Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»
методическая разработка

Буянова Маргарита Юрьевна

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.

        Хореография - искусство сочинения и сценической постановки танца.         Хореография - это искусство любимое детьми.

        Хореографическое искусство позволяет всесторонне воздействовать на ребенка. Наиболее эффективной представляется сама хореографическая деятельность детей. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Хореография помогает реализовать эту потребность. Она позволяет развивать ритмический и музыкальный слух, укреплять скелет и развивать мышечный корсет. Также танцы развивают и стимулируют мышление и память, внимание и воображение ребенка. Дети, которые занимаются хореографией, реже болеют, чем их сверстники. В современных детских садах музыкально - двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции, программы и методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_tantsu.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Каравай» г. Смоленска

Методическая разработка по теме:

«Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных  программ дополнительного дошкольного образования»


                                                              Автор разработки:

                                                     Музыкальный руководитель

                                                        Буянова Маргарита Юрьевна



                                                     Смоленск-2022

Основные педагогические технологии, применяемые мной на занятиях танцевального  кружка в детском саду:

  1. Личностно-ориентированные технологии
  2. Технология коллективного взаимообучения
  3. Технология сотрудничества
  4. Технология модульного обучения
  5. Инновационные образовательные технологии:
  • Перспективно- опережающего обучения
  • Игровые технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология электронного обучения

Личностно-ориентированные технологии

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.

        Хореография - искусство сочинения и сценической постановки танца.         Хореография - это искусство любимое детьми.

        Хореографическое искусство позволяет всесторонне воздействовать на ребенка. Наиболее эффективной представляется сама хореографическая деятельность детей. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Хореография помогает реализовать эту потребность. Она позволяет развивать ритмический и музыкальный слух, укреплять скелет и развивать мышечный корсет. Также танцы развивают и стимулируют мышление и память, внимание и воображение ребенка. Дети, которые занимаются хореографией, реже болеют, чем их сверстники. В современных детских садах музыкально - двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции, программы и методики.

        Обучение детей хореографии  – это совместный труд педагога и детей, где результат зависит не только от мастерства и педагогического таланта хореографа, но и от старания, целеустремленности, настойчивости и желания постигать тайны хореографического искусства детей.

        В системе дошкольного образования обучение детей танцам имеет свой ряд особенностей: все дети в детском саду с разной подготовкой, длительность одного занятия гораздо меньше, чем в танцевальных студиях дополнительного образования. Поэтому обучение народному танцу в системе ДО невозможно без индивидуального подхода к воспитанникам. Также большое значение имеет и учет их возрастных и физических особенностей. Это главное и необходимое условие для успешного и качественного освоения программы по хореографии.

 Проблема внедрения и  использования инновационных технологий в образовательном процессе является актуальной в современной образовательной практике. На сегодняшний день наблюдаются повышенные требования к уровню знаний, умений, а также практических навыков, необходимых для качественного и успешного осуществления профессиональной деятельности педагога.

Искусство хореографии является важным аспектом художественно-эстетического воспитания детей.  Хореография способствует всестороннему развитию и обучению ребенка на основе гармоничного сочетания музыки и танца. Танцы позволяют развить в ребенке не только физические качества (гибкость, быстроту реакции, координацию движений), но и способствуют его интеллектуальному развитию, позволяют обогатить его духовный мир и позволяют воспитывать ребенка как культурную личность.

Работа с современным подрастающим поколением, требует новых методов, приемов и форм воспитания и обучения, которые отвечают настоящему времени.

Моя творческая деятельность с воспитанниками в детском саду   построена в основном на технологии личностно-ориентированного обучения. В ее основе лежат принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Личностный подход позволяет обеспечить всем воспитанникам условия для  развития их природных индивидуальных способностей и наиболее полно раскрыть их творческий потенциал. Такой подход повышает у детей мотивацию к занятиям танцами. Данная технология позволяет воспитывать культурно развитую личность, способную действовать и универсально, и нестандартно, и умеющую выразить и воплотить свой замысел в творческой деятельности.  

Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность ребенка. Это позволяет решить проблему обучения хореографическому искусству детей с разными танцевальными данными, что в системе дополнительного образования является очень актуальным.

Цель  обучения основам хореографии в ДОУ – творческое и разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, танцевальных способностей, заложенных природой на занятиях хореографией.

Личностно-ориентированное обучение в хореографии обусловлено следующими задачами:

 - учить детей основам народного танца, учитывая возрастные особенности, его собственные возможностей и способности (подбор танцевальных движений и рисунков танцев в соответствии с умениями и возможностями детей);

 - дать детям элементарные представления об эстетике танца, его красоте, самобытности и богатстве, его истории;

 - повышать интерес воспитанников к народному танцу с помощью доступного хореографического материала (интересные танцевальные атрибуты, яркие концертные костюмы, красивая, самобытная и запоминающаяся музыка и т.п.)

- организовать совместную творческую деятельность (разучивать совместные народные танцы, где хореограф выступает и в роли солиста, и показывает свое мастерство как образец, к чему надо стремиться);

- способствовать развитию личности каждого ребенка: помочь детям познать себя, раскрепоститься и чувствовать себя более уверенно.

Реализация личностно-ориентированного подхода, как прием, помогает повысить уровень повышения познавательной активности детей и улучшить  качества обучения.

При внедрении данной  педагогической  технологии в свою творческую деятельность я стараюсь строить и планировать образовательный процесс с учетом детских интересов (например, любимая музыка и мультфильмы, которые можно положить в основу сюжета танца).

Также я стараюсь  учитывать индивидуальные возможности своих воспитанников (например, если ребенок не гибкий от природы - он не выполняет «шпагат» в конечной позе танца, а принимает другую фигуру).

        Иногда приходится сталкиваться и уважительно корректировать и психологические проблемы, которые стараюсь уважительно корректировать (Например, в танцах, где нужно в конце подойти к маме и обнять, к детям, у которых нет мамы, либо она не смогла прийти на утренник, стараюсь выйти сама или заранее договариваюсь с воспитателями).

Каждое занятие  по хореографии для меня начинается с положительного эмоционального настроя. Я всегда пытаюсь создать интересную и творческую рабочую атмосферу. Стараюсь вести занятия так, чтобы детям нравились занятия хореографией, чтобы они хотели их посещать, чтобы обязательно дома рассказывали и показывали родителям, чему они научились на танцах.

Я стараюсь не командовать, а сотрудничать с детьми, хотя дисциплина на хореографии, конечно, тоже очень важна. Обучение народному танцу в детском саду-это довольно трудоемкий процесс для ребенка, поэтому иногда приходится быть и педагогом, и родителем (где-то поговорить, где-то и уговорить, пожалеть...).  Нужно помочь понять детям, что мы трудимся ради одной цели и перспективы, и работаем над одним общим делом. И чтобы добиться высоких результатов (победить на конкурсе, красиво станцевать и вызвать аплодисменты на утреннике и т.д.)

Использование в практике данного подхода позволяет каждому ребенку  чувствовать свою значимость, важность и необходимость. Естественно это повышает интерес детей к танцам, они стараются лучше заниматься и не пропускать, способствует воспитанию чувства коллективизма и товарищества, учит работать в одной команде.

При реализации личностно-ориентированного подхода в своей деятельности при работе в детском саду иногда нужно менять и корректировать образовательный процесс в зависимости от настроения детей, их психоэмоционального состояния. Это зависит от преобладания положительных или отрицательных эмоций. Важно следить за психологическим состоянием детей, стараться создать рабочую, но здоровую атмосферу в зале. Эмоции, блокированные в теле, приводят к мышечным зажимам и спазмам. Поэтому периодически нужно добавлять в систему НОД «минутки релаксации» под спокойную, приятную музыку.

        Следующим этапом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников основам хореографии является правильный выбор и подача учебного материала, а также умеренное распределение и дозировка двигательной нагрузки.

В основе обучения дошкольников основам хореографии лежит принцип последовательного и постепенного разучивания танцевального материала от простого к сложному: разучили одно танцевальное движение - переходим к следующему, соединили движения в «связки», «связки» объединили в танцевальную композицию и т.д. Прорабатываемый материал должен быть освоен, усвоен и понят каждым ребенком, присутствующим на НОД по хореографии. И только в этом случае постепенно можно усложнять программу обучения.

Во время муз. занятия я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Если дети делают какие-то ошибки в танце или неточно выполняют движения, я индивидуально поправляю их и исправляю недочеты в исполнении. Нужно подключить к этому процессу всех детей. Это важно, когда ребенок видит ошибки другого, и знает, как их исправить (можно дать детям задание: «Сейчас это движение покажет первая подгруппа детей, а остальные ребята внимательно смотрят и ищут ошибочки. Затем поменяемся.»).

      По ходу ОД я стараюсь использовать образные выражения, чтобы детям было понятнее и они лучше запоминали танцевальные движения.

Во время НОД по хореографии я уделяю большое внимание возрастным и психологическим особенностям своих воспитанников.

Система изучения хореографического искусства основывается на принципе наглядности, который является Традиционным методом обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии остается наглядный метод. Поэтому необходимо развивать у детей внимание. У многих дошкольников наблюдается рассеянное внимание, иногда им сложно сосредоточиться на подаваемом материале.

Поэтому танцевальные комбинации и композиции не перегружаю большим количеством движений. Эффективнее повторить одну короткую комбинацию несколько раз, чтобы дети сконцентрировались и сосредоточили свое  внимание на ней. При этом бесконечное однообразное повторение одной и той же комбинации или танца снижает их внимание, детям становится скучно и неинтересно. Для этого я добавляю новые элементы или делаю акценты на знакомом и интересном для них музыкальном материале, стараюсь выбрать для танца интересный сюжет, обращаю внимание на художественные нюансы исполнения. Ввожу в танцы работу с использованием танцевальных атрибутов. И конечно же показываю детям концертные костюмы, которые мы обязательно оденем на утреннике и покажем родителям свои танцевальное мастерство или удивим своими танцевальными способностями жюри конкурса.

         Выход на сцену на конкурсах или выступление на утренниках и открытых показательных мероприятиях отлично стимулирует их двигательную активность, способствует мотивации к  дальнейшего обучению. Здесь большое значение имеет использование концертного костюма.

При постановке хореографических номеров и танцевальных этюдов я всегда учитываю творческую индивидуальность детей. Характер и образ номера должен подходить темпераменту ребенка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, не будет зажатым и стеснительным, ребенок будет понимать, что танцует (например, ребенок, танцующий в образе «вредины», не может быть спокойным и медлительным).

Все знания, умения и навыки, полученные на НОД по хореографии, дети объединяют и применяют в работе над концертными номерами, создавая различные сценические образы.

С детьми, которые выполняют сольные и индивидуальные номера или этюды, проводятся сольные репетиции, которые невозможны без личностно- ориентированного подхода к детям. Работая с солистами, я выстраиваю сольную композицию или номер с учётом индивидуальных физических и хореографических данных, стараюсь равномерно распределить нагрузку. Также проводится индивидуальная работа с детьми, которые пропускали НОД по хореографии, с теми, кому трудно даются танцы или необходима работа по развитию музыкального и ритмического слуха.

    С детьми, которые, наоборот, от природы имеют ярко выраженную танцевальную одаренность  проводится дополнительная работа по подготовке усложненного танцевального репертуара, для участия в различных фестивалях и конкурсах на городском, региональном и Всероссийском уровне. Эти дети вошли в состав танцевального коллектива «Каблучок».

Обучение хореографическому искусству – процесс творческий, длительный и осень кропотливый.

Личностно-ориентированный подход в обучении детей дошкольного возраста основам хореографии позволяет добиться следующих результатов:

  •  здоровье-сберегающая продуктивность образовательной деятельности;
  •  развитие у детей потребности в танцевальной деятельности;
  •  повышение мотивации и интереса к танцам;
  •  развитие в детях инициативности в освоении программы по обучению детей основам хореографии через личностное восприятие, стремление к самостоятельному поиску нового;
  •  психологический и личностный рост - дети более уверены в себе, раскрепощенные, им комфортно в любой среде;
  •  творческое развитие детей независимо от первичного уровня подготовки (активизация их воображения, памяти, актерских способностей);
  •  занятость всех детей в танцевально-концертной деятельности детского сада, где каждому воспитаннику находится своя соответствующая роль: солист, исполнитель общих (массовых) танцев, постановка танцев с учётом специфических возможностей исполнителей (индивидуальные несложные, облегченные танцевальные этюды) и т.д.;
  •  отличное качество утренников за счет, в том числе, хорошей подготовки танцевальных номеров;
  •  призовые места танцевального коллектива «Каблучок».

Подводя итог, можно сказать, что личностно-ориентированный подход,  являясь методологической основой современной педагогики, является на сегодняшний день  наиболее актуальной моделью совершенствования обучению детей основам хореографии в детском саду.

Технология коллективного взаимообучения.

Используется в хореографическом коллективе и технология коллективного взаимообучения. Она имеет несколько названий: «организованный диалог» или  «работа в парах сменного состава».

Данная технология активно применяется в направлениях современной хореографии, как, в прочем, и в других направлениях.

1.Например, в контактной импровизации, где наличие партнера просто необходимо, потому что вся суть направления заключается в умении импровизировать, находясь в постоянном контакте с одним или несколькими партнерами.

2.На каждом этапе учебного процесса, в той или иной степени применяется технология взаимного обучения:

-  Разминка в начале занятия. Упражнения в паре на развитие силы мышц или их растяжку. Когда дети помогают друг другу выполнять упражнения и следят за правильностью его выполнения.

- При взаимодействии обучающихся, как «учитель-ученик».

Дети разделяются на пары, после чего им предлагается самостоятельно повторить и отработать изученный материал, при этом в паре происходит разделение ролей на учителя и ученика. В данном случае возможны различные разделения на пары сильный-сильный, слабый-слабый, сильный- слабый. Всё зависит от задач педагога. При одноуровневых участниках пар (сильный-сильный, слабый-слабый) происходит равномерное развитие их навыков и умений, так как учащиеся должны не только технически правильно выполнить движения, но и увидеть и исправить ошибки у своего партнера (развитие умения анализировать и объяснять).

Если педагог ставит задачу только отработать материал, то пары чаще разделяются на сильный- слабый. В этом случае только сильный ребенок помогает слабому в отработке, а у педагога есть возможность индивидуально поработать с детьми, которым данный материал дается особенно тяжело. Так же разделение на пары сильный-слабый часто используется во время занятий ансамблем, когда меняется состав участников номера (например, дети «выросли» из номера). Старый состав учит с новым комбинации из номера.

Технология сотрудничества.

Данная технология предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем  вариантам организации работы малых групп – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Наверное, один из самых важных моментов в процессе обучения хореографического коллектива - это время самостоятельной отработки проученных комбинаций, движений, выполнение заданий или же собственная импровизация. В современном танце большая роль уделяется импровизации и научиться импровизировать можно только одним способом – танцевать, танцевать и еще раз танцевать, нарабатывать технику, искать новые способы движения, чувствовать свое тело и осознавать его линии. Задача не такая сложная, если обучающийся работает только со своим телом и техникой и становиться куда сложнее, когда в процесс подключается другой человек, а то и два. В таких упражнениях даже взрослому исполнителю сложно анализировать происходящее изнутри и снаружи, а начинающему танцору тем более.  И именно здесь в помощь обучающемуся  и педагогу приходит технология сотрудничества.

Для выполнения творческих заданий группа разделяется на две половины или же на определенное количество участников в подгруппах (3,4,5 чел). Каждой подгруппе дается одинаковое задание и время для его выполнения, по завершению подготовки каждая подгруппа показывает получившийся результат. В данном случае у детей есть возможность увидеть результат со стороны, проанализировать ошибки и удачные моменты проделанной работы, а при периодичном выполнении одного и того же задания- увидеть развитие хореографического мастерства.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения реализуется в хореографическом коллективе в полной мере. Сущность модульного обучения в том, что учащийся полностью самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервируется» в законченных самостоятельных информационных блоках. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения педагога и учащегося. Модуль состоит из цикла занятий. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Самая обычная программа по хореографии всегда четко структурирована по разделам: работа на середине зала, в диагонали, в танцевальной комбинации. Данные разделы остаются на каждом году обучения и усложняются на определенных этапах обучения.

 

Инновационные образовательные технологии.

Любая инновационная технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

В хореографии возможно использование всего комплекса инновационных технологий. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общегрупповых  умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения.

Ее основными концептуальными положениями можно назвать личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего ребенка учить незнающего).

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом занятии малыми дозами (5—7 мин). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

Вернемся к хореографии. Пожалуй, любое движение в хореографии проучивается поэтапно, по принципу от простого к сложному, и в некоторых из них первым этапам следует уделять особое внимание.

В данном случае одновременно работают две технологии:

  1. Технология перспективно - опережающего обучения.
  2. Здоровьесберегающая технология.

 

2. Игровые технологии.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений

Игровые технологии - одни из самых распространенных технологий в хореографии при работе с детьми младшего возраста. Примером может служить занятие по контактной импровизации.

Из самого названия направление уже понятно, что учебная дисциплина предполагает устанавливание контакта с партнером. И сразу же возникает проблема – боязнь прикасаться к друг другу. Эта проблема решается через множество упражнений и на протяжении определенного времени. Как только мы ее перешагиваем, перед нами возникает вторая проблема: мы не боимся касаться партнера, но теперь не знаем, как и чем держать контакт во время движения, поэтому постоянно используем одни и те же точки - руки и ноги, что делает нашу технику однообразной. Именно здесь на помощь приходят игровые технологии.

Правила игры:

Выбирается один водящий, остальные участники становятся по парам. Водящий произносит по очереди несколько фраз, например: «Ухо к уху!», «Нога к ноге!», «Плечо к плечу!», стоящие в парах должны в соответствии с командой соединить ухо одного и ухо другого, ногу одного и ногу другого, плечо одного и плечо другого. Когда водящий произносит: «Человек к человеку!», каждый должен поменять партнера, а водящий должен успеть найти себе напарника. Тот, кто остался без пары, становится водящим, и игра начинается вновь.

Таким образом, обучающиеся находят новые точки для контакта и развивают свою фантазию на возможные соединения в движении.

3. Технологии проблемного обучения

В методической литературе обозначено, что проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Оно включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

В своей работе я использую данную технологию  на примере разучивания нового материала. Чего нельзя избежать на данном этапе? Конечно же ошибок! Когда дети начинают учить новый материал (движения), чаще всего они не осознают, что что-то делают неправильно. Это может быть небольшое изменение траектории движения рук, ног, корпуса, что угодно-  для них это не имеет особого значения, ведь схему движения они делают правильно. А вот для педагога, наоборот,- недоведенная рука, не тот ракурс- и от его комбинации ничего не осталось! Катастрофа! И вновь все проучивание начинается с начала! Разбираем положения рук, ног, поворот, даже взгляд- бывает, разбираем отдельно, тратим на это по половину занятия, но переходя к повторению без участия педагога (теперь он только смотрит, а не танцует вместе с детьми.

Чтобы избежать таких больших затрат времени и сил я стала использовать на этапах разучивания нового материала технологию проблемного обучения.

Как выстраивается процесс:

  1. Показ и объяснение материала.

Если это комбинация, то разбираем все по отдельности: сначала движения рук, затем ног (или же на оборот), только потом соединяем.

  1. После того как мы разобрали последовательность движения или комбинации и несколько раз ее повторили я предлагаю детям задавать вопросы: на какой счет делать поворот, как поднимается рука, куда поворачивается голова или какое дальше движение.   Данная технология помогаетдетям научиться анализировать исполняемые ими движения.

 

4. Технология электронного обучения.

Преимущества технологий современного электронного обучения заключаются в возможностях, которые открываются перед обществом. Помимо очевидной пользы от применения видеотехнологий, сюда относится удобство использования современных мобильных гаджетов (смартфонов, нетбуков и т.п.). Например, преподаватель записывает на видеокамеру мобильного телефона репетицию танцевального номера, а затем воспроизводит ее на большой экран с помощью проектора, внимательно изучая точность исполнения танцевальных движений и комментируя допущенные ошибки. Не менее важное значение имеет умелое сочетание традиционных методик и инноваций в повседневной педагогической практике. Традиционные методы работы включают построение и разучивание движений, комплексное развитие творческих способностей, изучение классических произведений. Инновационные методы работы педагога подразумевают использование цифровой техники, видеоматериалов, интернета и т.п.

Ключевые преимущества технологий электронного обучения в хореографии:

1. Создание условий для самостоятельного, дополнительного и смешанного образования;

2. Возможность быстро создавать и распространять обучающие материалы;

3. Танцевальное искусство распространяется в широкие массы.

 

Таким образом, на занятиях по хореографии могут активно применяться многие современные образовательные технологии, но каждая из них получает особое преломление в соответствие со спецификой работы в хореографическом коллективе.

                                     Список используемой литературы:

  1. Е. Горшкова. От жеста к танцу. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.
  2. Кузьмина, Н. Способности, одаренность, талант учителя . - Л., 1985 г. – 246с.
  3. Михайлова М., Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с.
  4. Полятков С.С. Основы современного танца . М.: «Феникс», 2005г. – 98с.
  5. Руднева С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: «Просвещение», 1972г.
  6. Смит, Л. Танцы. Начальный курс. М.: «Астрель АСТ», 2001г.
  7. Судакова М.В. Композиция танца: информационный сборник № 2 - (методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов) / М. В. Судакова. - Хабаровск: КНОТОК, 2003. - 72 с.
  8. Судакова М.В. Современные танцевальные направления и их влияние на российскую культуру / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. – Хабаровск: ХГИИК, 2005. - 70 – 85 с.
  9. Вайнфельд, О. Музыка, движения, фантазия. СПб: «Детство-пресс», 2002г. – 276с. 
  10. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000.
  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Изд-тво «АПК и ПРО», 2002.
  12. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Знание, 2000.
  13. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010.
  14. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Изд-тво «Сентябрь», 2000.
  15. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2002.
  16. Т. Барышникова. Азбука хореографии.
  17. Интернет-ресурсы: http://studbooks.net/; https://nsportal.ru/ ; http://pandia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование современных педагогических технологий в работе с молодыми педагогами ДОУ»

Данная методическая разработка посвящена проблеме обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности молодых педагогов, поступивших на работу в ДОУ. Она ...

Статья по теме: Применение современных образовательных технологий в работе с детьми раннего возраста

Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой сос...

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Методическая разработка. Поле чудес "Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ. Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....