Школа юного эколога
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Aйгишева Ирина Георгиевна

Занятие проходит на экологической тропе детского сада. Дети знакомятся с осенними изменениями в неживой природе, с подготовкой растений, насекомых, пресмыкающихся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_yunogo_ekologa.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Школа  юного эколога

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие», «Здоровье».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, оздоровительная, коммуникативная.

Программные задачи

Образовательные:

  • Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, растительном и животном мире.
  • Совершенствовать речь, обогащать словарь детей.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы к закономерностям в природе.
  • Развивать воображение, внимание.
  • Вызвать эмоциональный отклик на происходящее в природе в осеннее время.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение ко всему живому.

Форма проведения: игра-занятие.

Материал: осенний листочек, планшеты с номерами заданий, экологические знаки, пакетики с лекарственными растениями, мед, маски скворца и воробья, календарь наблюдений за погодой, диплом «Юного эколога».

Действующие лица: дети подготовительной группы (Д), воспитатель (В) Лесовик (Л), Пчелка (П), доктор Айболит (А).

Ход непосредственно - образовательной деятельности

(Занятие проходит на экологической тропе ДОУ)

В. Закончилась пора золотой осени, пришла пора поздней осени. Изменилась ли природа с приходом поздней осени?

Д. (передавая осенний листочек друг другу): Листья осыпались, деревья остались голые; дуют холодные ветра; исчезли насекомые; солнце греет слабее, похолодало, по утрам бывают заморозки; улетели насекомоядные птицы; вода стала холодной; завершилась уборка урожая на полях, садах, огородах; люди стали одеваться теплее…

В. Какие пословицы знаете об октябре?

Д. В октябре до обеда осень, после обеда зима.

     В октябре на одном часу и дождь и снег.

     Осенняя пора - птица со двора.

В. Октябрь - зиме родной брат. Скоро начнется дождь со снегом и тогда целиком оправдается народная поговорка: «В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет».

(Появляется грустный Лесовик. Он проходит мимо детей)

Л. Пословицы - то они зна-а-а-ют...

В. Подождите, подождите, а вы кто такой?

Л. Я - веселый старичок,

    Старичок — Лесовичок.

    Со зверями я дружу,

    Лес и поле сторожу,

    В чаще леса я живу

    Не во сне, а наяву.

    Берегу траву, цветы

    И деревья, и кусты.

Л. Хожу я по детским садам, ищу себе помощников - юных экологов. Но ваши дети, наверное, и вести себя в природе не умеют, и цветы топчут, птиц и насекомых обижают.… Ну, ладно я пойду, не буду задерживаться. (Собирается уходить)

В. Что вы, Лесовик. Среди наших ребят ты найдешь себе хороших помощников. Наши дети любят природу и умеют заботиться о ней.

Л. Хорошо останусь, но с условием: я хочу сам увидеть, что вы знаете и умеете. Я приготовил для вас задания-испытания, вы найдете их по указателям. Если справитесь с ними - приму вас в школу юных экологов.

Д. Мы постараемся.

В. Ребята. нам нужно найти первое задание. Нашли? Но почему Лесовик поставил его на газоне? Давайте подумаем. По газону можно ходить, бегать? Почему?

Д. Трава живая, она украшает наш детский сад. В траве прячутся насекомые и готовятся к зимовке. 

В. Что нужно сделать, чтобы люди не топтали газонную траву?

Д. Поставить знак «По газону не ходить»

Л. Для начала неплохо.

В. Поищем следующее задание. Нашли? Молодцы! Какое же испытание приготовил Лесовик?

Л. В природе нужно соблюдать определенные правила поведения. Знаете ли вы их? Я буду показывать знаки, а вы называть, что обозначает этот знак.

(работа по экологическим знакам)

В. Идем искать следующее задание.

Д. Мы нашли задание на альпийской горке.

В. На альпийской горке много больших камней, для чего они нужны?

Д. Горы без камней не бывают.

В. А еще под камнями зимуют черви, жуки, ящерицы. Почуяв осенние холода, жуки зарываются глубоко в землю, ящерицы и змеи заползают под камни, пни, корни старых деревьев, чтобы заснуть там на всю зиму. Если мы уберем камни, что случиться?

Д. Они могут погибнуть, не успеют найти новое место для зимовки.

В. Чтобы никто не мешал им, какой знак нужно поставить?

Д. «Внимание, насекомые!»

Л. Правильно, правильно.

В. Рядом я вижу новое задание. Как много ягод на этом дереве! Вы его узнали? Да, это рябина. Ее ягоды помогают выжить многим птицам: синицам, дроздам, свиристелям, снегирям и даже вороны ее едят.

- В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная». Ребята, а много ли ягод? Зимой мы проверим эту народную примету. Сейчас послушаем стихотворение И. Токмаковой о рябине, прочтет его Карина.

                           Красненькую ягодку

                           Мне дала рябина.

                           Думал я, что сладкую,

                           А она горчит.

                           То ли эта ягодка

                           Просто не дозрела,

                           То ль рябина хитрая

                           Подшутить хотела?

В. А вы пробовали ягоды рябины? Какие они на вкус? Да, горьковатые и кислые. Нам нужно двигаться дальше. Но, что это такое? Ребята, смотрите - сидит пчелка, грустная-грустная. Подойдем, спросим, что случилось с ней.

                           Доброе утро, Пчелка-соседка!

                           Дел сейчас много, видимся редко.

                           Видим, ты плачешь, что за беда?

                           Другу помочь мы готовы всегда!

П. Здравствуйте. Да, летом я часто прилетала сюда к вам в детский сад за липовым нектаром. И сегодня прилетела. Но я не пойму, где же липовые цветочки?

Д. Цветки липы отцвели и превратились в семена.

П. Что же делать? Ни одной пчелки нет, я потерялась...

В. Не грусти, Пчелка. Дети тебя развеселят: расскажут стихи и споют песню.

(стихи и песни по выбору воспитателя)

П. Холодно, я замерзаю.

В. Ты еще молодая и не знаешь, что пчелы зимуют ... Ребята, где зимуют пчелы? Да, в ульях. Вон твой улей — лети скорей туда.

П. Спасибо, ребята, спасли меня. Это вам от меня мед, настоящий башкирский, липовый. Будьте здоровы! Полечу я. До свидания, друзья!

Л. Какие добрые, заботливые дети! Вы мне начинаете нравиться. Но это еще не все испытания.

В. Помощники Лесовика должны быть здоровыми, ловкими и быстрыми. Пройдем по тропинке здоровья:

                         - перепрыгнем через ров;

                          -прыжки по кочкам;

                          -бег «змейкой»;

                           -легкий бег;

                           -пролезть через кольцо.

(появляется доктор Айболит)

А. Молодцы, ребята, спортом занимаетесь, здоровье укрепляете. Здравствуйте!

В. Здравствуйте! А вы кто?

А. Я к вам пришел из книжки, милые детишки.

     Вы про меня слыхали? Книжки вы читали?

Д. Вы - доктор Айболит.

А. Да. Слышал я, что вы знаете много лекарственных растений, и захотел проверить, правда ли это. Вот мои задания.

1. Ягоды какого колючего кустарника богаты витамином С и их добавляют в чай? (шиповника)

2. Это что за растение? (показ листьев). В каких случаях используют листья подорожника?

3. Какую траву узнает и слепой? (крапиву). Почему? Правильно. Ее листья покрыты мелкими иголками, попадая на кожу, они обжигают ее.

4. Какой овощ от семи недуг? (лук)

5. При какой болезни принимают отвар из листьев мать - и - мачехи? (показ листьев). (При простуде, кашле).

6. Какие еще лекарственные растения используют при простуде? (душицу, ягоды и плоды малины, смородины, мяту...)

7. Какие правила сбора лекарственных трав знаете? (хорошо знать лекарственные растения; не вырывать с корнем; не собирать в городе и вблизи дорог; сушить в тени; не рвать растения, занесенные в Красную книгу).

А. Я приготовил для вас секрет. Спрятан он в фруктовом саду. Чтобы его найти, нужно быть внимательным и наблюдательным.

(дети ищут и находят пакетик с липовым цветом)

А. Липовый чай и настой из цветков тоже пьют при простуде.

                          Липа — средство от простуды,

                          Знают все о том повсюду.

                          Хоть невзрачен липы цвет,

                          Но полезней липы нет!

                          При ангинах и простуде

                          Пьют целебный липы чай.

А. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека - это Природа. (Обращаясь к Лесовику):

- Дети хорошо знают лекарственные растения, не так ли, уважаемый Лесовик?

Л. Да, да. Эти дети многое знают и умеют.

А. Молодцы! Это подарок от меня - липовые цветки. Не болейте. До свидания!

В. Пойдем дальше. Мы пришли на метеостанцию. Ребята, какая сегодня погода? Посмотрите на флюгер, какой сегодня ветер? После прогулки не забудьте отметить сегодняшнюю погоду в календаре погоды.

- Пока мы ходили, и птичьих голосов стало слышно меньше. Почему?

Д. Птицы улетают в теплые края.

В. Почему они улетают?

Д. Насекомых сейчас нет, поэтому у них нет корма.

В. Да, улетают насекомоядные птицы. К нам прилетел попрощаться скворец.

(подготовленные дети инсценируют стихотворение Г.Ладонщикова «Перед отлетом»)

                          Листья кленов облетели,

                          Огороды опустели,

                          Везде лужи разлились,

                          Птицы в стаи собрались.

                          Говорит сосед соседу:

                         - Улетаем в эту среду,

                          Далеко на юг летим,

                          Замерзать тут не хотим.

                          Ты, воробышек, зимой

                          Береги скворечник мой.

                         - Что же, скворушка, лети,

                          Осторожен будь в пути.

                          От друзей не отставай,

                          Край родной не забывай!

                          Буду рад, коль снова летом

                          Будешь ты моим соседом.

В. Улетел скворец. Воробей же никогда не покидает свою родину. Холодное и голодное время ждет воробья и не только его... Но мы можем помочь им. Как? Правильно, мы повесим кормушки, и будем заботиться о наших пернатых друзьях.

Л. Спасибо, ребята, за ваше доброе отношение к природе, за заботу о ней. Никогда не обижайте ни дерево, ни жука, ни паука. Не обижайте друг друга. Ведь мы все - частичка Природы. Я убедился, что вы станете моими хорошими помощниками. Я принимаю вас в ШКОЛУ ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ!

(вручает диплом)

- Мне пора уходить. До свидания!

В. До свидания! Молодцы, ребята! Мы с вами обязательно будем заботиться, охранять и беречь природу!

Список литературы:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду.  М., 1999.
  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
  3. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  5.  Рыжова Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ. Дошкольное воспитание № 9, 2000.
  6. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск, 1992.
  7. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  8. Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). — М., 1986.
  9. Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М. 1985.
  10. Л.И.Марченко "Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой".
  11. Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. Л. Детская литература, 1961.
  12. Времена года: Стихи и рассказы о природе. М., Детская литература, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по экологии: Юный эколог", для подготовительной к школе группы.

В наше время квест-игры приобрели большую популярность. Мы тоже решили в нашей группе провести квест-игру. До этой игры мы провели подготовительную работу.Провели беседы, посмотрели презентации и виде...

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Занятие из раздела «Познание».

Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Развитие интегративных качеств...

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Юные экологи спешат на помощь".иСоставитель Багинская Т.А....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности....