Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
статья на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Северяночка» г. Воркуты

«Челядьöс 63 №-а видзанiн «Северяночка» школаöдз велöдан

муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к

МБДОУ «Детский сад № 63» г. Воркуты

Секция «Исследовательская деятельность как одно из условий творческой личности»

Тема «Современные подходы к организации проектно-исследовательской  деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования»

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №63» г. Воркуты

г. Воркута, 2016 г.

Оглавление:

1.Введение………………………………………………………………………2с.

2. Теоретическая часть………………………………………………………….4с.

3.Практическая часть…………………………………………………………7с.

4.Заключение…………………………………………………………………10с.

5.Список используемой литературы…………………………………………11с.

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев.

Введение.

        Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека.

        С введением федерального государственного образовательного стандарта в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. 

Еще одним методом активизации поисковой деятельности дошкольников является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности используют в работе со старшими дошкольниками. Дети этого возраста характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Теоретическая часть.

Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития детей. Активно познавать мир, исследуя, экспериментируя, помогает метод проектов – который применяется в нашем дошкольном учреждении. Опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Работая над проектом, дети ищут и приобретают знания самостоятельно и под тактичным руководством взрослого.

Целью своей педагогической деятельности считаю: развитие у детей исследовательских способностей, устойчивого интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Задачи:

1.Повышение уровня познавательных способностей детей и мотивации к школьному обучению через исследовательскую и проектную деятельность.
2. Реализация новых проблемно-поисковых технологий и технологии проектирования, формирующих развитие познавательной активности дошкольников
3.Совершенствование условий для развития и воспитания детей в контексте ФГОС ДО.

4. Создание ИКТ - комплекса, поддерживающего и обеспечивающего систему работы ДОУ по исследовательской и проектной деятельности.
5.Интеграция непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

6. Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования дома. Переход родителей и статуса пассивных наблюдателей в статус активных и непосредственных участников

 В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительный рост научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Однако во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В   соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве?

        Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

        Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. В основе педагогической деятельности современного педагога лежат как традиционные, так и современные приёмы, формы и методы обучения и воспитания. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребёнок сохранит своё видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с  исследовательской деятельностью.

        Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития. В отличие от проектирования исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения.

Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему их увлечь предметом исследования. Исследование для обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать  свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими воспитанниками в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих «открывателей».

        Исследование – путь воспитания творцов. Любой же творец нуждается в помощи руководителя. Конечно же, специфика проектно-исследовательской работы в дошкольном возрасте заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли воспитателя.

Практическая часть.

        Технология проектной деятельности, рассматривается как средство разработки и внедрения инновационной деятельности  в дошкольном образовательном учреждении, так как  заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающихся над определённой практической проблемой, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Использование в своей  образовательной  деятельности технологии проектной деятельности, дает широкие возможности для развития познавательной активности дошкольников, организации совместной деятельности.

          В педагогической копилке имеется цикл образовательных проектов по продуктивно-исследовательской   и экспериментальной  деятельности  воспитанников старшего  дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы). Разработка и реализация   каждого проекта, участниками которого являются воспитанники, родители и педагог  предполагает использование национально-регионального компонента. Образовательные проекты направлены на приобщение дошкольников к истории, культуре, традициям, природе  города Воркуты;  формирования в детях чувства любви к малой Родине, бережного отношения к природе;  воспитание уважения к труду.

          В образовательном проекте «Окно в историю города Воркуты», дошколят заинтересовал вопрос о главной профессии нашего города шахтерах, так как  в нашей группе большая часть родителей воспитанников работают в этой отрасли. Экспериментальная деятельность дошкольников в ходе реализации проекта  с каменным углем   дала возможность дошкольникам самостоятельно определить  свойства полезного ископаемого.

Из рассказов родителей ребята знают, что уголь используют в качестве топлива у нас на ТЭЦ, но только ли здесь используют уголь, вот какой вопрос задали мои ребята. И тогда малышам было предложено дома совместно с родителями выяснить, где же еще используют уголь. Цель исследования: выяснение о применении и использовании каменного угля  в различных отраслях.  Вот сколько было удивления у ребят, когда они узнали, что уголь используют в различных отраслях. По итогам исследовательской деятельности у воспитанников  возникла идея создания коллажа.

Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами для экспериментальной деятельности привлекала родителей моих воспитанников, что способствовало удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Для родителей оформили наглядный материал в родительском уголке «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», подготовили памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержки интереса детей к познавательному экспериментированию», консультации «Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира».

Совместное детско-взрослое творчество воспитанников дома с родителями создает творческую положительную атмосферу. Родители организовывают  изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов,  фотосессии, чтение энциклопедий, наблюдения, экскурсии, эксперименты в домашних условиях.

Наблюдая за традиционными  соревнованиями Спартакиады народов Севера «Заполярные игры», где один из видов соревнований - это бега на оленьих упряжках. Мой любознательный народ, засыпал меня вопросами о северном олене, так  возникла идея решения проблемы через реализацию проекта «Корабли тундры – северные олени», целью которого является формирование представлений у детей о северном олене, как о животном тундры.

 В нашей лаборатории ребята выяснили, почему коренные жители используют именно шкуру северного оленя в своем быту. Цель исследования: с помощью поисковой работы выяснить особенности строения волосков шкуры оленя и его особенностей. Практическим путем в сравнении дети выяснили особенности предложенных шкур. С помощью микроскопа выяснили строение волосков оленя, это помогло сделать самостоятельные выводы детей.

В рамках проекта «Удивительный калейдоскоп флоры и фауны суровой тундры» ребята задались вопросом, почему кустарники в тундре низкорослые, почему не растут высокие деревья. Как же объяснить дошкольникам, что такое вечная мерзлота? Смоделированные две модели почвы в разных цветочных горшках позволило дошкольникам путем экспериментальной работы  выяснить особенности почвы Севера.  Рассказывая о своих впечатлениях о тундре, ребята не раз говорили о том, что гулять по тундре можно только в резиновых сапогах, а почему? прозвучал очередной вопрос дошколят. Передо мной опять возник вопрос, как наглядно и доходчиво показать детям такую сложную тему «Пласты почвы и свойства мха». Цель исследования: практическим способом выяснить свойства мха, изучить и выяснить слои почвы тундры. Решение сложной задачи пришло через создание модели  «Слои почвы», каждый из ребят самостоятельно создал такую модель и опытным путем пришли к решению этой не простой задачи. Совместно с ребятами выяснили свойства мха и подобрали из различных предметов заместителей (пенопласт, губка, вата) аналог (заменитель) мха - губку. Далее каждый из участников исследовательской работы создал свою модель «Слои почвы» и провел эксперимент налив в свою модель воду, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему в тундре всегда мокро и сыро?»   Мои воспитанники узнали, что мхи имеют свойства похожие на свойства губки (впитывать и удерживать воду в себе, при нажатии на губку или мох вода проступает), поэтому в тундре всегда мокро и ходить в тундру нужно только в резиновых сапогах. А откуда вода  под мхами, на этот вопрос помогла нам ответить модель «Слои почвы».  В ходе исследовательской деятельности мы узнали, что слои почвы тундры имеют важное значение. Вечная мерзлота является одной из особенностей природы северного края (за короткое и часто дождливое лето солнечные лучи не прогревают почву тундры), лед  не дает впитываться влаге дальше, глина не пропускает влагу, и вся влага задерживается в мхах, которые удерживают воду в себе, поэтому в тундре мокро и сыро и очень много болот и небольших водоемов.

Заключение.

        Экспериментирование, исследовательская деятельность является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В процессе исследовательской деятельности  идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.        

        Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети  анализируют, делают выводы, объясняют закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к окружающему миру. Они стали увереннее в себе, самостоятельней, инициативней  к достижению поставленных задач. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения. Исходя из опыта работы, использование опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста является целесообразным, достаточно эффективным и оправданным.

Список литературы:

1. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А.Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.

2. М.В. Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир. С-П, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

3. О.В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир. 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2005.

4. Е.В. Марудова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. С-П «Детство-Пресс», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации коррекционной работы с дошкольниками с ОНР

Материал раскрывает основные характеристики и коррекционную работу с дошкольниками с ОНР....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

Перспективное планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Материал предназначен начинающим воспитателям в качестве методической помощи в организации НОД по изобразительной деятельности для старшей группы дошкольников....

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...