Главные вкладки

    Опыт работы."Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе".
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Лысакова Ирина Евгеньевна

    Опыт работы. "Развитие основ экологического сознания путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx17.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы воспитателя на тему:

    «Развитие основ экологического сознания

     путем формирования у детей

    эмоционально-положительного отношения к природе»

     

    Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

    Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

    Маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологического воспитания надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении.

    Экология - одна из наук, которая существенно влияет на формирование мировоззрения, что делает целесообразным ее преподавание уже в дошкольных учреждениях, в период, когда происходит активное становление личности.  Правильно организованное, систематически осуществляемое экологическое воспитание  оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю ребенка. Экологические знания, полученные в детстве, помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, положат начало осознанному отношению к природе.   Главной целью моей деятельности является воспитание   гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.

    Для реализации поставленной цели, мной определены  ряд задач:

    • формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе и учет этого в их практической деятельности;
    •  формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
    •  развивать устойчивое внимание и интерес к познанию окружающей природы;
    •  воспитывать у детей гуманно-ценностное отношение к природе.

    Программы по экологическому воспитанию способствовали решению вопросов по данной проблеме.

    Для  успешной реализации поставленных  задач мною разработано перспективное планирование по возрастным группам, согласно которым посезонно проводятся разнообразные формы работы с детьми. Мое взаимодействие с детьми  строилось с учетом дифференцированного подхода и включало самые разнообразные методы и приемы  работы.

    В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголок природы в группе, где собран наглядный и практический материал, «Живой уголок». Здесь дети ухаживают за животными  и растениями,  наблюдают за их развитием,  поведением, выращивают лук,  пшеницу,  рассаду. Все наблюдения фиксируем в календаре природы и погоды.

    Важное внимание в своей работе  уделяю экологическим занятиям. Использую различные типы занятий. Интересны нетрадиционные формы занятий с детьми: путешествия, КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Экологический калейдоскоп». Занятия провожу с привлечением сказочных персонажей.

    На занятиях учу детей самостоятельно понимать, сравнивать, а также прогнозировать ситуации, делать выводы, обобщения, стараюсь вовлечь детей в процесс познания окружающего мира.

    Во время тематических занятий по рисованию использую магнитофонную запись «Звуки природы».

    Провожу конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала

    При формировании экологических знаний у детей уделяю внимание чтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей.

    После чтения с детьми я провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень важно донести до детей смысл произведения. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно ходим   на прогулки и экскурсии. На прогулках и экскурсиях обращаю внимание детей на красоту отдельных явлений и объектов природы. Наблюдения воспитывают потребность в общении с природой, развивают экологическое сознание.

    Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Вместе с детьми на прогулках зимой мы всегда подкармливаем птиц.

    На территории детского сада имеется экологическая тропа.  Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий.  На тропинке много интересных объектов. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. Вместе с детьми заботимся о цветах, рыхлим землю, поливаем. Уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.

    Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей является игра. Если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. Через игру дети открывают для себя природу.

    Чтобы активизировать и закрепить полученные экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводим музыкально-экологические праздники,  развлечения, вечера досуга, инсценировки на экологические темы. Такие мероприятия включают детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

    Объединить все виды деятельности и все стороны воспитания позволяют эксперименты. Для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности в уголке природы  создана лаборатория.   Дети по природе своей исследователи, они с большим интересом превращаются в ученых и проводят различные эксперименты и опыты. Дети учатся думать, рассуждать, большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших  «открытий».

    Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками.

    Различные формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Совместно с родителями оформляем папки-передвижки, книжки-самоделки.  Родители активно участвуют в сборе коллекций. С удовольствием участвуют в выставках рисунков, изготовлении поделок из природного материала. Совместно  с родителями   составлен проект «Хлеб – всему голова». В рамках его реализации дети познакомились с процессом производства хлеба.

    Работа по экологическому воспитанию приносит мне большое удовлетворение, т.к. я вижу   результаты своего труда. Это видно и  из результатов диагностики детей.

    Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить все живое на земле.

    Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз несорванные цветы и травы, и пусть этот зеленый и голубой мир останется таким же ярким, праздничным, каким мы его получили в наследство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт работы Романенко Натальи Олеговны по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности»

    Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления ...

    Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста.

    Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Младшая подгруппа детей дошкольного возраста....

    Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста.

    Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания. Старшая подгруппа детей дошкольного возраста....

    Презентация "Развитие элементов экологического сознания дошкольников в вопросах природосбережения и взаимодействия человека с природой"

    Экологическое сознание – это система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающая ответственное отношение к ок...

    Сообщение из опыта работы "Развитие элементов экологического сознания дошкольников"

    Формирование экологического сознания происходит при наличии специальных знаний, развитии эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности....