Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образования, «Риторика для дошкольников»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: формирование произвольной памяти, внимания и ассоциативного мышления, используя приемы мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
- развивать умения работать с мнемотаблицей.
- закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и речь;
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, внимание;
- развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественным произведениям;
- воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 471.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
детский сад №333 «ТЕРЕМОК»
(МБДОУ д/с № 333)
ул. Дмитрия Донского д. 30/2 г. Новосибирск, Новосибирская область, 630082
т./ факс (383) 220-87-11, 220-94-14, ОКПО 76686187, ОГРН 1055402007198, ИНН 5402453987, КПП 540201001
Конспект открытого занятия по развитию речи
с использованием технологии мнемотехники
в старшей группе
«Путешествие по сказкам»
в рамках реализации части образовательной программы
дошкольного образования,
«Риторика для дошкольников»
Воспитатель: Миниханова А.Т
Старшая группа №5 «Солнышко»
Новосибирск, 2025 г
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Цель: формирование произвольной памяти, внимания и ассоциативного мышления, используя приемы мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
- развивать умения работать с мнемотаблицей.
- закреплять навык строить полные и чёткие предложения при ответе на вопрос.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес и речь;
- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление, внимание;
- развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность
Воспитательные:
- воспитывать интерес к художественным произведениям;
- воспитывать умение слушать, вызвать эмоциональный отклик детей;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Демонстрационный материал: мнемосхема по сказке, иллюстрации сказочных персонажей, письмо от сказочных героев, логокубики.
Предварительная работа: беседа о сказках, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.
Используемые методы и приемы: рассматривание, беседа, художественное слово; сюрпризные моменты, физминутка, артикуляционная гимнастика, рефлексия.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Подарим друг другу и окружающим свое хорошее настроение. Ребята вставайте в круг, мы за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, друг другу подмигнем и занятие начнем.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель другой группы, вносит письмо и шкатулку закрытую на замок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Это необычное письмо, это письмо от наших с вами друзей, которых мы с вами знаем. Здесь пишут, что скоро, какой-то долгожданный праздник, и они часто приходят к нам на этот праздник (героями, гостями) Ответы детей
Правильно Новый год, кто же к нам приходит на праздник (сказочные герои).
Ребята, а вы любите сказки, сказочных героев? Вы любите сами читать сказки, или когда вам читают? А в какое время вам читают сказки?
Вот нам сегодня приготовили задания – испытания «Путешествия по сказкам». Что это значит, как вы думаете? Ответы детей. Отгадывать сказки
И в конце нам пишут, что мы с вами должны найти сундучок с сюрпризом. Сундучок закрыт на замок, ключик нам нужно заработать. (Собрать из частей) в конверте появиться ключ.
Воспитатель: Как вы думаете, мы справимся с вами?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Нас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. За каждое выполненное задание вы будете получать часть ключа, для того чтобы открыть сундук. И так, с чего мы начинаем наше путешествие?
- Задания выбирают дети. Начинаем мы с вами с разминки для язычка: 1 часть ключа (кидаем кубики артикуляционные)
Каждый ребенок кидает логокуб и дети по показу выполняют артикуляционную гимнастику
Задание 2. «Загадки» 2 часть ключа
На столе лежат сказочные открытки с загадками (предложить читающему ребенку прочитать загадку).
1.Носик круглый пятачком,
Хвостик маленький крючком.
Братья дружные те были,
Злого волка победили.
Вы ответь мне, ребята,
Эти братья …
(Поросята)
2.Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)
3.На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь.
(Волк и семеро козлят)
4.Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)
5.Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)
Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше.
Задание 3. «Узнай героя сказки». 3 часть ключа
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то разорвал сказочные иллюстрации. Давайте попробуем их собрать.
На столах разложены картинки, дети собирают.
Воспитатель: Молодцы ребята, каких героев вы узнали? Из каких они сказок? Правильно, отправляемся на следующую станцию.
Задание 4. «Спортсмены». Физминутка.
(выполняют движения в соответствии со словами)
Руки вверх- в кулачок, разжимай – и на бочок;
Ножкой топ- на носок, ножкой топ- каблучок,
Ноги – вместе, сели- встали;
Все попрыгали, устали;
Все тихонько наклонились, и немножко покружились, и на месте остановились!
Задание 5. «Мнемотаблица» 4 часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычное задание. Ой, а тут какая-то записка.
Просмотр мнемотаблицы к сказке.
Воспитатель: Оказывается, это не просто картинки, это зашифрованная сказка. Попробуем разгадать шифр. Что обозначают эти картинки?
Одновременное чтение сказки и показ по мнемотаблице.
Воспитатель: Сейчас я вам прочту сказку и покажу картинки, вы смотрите и запоминайте.
Сказка «Рукавичка»
Украинская сказка «Рукавичка»
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка. А ты кто?
— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредёт кабан:
— Хрю-хрю-хрю, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок— серый бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревёт:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвётся.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришёл и забрал рукавичку.
Совместное рассказывание с детьми.
Воспитатель: А сейчас попробуем рассказать вместе со мной по картинкам.
Самостоятельное рассказывание детей.
III. Игра «Синквейн» 5 часть ключа (дети по схеме синквейна описывают собачку – рассказы о собаке)
Схема:
1. Кто это? (1 слово-обозначающее описываемый предмет)
2. Какая? (2 слова признака)
3. Что делает?(3 слова действия)
4. Твое отношение к описываемому предмету? (предложение из 4-5 слов)
5. Слова-ассоциации о предмете (1-2 слова)
Ответы (примерные) детей:
1. Собака ..... ..... ..... ..... ..... ..... ..... 1. Собака
2. Добрая, умная ..... ..... ..... ..... ... 2. Мягкая. ласковая
3. Лает, бегает, ласкается ..... 3. Гавкает, охраняет, кусает
4. Я люблю играть с собакой ..... ..... 4. Помогает хозяину, охраняет
5. Друг человека. ..... ..... ..... ..... ..... ..... . 5. Домашнее животное
Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями, собрали все части ключа. Теперь пора открыть сундучок, в котором лежит сюрприз.
IV. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: Молодцы ребята, у нас получилось интересное путешествие. Ребята, а что мы сегодня делали? Все ли у нас получилось? Что вам понравилось? Молодцы!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Путешествие в страну Математика»
Развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей зависит от того, насколько мы, взрослые, сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям,, воспитали привычку...

Конспект открытого занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
"Путешествие муравьишки"...

Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Стрекоза и муравей»
Цель: формирование способности к речевому творчеству у детей через игровую деятельность. Задачи: привлекать детей к активному участию в играх-инсценировках;развивать диалогическую и монологическу...

Конспект открытого занятия по развитию речи и окружающего мира в подготовительной группе: «Путешествие к ДЕРЕВУ ДОБРЫХ ДЕЛ И ЖЕЛАНИЙ»
Цель: повышать уровень коммуникабельности, языковую культуру.Задачи:Образовательные:закреплять правильное, отчетливое произношение звуков;Развивающие: развивать коммуникативно -речевые навыки, т...

Конспект открытого занятия «Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля «Мы в Мордовии живем» ОО «Познавательное развитие» (социальный мир
Конспект открытого занятия«Народная игрушка как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» - в рамках реализации регионального образовательного модуля ...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:· ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
