Экологическое воспитание через русские народные сказки
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Пашкевич Юлия Петровна

Мы живём в то время, когда создаётся совершенно новый цикл экологических занятий для детей дошкольного возраста, сегодня существует немало литературы для познания экологии. Такими являются сказки, где действуют персонажи из мира животных, не нарушаются экологические правила. Дети знакомятся со сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Медведь и девочка», «Лисичка со скалочкой»…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_cherez_russkie_narodnye_skazki.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование на тему: «Экологическое воспитание через русские народные сказки».

Составила: Пашкевич Ю.П.

Мы живём в то время, когда создаётся совершенно новый цикл экологических занятий для детей дошкольного возраста, сегодня существует немало литературы для познания экологии. Такими являются сказки, где действуют персонажи из мира животных, не нарушаются экологические правила. Дети знакомятся со сказками «Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Медведь и девочка», «Лисичка со скалочкой»…

Дети легко запоминают сказки животных. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»… удерживают внимание ребёнка особой композицией. Повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сюжет сказки привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях.

Сказки вводят ребёнка в мир животных, наделённых чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Мир животных в сказках – это мир людей в жизни.

Сказка – это маленькая жизнь и герои сказок часто встречаются нам каждый день.

Сказки есть в каждом доме, их читают детям. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром.

Сказки дают возможность ребёнку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Содержание сказки позволяет не только поговорить о поступках того или иного героя, но и помочь ребёнку понять мотивы этих поступков, научить оценивать поведения персонажей и собственное.

«Тебе нравится поведение героя? А как бы ты поступил?»

Обсуждая сюжет сказки, ребёнок знакомится с нравственными нормами, учится строить отношения с другими детьми.

На сюжетах народных сказок ребёнок учится быть наблюдательным, общительным, добрым, смелым, честным, самостоятельным. Он не только познаёт окружающий мир, но и понимает, почему его нужно любить и беречь. Сказки помогут предупредить у ребёнка проявление чёрствости, жестокости, недоброжелательности. При рассматривании иллюстраций, сопровождающих текст сказки, у ребёнка развивается образное мышление и восприятие, формируются графические образы. Он учится различать предметы по форме, величине, цвету, сравнивать изображённых персонажей по различным качествам.

Персонажи сказок о животных общеизвестны: лиса, волк, медведь, заяц, петух, кот …

С каждым из них связан свой сюжет, который определяется характером и поведением героев.

Зайчишка – трусишка, которого все обижают.

Петушок – золотой гребешок – всегда заступается за обиженного.

Волчище – серый хвостище, глупый, но всегда всё решает силой.

Лисичка в сказках всегда хитрая обманщица, готовая обидеть слабого. Она чаще других в сказках выведена в качестве отрицательного персонажа.

Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. Кроме того, сказочная тематика настолько близка детям, что легко приникает в их игры. Особенно это заметно в играх детей. Драматизация сказок приучат переводить образы воображения на язык жестов, мимики. Необходимо, чтобы ребёнок пробовал себя не только в качестве сильного, но и слабого персонажа.

Сказки помогут детям усвоить некоторые экологические понятия, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие организованной образовательной деятельности "Физическая культура"по теме:"Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно-оздоровительной работы"на муниципальном уровне

НОД  по  физической культуре  в  подготовительной  группе.«На помощь Илье Муромцу»Задачи:-упражнять в различных видах ходьбы и бега;-вырабатывать умение двигаться легко и своб...

Воспитание интереса к фольклору через русскую народную сказку

консультация для воспитателей младего дошкольного возрастао том, какие  методические приемы в работе с детьми можно использовать для воспитания интереса к фольклору....

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

Проект патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»

Патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели....