рассуждениях зашли в тупик, оказываю им минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня  исследовательской деятельности к более высокому  основывается на принципе сокращения сообщаемой  детям  информации и предоставления им все большей и большей самостоятельности. (М.Н. Емельянова)

За свою практическую деятельность мною накоплено много приемов, которые использую при обучении детей экспериментированию: дробление одной процедуры на несколько мелких действий поручаемых разным ребятам; совместная работа воспитателя и детей; помощь воспитателя детям; комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой; намеренная ошибка воспитателя; выполнение неверных рекомендации детей, что дает  им возможность заметить свои ошибки.

Данные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а также одновременно подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.

В своей работе я использую различные  виды экспериментов: иллюстративные  и поисковые (по характеру познавательной деятельности детей), констатирующие, сравнительные и обобщающие (по характеру мыслительных операций).

При планировании познавательно-исследовательской деятельности я решила раскрывать свойства объектов окружающего мира  через их связи с другими объектами. Для облегчения восприятия содержание опытов можно представить в виде таблицы (показ таблицы).

Так, при изучении свойств воды было выявлено, что она при понижении температуры воздуха превращается в лёд, изменяет физические свойства почвы, содержится в листьях, стеблях и плодах растений; при взаимодействии с солнечным светом образует радугу (в которой просматривается солнечный спектр); находится в постоянном движении; удерживает на плаву более лёгкие предметы. При изучении свойств воздуха было обнаружено, что воздух помогает оставаться на плаву полым предметам, содержится в почве и растениях, имеет вес, образует ветер, температура воздуха зависит от интенсивности солнечного излучения.

При изучении свойств почвы было доказано, что песок,  в отличие от глины, пропускает воду; почва может выдуваться ветром; наименее плодородной  и наиболее тяжёлой почвой является песок; при высыхании песок обретает сыпучесть, а глина – твёрдость. При изучении свойств растений планируется доказать, что жизнь и рост растений зависит от воды, воздуха, солнечного света и почвы.

При изучении функционирования человеческого организма планируется выявить, что он содержит в себе воду (при недостатке которой люди испытывают жажду и слабость), потребляет воздух (без которого можно обходиться только очень непродолжительное время). Человек не ориентируется в темноте и его вес не зависит напрямую от возраста и половой принадлежности.

Особо рассматривается предметный мир (материалы и их свойства). Проводя опыты с материалами, выявляется их вес, прочность, результат взаимодействия с водой, солнечными лучами и иными источниками тепла и исходя из этого, определяется их практическое применение.

 

Для закрепления полученных знаний результаты опытов  обязательно фиксируются детьми. Фиксация представляет собой:

  • Зарисовывание в дневниках наблюдений
  • Схематическое  зарисовывание с использованием условных знаков
  • Составление устного рассказа
  • Включение в сюжетно-ролевые игры
  • Моделирование «маленькими человечками»
  • Рисунки-прогнозы

Данный вид фиксации вызывает у детей живой интерес и используется с определенной целью: зарисовывание создаёт яркий зрительный образ, позволяет обговорить и вспомнить содержание и результаты опыта спустя время; при схематическом зарисовывании внимание  ребёнка концентрируется на сути, а не на ярких деталях; при составлении рассказа  появляется возможность раскрытия вариативности развития событий; сюжетно – ролевые игры позволяют связывать полученные знания с реальной жизнью, а моделирование «маленькими человечками» позволяет наглядно и доступно изобразить различные состояния веществ.

Для фиксации результатов я использую также таблицу, в которую в схематическом виде заносятся результаты опытов, что способствует формированию чётких и ясных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Данную таблицу можно использовать и в качестве дидактической игры по типу «Найди ошибку» для оживления детского опыта,  активизации познавательного интереса, развития мыслительных операций.

Для реализации поставленных задач в группе была создана мини – лаборатория, оборудование в которой я решила подразделить на основное и дополнительное.

К основному оборудованию относятся: приборы (лупы, весы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка), разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма и формы, природный материал, бросовый материал, технический материал (гайки, скрепки, болты, винтики), разные виды бумаги, красители, медицинские материалы (пипетки, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, ёмкости, резиновые груши), прочие материалы (зеркала, воздушные шары, свечи, сито, фонарик, воронки), продукты (мука, соль, сахар, масла). Дополнительное оборудование включает в себя: контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов, карточки – схемы для проведения экспериментов, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.  

 Подводя итоги, можно сказать, что использование опытно – экспериментальной деятельности позволяет не только сформировать первичные представления дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, но научить их видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы,  предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать  выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР

Материал раскрывает основные характеристики и коррекционную работу с дошкольниками с ОНР....

«Современные подходы по организации работы с родителями дошкольников по соблюдению прав ребенка»

Проект по правовому воспитанию детей дошкольного возраста и их родителей. Сегоднешние дети - это будующее нашей страны. Блогополучие граждан возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. Данная...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для совр...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Современные подходы к организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников

В презентации представлены основные моменты по организации конструктивно- модельной деятельности в детском саду. Выделены цели, задачи, виды, формы организации детской деятельности по конструированию....