Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
методическая разработка

Земляницына Саяра Эльдаровна

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: 

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных  программ дошкольного образования.

Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Работу подготовила:

педагог дополнительного образования,

 Земляницына С.Э.

                                                          2019

        Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.

        Хореография - искусство сочинения и сценической постановки танца.         Хореография - это искусство любимое детьми.

        Хореографическое искусство позволяет всесторонне воздействовать на ребенка. Наиболее эффективной представляется сама хореографическая деятельность детей. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Хореография помогает реализовать эту потребность. Она позволяет развивать ритмический и музыкальный слух, укреплять скелет и развивать мышечный корсет. Также танцы развивают и стимулируют мышление и память, внимание и воображение ребенка. Дети, которые занимаются хореографией, реже болеют, чем их сверстники. В современных детских садах музыкально - двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции, программы и методики.

        Обучение детей хореографии  – это совместный труд педагога и детей, где результат зависит не только от мастерства и педагогического таланта хореографа, но и от старания, целеустремленности, настойчивости и желания постигать тайны хореографического искусства детей.

        В системе дошкольного образования обучение детей танцам имеет свой ряд особенностей: все дети в детском саду с разной подготовкой, длительность одного занятия гораздо меньше, чем в танцевальных студиях дополнительного образования. Поэтому обучение народному танцу в системе ДО невозможно без индивидуального подхода к воспитанникам. Также важное значение имеет и учет их возрастных и физических особенностей. Это главное и необходимое условие для успешного и качественного освоения программы по хореографии.

 Проблема внедрения и  использования инновационных технологий в образовательном процессе является актуальной в современной образовательной практике. На сегодняшний день наблюдаются повышенные требования к уровню знаний, умений, а также практических навыков, необходимых для качественного и успешного осуществления профессиональной деятельности педагога.

Искусство хореографии является важным аспектом художественно-эстетического воспитания детей.  Хореография, как НОД способствует всестороннему развитию и обучению ребенка на основе гармоничного сочетания музыки и танца. Танцы позволяют развить в ребенке не только физические качества (гибкость, быстроту реакции, координацию движений), но и способствуют его интеллектуальному развитию, позволяют обогатить его духовный мир и позволяют воспитывать ребенка как культурную личность.

Работа с современным подрастающим поколением, требует новых методов, приемов и форм воспитания и обучения, которые отвечают настоящему времени.

Моя творческая деятельность с воспитанниками в детском саду   построена на технологии личностно-ориентированного обучения. В ее основе лежат принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Личностный подход позволяет обеспечить всем воспитанникам условия для  развития их природных индивидуальных способностей и наиболее полно раскрыть их творческий потенциал. Такой подход повышает у детей мотивацию к занятиям танцами. Данная технология позволяет воспитывать культурно развитую личность, способную действовать и универсально, и нестандартно, и умеющую выразить и воплотить свой замысел в творческой деятельности.  

Личностно-ориентированный подход в обучении ставит в центр процесса обучения личность ребенка. Это позволяет решить проблему обучения хореографическому искусству разноуровневых детей (детей с разными танцевальными данными), что в системе дополнительного образования является очень актуальным.

Цель  обучения основам хореографии в ДОУ творческое и разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, танцевальных способностей, заложенных природой на занятиях хореографией.

Личностно-ориентированное обучение в хореографии обусловлено следующими задачами:

 - учить детей основам народного танца, учитывая возрастные особенности, его собственные возможностей и способности (подбор танцевальных движений и рисунков танцев в соответствии с умениями и возможностями детей);

 - дать детям элементарные представления об эстетике танца, его красоте, самобытности и богатстве, его истории;

 - повышать интерес воспитанников к народному танцу с помощью доступного хореографического материала (интересные танцевальные атрибуты, яркие концертные костюмы, красивая, самобытная и запоминающаяся музыка и т.п.)

- организовать совместную творческую деятельность (разучивать совместные народные танцы, где хореограф выступает и в роли солиста, и показывает свое мастерство как образец, к чему надо стремиться);

- способствовать развитию личности каждого ребенка: помочь детям познать себя, раскрепоститься и чувствовать себя более уверенно.

Реализация личностно-ориентированного подхода, как прием, помогает повысить уровень повышения познавательной активности детей и улучшить  качества обучения.

Внедряя данню педагогическую технологию в свою творческую деятельность я стараюсь строить и планировать образовательный процесс с учетом детских интересов (например, любимая музыка и мультфильмы, которые можно положить в основу сюжета танца).

Также я стараюсь  учитывать индивидуальные возможности своих воспитанников (например, если ребенок не гибкий от природы - он не выполняет «шпагат» в конечной позе танца, а принимает другую фигуру).

        Иногда приходится сталкиваться и уважительно корректировать и психологические проблемамы, которые стараюсь уважительно корректировать (Например, в танцах, где нужно в конце подойти к маме и обнять, к детям, у которых нет мамы, либо она не смогла прийти на утренник, стараюсь выйти сама или заранее договариваюсь с воспитателями).

Каждое занятие НОД по хореографии для меня начинается с положительного эмоционального настроя. Я всегда пытаюсь создать на НОД интересную и творческую рабочую атмосферу. Стараюсь вести НОД так, чтобы детям нравились занятия хореографией, чтобы они хотели их посещать, чтобы обязательно дома рассказывали и показывали родителям, чему они научились на танцах.

Обучая дошкольников основам хореографии важно воспитывать детей в процессе НОД. Я стараюсь не командовать, а сотрудничать с детьми, хотя дисциплина на хореографии, конечно, тоже очень важна. Обучение народному танцу в детском саду-это довольно трудоемкий процесс для ребенка, поэтому иногда приходится быть и педагогом, и родителем (где-то поговорить, где-то и уговорить, пожалеть...).  Нужно помочь понять детям, что мы трудимся ради одной цели и перспективы, и работаем над одним общим делом. И чтобы добиться высоких результатов (победить на конкурсе, красиво станцевать и вызвать аплодисменты на утреннике и т.д.)

Использование в практике данного подхода позволяет каждому ребенку  чувствовать свою значимость, важность и необходимость. Естественно это повышает интерес детей к танцам, они стараются лучше заниматься и не пропускать, способствует воспитанию чувства коллективизма и товарищества, учит работать в одной команде.

При реализации личностно-ориентированного подхода в своей деятельности при работе в детском саду иногда нужно менять и корректировать образовательный процесс в зависимости от настроения детей, их психоэмоционального состояния. Это зависит от преобладания положительных или отрицательных эмоций. Важно следить за психологическим состоянием детей, стараться создать рабочую, но здоровую атмосферу в зале. Эмоции, блокированные в теле, приводят к мышечным зажимам и спазмам. Поэтому периодически нужно добавлять в систему НОД «минутки релаксации» под спокойную, приятную музыку.

        Следующим этапом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении дошкольников основам хореографии является правильный выбор и подача учебного материала, а также умеренное распределение и дозировка двигательной нагрузки.

В основе обучения дошкольников основам хореографии лежит принцип последовательного и постепенного разучивания танцевального материала от простого к сложному: разучили одно танцевальное движение - переходим к следующему, соединили движения в «связки», «связки» объединили в танцевальную композицию и т.д. Прорабатываемый материал должен быть освоен, усвоен и понят каждым ребенком, присутствующим на НОД по хореографии. И только в этом случае постепенно можно усложнять программу обучения.

Во время НОД я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Если дети делают какие-то ошибки в танце или неточно выполняют движения, я индивидуально поправляю их и исправляю недочеты в исполнении. Нужно подключить к этому процессу всех детей. Это важно, когда ребенок видит ошибки другого, и знает, как их исправить (можно дать детям задание: «Сейчас это движение покажет первая подгруппа детей, а остальные ребята внимательно смотрят и ищут ошибочки. Затем поменяемся.»).

      По ходу ОД я стараюсь использовать образные выражения, чтобы детям было понятнее и они лучше запоминали танцевальные движения.

Во время НОД по хореографии я уделяю большое внимание возрастным и психологическим особенностям своих воспитанников.

Система изучения хореографического искусства основывается на принципе наглядности, который является Традиционным методом обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии остается наглядный метод. Поэтому необходимо развивать у детей внимание. У многих дошкольников наблюдается рассеянное внимание, иногда им сложно сосредоточиться на подаваемом материале.

Поэтому танцевальные комбинации и композиции не перегружаю большим количеством движений. Эффективнее повторить одну короткую комбинацию несколько раз, чтобы дети сконцентрировались и сосредоточили свое  внимание на ней. При этом бесконечное однообразное повторение одной и той же комбинации или танца снижает их внимание, детям становится скучно и неинтересно. Для этого я добавляю новые элементы или делаю акценты на знакомом и интересном для них музыкальном материале, стараюсь выбрать для танца интересный сюжет, обращаю внимание на художественные нюансы исполнения. Ввожу в танцы работу с использованием танцевальных атрибутов. И конечно же показываю детям концертные костюмы, которые мы обязательно оденем на утреннике и покажем родителям свои танцевальное мастерство или удивим своими танцевальными способностями жюри конкурса.

         Выход на сцену на конкурсах или выступление на утренниках и открытых показательных мероприятиях отлично стимулирует их двигательную активность, способствует мотивации к дальнейшего обучению. Здесь также важное значение имеет использование концертного костюма.

При постановке хореографических номеров и танцевальных этюдов я всегда учитываю творческую индивидуальность детей. Характер и образ номера должен подходить темпераменту ребенка. Тогда он будет выглядеть органично на сцене, не будет зажатым и стеснительным, ребенок будет понимать, что танцует (например, ребенок, танцующий в образе «вредины», не может быть спокойным и медлительным).

Все знания, умения и навыки, полученные на НОД по хореографии, дети объединяют и применяют в работе над концертными номерами, создавая различные сценические образы.

С детьми, которые выполняют сольные и индивидуальные номера или этюды, проводятся сольные репетиции, которые невозможны без личностно- ориентированного подхода к детям. Работая с солистами, я выстраиваю сольную композицию или номер с учётом индивидуальных физических и хореографических данных, стараюсь равномерно распределить нагрузку. Также проводится индивидуальная работа с детьми, которые пропускали НОД по хореографии, с теми, кому трудно даются танцы или необходима работа по развитию музыкального и ритмического слуха.

    С детьми, которые, наоборот, от природы имеют ярко выраженную танцевальную одаренность проводится дополнительная работа по подготовке усложненного танцевального репертуара, для участия в различных фестивалях и конкурсах, в рамках творческого социального проекта «Танцевальный успех». Эти дети вошли в состав танцевального коллектива «ТОПОТУШКИ».

Обучение хореографическому искусству – процесс творческий, длительный и осень кропотливый.

Личностно-ориентированный подход в обучении детей дошкольного возраста основам хореографии позволяет добиться следующих результатов:

  •  здоровье-сберегающая продуктивность образовательной деятельности;
  •  развитие у детей потребности в танцевальной деятельности;
  •  повышение мотивации и интереса к танцам;
  •  развитие в детях инициативности в освоении программы по обучению детей основам хореографии через личностное восприятие, стремление к самостоятельному поиску нового;
  •  психологический и личностный рост - дети более уверены в себе, раскрепощенные, им комфортно в любой среде;
  •  творческое развитие детей независимо от первичного уровня подготовки (активизация их воображения, памяти, актерских способностей);
  •  занятость всех детей в танцевально-концертной деятельности детского сада, где каждому воспитаннику находится своя соответствующая роль: солист, исполнитель общих (массовых) танцев, постановка танцев с учётом специфических возможностей исполнителей (индивидуальные несложные, облегченные танцевальные этюды) и т.д.;
  •  отличное качество утренников за счет, в том числе, хорошей подготовки танцевальных номеров;
  •  призовые места танцевального коллектива «Топотушки».

Подводя итог, можно сказать, что личностно-ориентированный подход,  являясь методологической основой современной педагогики, является на сегодняшний день  наиболее актуальной моделью совершенствования обучению детей основам хореографии в детском саду.

                                     Список используемой литературы:

  1. Е. Горшкова. От жеста к танцу. – М.: «ГНОМиД», 2003г. – 188с.
  2. Кузьмина, Н. Способности, одаренность, талант учителя . - Л., 1985 г. – 246с.
  3. Михайлова М., Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: издательство «Академия и К», 1998г. – 248с.
  4. Полятков С.С. Основы современного танца . М.: «Феникс», 2005г. – 98с.
  5. Руднева С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: «Просвещение», 1972г.
  6. Смит, Л. Танцы. Начальный курс. М.: «Астрель АСТ», 2001г.
  7. Судакова М.В. Композиция танца: информационный сборник № 2 - (методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов) / М. В. Судакова. - Хабаровск: КНОТОК, 2003. - 72 с.
  8. Судакова М.В. Современные танцевальные направления и их влияние на российскую культуру / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. – Хабаровск: ХГИИК, 2005. - 70 – 85 с.
  9. Вайнфельд, О. Музыка, движения, фантазия. СПб: «Детство-пресс», 2002г. – 276с. 
  10. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000.
  11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: Изд-тво «АПК и ПРО», 2002.
  12. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Знание, 2000.
  13. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. М.: Музыка, 2010.
  14. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Изд-тво «Сентябрь», 2000.
  15. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Изд-тво «Сентябрь», 2002.
  16. Т. Барышникова. Азбука хореографии.
  17. Интернет-ресурсы: http://studbooks.net/; https://nsportal.ru/ ; http://pandia.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных информационных технологий при проведении мониторинга качества дошкольного образования

В данной статье автор рассматривает возможности сервиса Plickers, при проведении мониторинга качества дошкольного образования. Приложение позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории (род...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРНИГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье автор рассматривает возможности сервиса Plickers, при проведении мониторинга качества дошкольного образования. Приложение позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории (род...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Как я понимаю качественное образование для каждого?Это значит создать в детском саду условия, реализующие право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающие равные стартовые...

Консультация "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Крнсультация "Применение образовательных технологий в работе с детьи дошкольного возраста"...

Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.        Хор...

«Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.»

Обучение детей хореографии  – это совместный труд педагога и детей, где результат зависит не только от мастерства и педагогического таланта хореографа, но и от старания, целеустремле...