"Ее величество Игра"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Гиль Ольга Петровна

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта

здоровьесберегающей деятельности

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства...» Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

•  возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

• доступности содержания игр;

•  сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

•  ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

•  сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

•  адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

•  постепенного усложнения игр;

•  цикличной организации игр.

Предлагаемые игры для детей младшего дошкольного возраста объединены в три тематических цикла по основанию содержания воспитания культурно-гигиенических умений и навыков:

I  цикл — «Водичка, водичка»;

II   цикл — «Я одеваюсь сам»;

III  цикл — «Так привыкли мы к порядку».

Игры I цикла «Водичка, водичка...»

1. Игра-экспериментирование «Прозрачная вода»

Цели

•  Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется).

•  Сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материалы две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание

В гости к ребятам приходит Капелька.

Воспитатель. Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. Дети убеждаются, что в одной вода, в другой — чай

Воспитатель. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

Воспитатель  Что мы делаем?

Дети  Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель. Что делает водичка?

Дети. Льется.

Воспитатель. Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.

Воспитатель. Что вы увидели? (Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)

2.  Игра-экспериментирование «Чистящая вода»

Цели

•  Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает.

•  Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Описание

Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.

Аналогичные действия совершаются с грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

3.  Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце»

Цели

•  Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.

•  Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материалы, кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание

Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет с полотенцем?

Дети. Оно намокнет, станет мокрым

Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть. Детям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.

4.  Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки»

Цели

•  Получить или закрепить представления, что вода очищает.

•  Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы, две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание

Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу, что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.

5.  Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?»

Цели

•  Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах.

•  Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.

Материалы кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание

Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.

Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

6. Игра-экспериментирование «Делаем мыльные пузыри»

Цели

•  Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.

•  Поддержать интерес к здоровье-сберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

Воспитатель. Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.)

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с. водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

Воспитатель Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Можно поиграть в игры «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что 1Юхож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

7. Игра-экспериментирование «Госпожа зубная щетка»

Цели

•  Познакомить со свойствами зубной щетки: состоит из маленьких ворсинок, хорошо трет, чистит.

•  Закрепить культурно-гигиенический навык в ситуации практикования.

Материалы: зубные щетки для каждого ребенка, тазик с водой, зубная паста.

Описание

Лена-Гигиена приносит зубную щетку.

Воспитатель. Чем мы чистим зубы? Почему мы делаем это зубной щеткой? (Ответы детей.)

Воспитатель (предлагает рассмотреть зубную щетку, потереть ею о руку). Что вы чувствуете? (Ответы детей) Зубная щетка хорошо трет маленькие ворсинки попадают в щелочки между зубами и достают грязь. Зубки остаются чистыми, а значит, здоровыми. А откуда в зубах грязь? Как она скапливается во рту? Как часто надо чистить зубы? Зачем это необходимо делать? Что будет, если не чистить зубы совсем или чистить неправильно? (Ответы детей.)

Поэкспериментировать с зубной щеткой и водой, размочить ворсинки, посмотреть, как по-разному они выглядят. Потереть ладошку влажной щеткой, сравнить результаты. Нанести на зубную щетку пасту, растворить ее в воде, понаблюдать, что будет происходить.

8.  Игра-путешествие «Путешествие в страну Щеток»

Цели

•  Обратить внимание детей на то, что существуют разные щетки (обувная, сметка, швабра, зубная, для расчесывания), но цель у них одна — помочь человеку убрать грязь.

•  Закрепить необходимый навык в использовании здоровьесберегающе-го предмета.

Материалы: разные щетки (обувная, зубная, сметка, швабра, щетка-расческа для волос).

Описание

Воспитатель рассказывает, что Госпожа зубная щетка приехала к ним из страны Щеток. Предлагает попутешествовать в эту страну.

Воспитатель. В стране Щеток живут разные жители. Посмотрите на них. Они разные. Что разного у этих жителей?

Дети. Внешний вид, размер, назначение.

Воспитатель. Для чего они нужны9 (Ответы детей. Воспитатель показывает детям разнообразные действия с щетками.) Но они все живут в одной стране. Что похожего у всех жителей?

Дети. Ворсинки.

Воспитатель. Для чего служат нам эти вещи?

Дети. Для чистоты, помощи...

Игры с щетками по желанию детей, предметно-манипулятивные действия. Так же воспитатель может создать ситуацию, в которой щетки используются Незнайкой неправильно: зубная — чистит обувь, столовая — причесывает волосы и т.п. Дети решают эту запутанную ситуацию правильно, раскладывают щетки по назначению.

9.  Игра-путешествие «Путешествие в город Предметов личной гигиены»

Цели

•  Обратить внимание на то, что вокруг нас много вещей, среди которых есть предметы личной гигиены. Они помогают соблюдать чистоту и опрятность.

• Продиагностировать знания детей о необходимости этих предметов и умениях использовать их.

Материалы: предметы личной гигиены мыло, мочалка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, изображения предметов личной гигиены на картинках.

Описание

В гости к ребятам приходит Девочка Чумазая. Воспитатель

Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала? Черные ладошки; На локтях — дорожки.

Девочка. Играла на улице вот и испачкала.

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать нашей девочке?

Дети. Умыться.

Воспитатель (обращается к Девочке). Ты знаешь, что тебе поможет в этом?

Девочка. Нет

Воспитатель. Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну Вещей, в город Предметов личной гигиены. Там мы встретим жителей этого города, которые помогут Девочке Чумазой быть чистой и опрятной.

Воспитатель вместе с ребятами отправляются в путь. Взрослый подчеркивает, что в стране Вещей живут разные вещи, но в городе Предметов личной гигиены живут вещи, помогающие стать чистыми, опрятными, красивыми и здоровыми.

Воспитатель. Вот один из жителей этого города. Что это?

Дети. Мыло.

Воспитатель. Зачем нам нужно мыло? Что мы с ним делаем?

Дети. Намыливаем руки, отмываем грязь...

Воспитатель

Мыло душистое, бело, мыльное, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло — Мыло тебя, наконец, бы отмыло.

(Показывает полотенце.) Что это?

Дети. Полотенце.

Воспитатель Зачем нам нужно полотенце?

Дети. Вытирать руки.

Воспитатель. Вы умеете вытирать руки? Покажите мне.

дети показывают, как они вытирают руки

Воспитатель. А вот две подружки. Что это?

Дети. Зубная щетка и паста.

Воспитатель. Зачем они нам нужны?

Дети. Чистить зубы.

Воспитатель

Я щетка-хохотушка,

Зубам твоим подружка.

Люблю все убирать

Мести и вычищать.

Здравствуйте, друзья!

Я тюбик.

И совсем я не опасен,

Мятный запах мой прекрасен.

Я не жадный, — говорю.

Пасту всем свою дарю.

Чтоб улыбка засияла белизной,

Вы, ребята, подружитесь

и со мной!

Кто помогает нам сделать аккуратным, красивым волосы?

Дети. Расческа.

Воспитатель. Вот сколько помощников, чтобы стать чистыми и опрятными, мы встретили в этом городе. (Обращается к девочке.) Ты запомнила их?

Девочка Да.

Воспитатель. Пора возвращаться домой. Чтобы нам не забыть жителей этого города, мы возьмем с собой их портреты и повесим в комнате гигиены.

Игры II цикла

«Я одеваться сам могу»

1. «Что отражается в зеркале»

Цели

• Познакомить детей с понятием «отражение».

•  Рассказать о необходимости использования зеркала для человека.

Материалы: зеркала, ложки.

Описание

Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало.

Воспитатель. Кого вы видите? (Ответы детей.) Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? А теперь посмотрите на ложки без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видите в зеркале?

Дети. Нет, они одинаковые.

Воспитатель. Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предмет таким, каков он есть на самом деле. Мы можем увидеть в зеркале то, что не видно без него. Посмотрите, обезьянка запачкала мордочку. Но она не видит этого, это видим мы с вами. Как ей узнать, что у нее грязные щеки и ухо? (Ответы детей.) Правильно, посмотреть в зеркало. Давайте понаблюдаем, как это сделать. (Импровизация.) Поэтому, если вы себя увидите грязными в зеркале, значит, вы испачкались и необходимо умыться. А еще, глядя в зеркало, можно корчить рожицы.

2. «А варежки последние»

Цели

•  Закрепить последовательность вещей в ходе одевания.

•  Уточнить, что в варежках неудобно одеваться, поэтому их надевают последними.

Материалы: игрушка с пуговицами и молнией, варежки.

Описание

Предложить детям надеть варежки, застегнуть пуговицы и молнию на игрушке. Показать, что в варежках это делать неудобно, поэтому мы их надеваем последними. Обратить внимание детей на значение варежек в прохладную погоду. Объяснить, чем опасно, когда мерзнут руки, что может последовать за переохлаждением. Отработать несколько приемов согревания рук, если потерялись варежки.

3. Игра-путешествие «Путешествие в страну Одежды»

Цели

•  Продиагностировать, что знают дети о назначении одежды и о правилах ухода за ней.

•  Попрактиковаться в складывании одежды.

Материалы: картинки с изображениями одежды, обуви, головных уборов.

Описание

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в страну Одежды (например, в раздевалку).

Воспитатель. Зачем нужна одежда? Какая она бывает? (Показывает картинки.) (Ответы детей.) Что может плохое произойти с одеждой?

Дети. Она может испачкаться, порваться, помяться.

Воспитатель. Что делают взрослые, чтобы привести одежду в порядок?

Дети. Стирают, гладят, зашивают ее.

Воспитатель. И вы можете помочь своей одежде. Как?

Дети. Не пачкать ее, не мять, складывать аккуратно.

Воспитатель. Что надо делать, чтобы одежда не мялась, не пачкалась?

Дети. Аккуратно ее складывать, вешать на вешалку.

Воспитатель предлагает детям поухаживать за своей одеждой и аккуратно сложить ее в шкафчиках.

Игры III цикла

«Так привыкли мы к порядку»

1. Игра-путешествие «Путаница, или Что для чего»

Цель

Выявить путем исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определенных действий и должна находиться на своем месте.

Материалы: тарелка, свитер, сапоги, игрушка, книжка.

Описание

Воспитатель спрашивает детей, что за предметы лежат на столе. Дети отвечают.

Воспитатель. Зачем нам нужна тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? (Ответы детей.) Давайте посмотрим все вместе, каждая ли вещь лежит на своем месте? Где должна находиться тарелка (свитер, сапоги, игрушка, книжка)? (Ответы детей.) Что будет, если тарелка находится в шкафчике для одежды?

Дети. Она может испачкаться, разбиться.

Воспитатель. Можно ли потом использовать ее для еды? Почему? (Ответы детей.)

Аналогично находятся и рассматриваются все остальные вещи. Де-тям предлагается разложить их по своим местам.

2. Игра-путешествие «Путешествие в страну Чистоты»

Цель

Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения чистоты и порядка, какие способы создания чистоты и порядка им знакомы и используются ими.

Материалы: стол с грязной посудой, крошки на полу вокруг стола.

Описание

Воспитатель рассказывает, что получила письмо от Лены-Гигиены, которая приглашает в страну Чистоты. Дети отправляются в путешествие. Они идут по группе, взрослый подчеркивает, как вокруг чисто, красиво, везде порядок. Подходят к столу.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто-то насорил. Почему это плохо? Что нужно делать, чтобы не было грязи и крошек? (Ответы детей.)

Что нужно делать, если вдруг вы разлили суп или чай или накрошили хлеб?

Дети. Собрать салфеткой или щеткой-сметкой, убрать за собой.

Воспитатель. Давайте уберем мусор, чтобы было чисто. Мы ведь находимся в стране Чистоты.

Дети самостоятельно выбирают необходимые предметы и совершают действия с ними. Воспитатель совместно с детьми и Леной-Гигиеной оценивает результат, поощряет детей.

3. Игра-путешествие «Путешествие в страну Игрушек»

Цель

Продиагностировать, что знают дети о необходимости соблюдения порядка в помещении, о необходимости убирать игрушки на место, быть бережным в отношении игрушки.

Материалы: разбросанные игрушки.

Описание

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в страну Игрушек. Вместе с ними подходит к кукольному уголку.

Воспитатель, Что случилось?! Игрушки разбросаны. Жалко их. Что будет с игрушками, если оставить их так? Безопасно ли будет ребятам играть или бегать по группе, в которой разбросаны игрушки? (Ответы детей.)

Воспитатель  Почему?

Дети. Можно споткнуться, упасть, удариться, сломать сами игрушки.

Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы игрушки не пострадали и ребята смогли безопасно играть?

Дети. Убрать их на место.

Воспитатель. У каждой игрушки должно быть свое место. Можно ли положить настольную игру в кукольный шкафчик? Куда бы вы положили настольную игру (кукол, мячи, музыкальные инструменты)? (Ответы детей) Давайте поможем игрушкам и положим их на место.

Дети убирают разбросанные  игрушки на места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Деловая игра "Её величество - игра"

Презентация "Её величество - игра"...

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА

В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого и...

Ее величество игра

В данной статье представлено описание одного из средств социализации детей, а именно сюжетно-ролевая игра.В повседневной жизни слово игра ассоциируется с весельем и развлечением, но в сфере педагогики...

Деловая игра для педагогов "Ее величество- игра"

Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...

Деловая игра Ее величество игра

Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...

Её Величество игра!

Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с игрой.Л. Эйнштейн.Ее Величество игра!Как она прекрасна, удивительна, непостижима … ....