Самообразование по теме "Нравственное воспитание через русские народные сказки"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

план для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sr._gr.odt59.06 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме: «Сказка- как средство нравственного воспитания детей среднего возраста».

   

   Актуальность темы.

   В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. У детей слабо развиты чувства сопереживания, сочувствия, а именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека, поэтому темой самообразования для меня стала: «Сказка — как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста». Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт детей, и сказка отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Исходя из темы самообразования, мной составлен перспективный план работы с детьми.

   Целью моей работы является - формирование у детей нравственных качеств: честность,       заботливое отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Подобрать дидактический и демонстрационный материал;
  2. Изучить методическую литературу по теме самообразования;
  3. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам;
  4. Создать условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  5. Формировать представление о добре и зле, справедливости, правдивости, смелости;
  6. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку своему поведению и поведения других;
  7. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании детей.

Работа по теме  была разделена на несколько этапов.

  • I этап - подготовительный
  • II этап - основной
  • III этап - заключительный

       Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

              - работа в книжном уголке и др.

Содержание работы на 2016-2017 учебный год

Сроки выполнения

Практический выход

Определение цели, задач, подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

Сентябрь-май

Работа с детьми

Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел. Задача: воспитание в детях нравственных чувств.

Сентябрь

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Чтение  русских народных сказок.
Задача: Поддерживать интерес к  народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

Октябрь

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Ноябрь

Драматизация сказок

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов.
Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить внимательно слушать

Декабрь

Изготовление открыток к празднику

 Рассказывание сказок.
Задача: продолжать знакомить с народными сказками. Учить точно отвечать на вопросы. Обогащать и активизировать словарный запас.

Январь

Конструирование книжек-малышек

Пальчиковый театр.
Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Активизировать словарь диалогами.

Февраль

Создание альбома «Волшебный мир сказок»

Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству.
Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки.

Март

Конкурс «Сочини сказку»

 Подвижные русские игры.
Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

Апрель

Вечер сказок

Игра – драматизация.
Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Май

Драматизация сказки

Работа с родителями

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».

Конкурс «Сочини сказку»

Вечер сказок

Приобретение аудиозаписей сказок.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Самореализация

Отчет работы по теме самообразования на итоговом педсовете

Май

   

Литература:

  1. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
  2. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
  4. Литвинова М.Ф .Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
  5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
  7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
  8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко
  9.  Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
  10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание через русские народные сказки

Мы живём в то время, когда создаётся совершенно новый цикл экологических занятий для детей дошкольного возраста, сегодня существует немало литературы для познания экологии. Такими являются сказки, где...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

Проект патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»

Патриотическое воспитание через русскую народную сказку «Гуси-лебеди»»Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет, родители, музыкальный руководитель, воспитатели....

Самообразование 2023-2024 уч. г. «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жи...