Природа – общий дом для всех людей (конспект)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста по зарвитию связной речи, знакомству с природой, желюнию детей беречь природу, расширению представления о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих на нашей рерритории, закреплению знаний поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО «Детский сад компенсирующего вида №76»

Природа – общий дом для всех людей

(конспект)

                                                             подготовила воспитатель

                                                             Шевченко Елена Александровна

г. Краснодар

2014 г.


Цель: вызвать у детей желание беречь природу.

Задачи:

- способствовать осмыслению своего места в природе, ответственности за сохранение красоты и богатства природы;

- расширять представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории;

- закрепить знания о правилах поведения в природе;

- уточнить значение воды для всего живого;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал:

глобус; экологические знаки; иллюстрации (белки, зайца, волка, лося); карточки с изображением птиц.

Ход занятия

Звучит музыка

Воспитатель:

Шар невелик,

На нём страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды

        - Что это ребятки?

Дети хором отвечают, что это глобус.

Воспитатель показывает модель глобуса.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Это Земля…

Воспитатель: Правильно – это модель Земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом.

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет.

Всё то что мы имели и имеем,

Рукой своей сметает человек.

Звучит фрагмент из гимна «Здравствуй Мир».

Появляются гости – Юные спасатели природы

1 сп.: 

Знают о нас многие -

Мы - юные экологи.

Природу любим, знаем,

Её оберегаем!

2 сп.:

Чтоб чистым воздухом дышать,

Природу надо охранять!

3 сп.:

Деревья новые сажать,

За старыми ухаживать.

4 сп.: 

Подкармливать их, поливать,

А так же почву удобрять.

5 сп.:

Беречь траву, не мять цветы,

Деревья не ломать, кусты.

Все:  

Мы их жалеем, бережем,

Другим в обиду не даем.

ЮСП задают детям вопросы,

а дети поднимают руки и отвечают

1 сп.:  Какие цвета вы видите на глобусе?

Дети: Синий, голубой, белый…

2 сп.: Какого цвета больше?

Дети:   Голубого..

3 сп.: Что он изображает?

Дети:  Воду, океан, моря…

4 сп.: Какая вода в море?

Дети: Синяя, холодная, соленая…

5 сп.: А в реках, озерах, прудах?

Дети:  Потеплее, не соленая

1 сп.:  Кто живет в море?        

Дети: Рыбы, дельфины, акулы, крабы…

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам историю об одном водоёме.

Жил-был водоём. Когда вода нём была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоёма. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костёр. А уходя, оставили мусор, бутылки, банки.

Потом к этому озеру приходили ещё и ещё. Со временем  воды становилось всё меньше и меньше, а мусора всё больше. Уже нельзя было увидеть тех, кто там живёт. Обитателям водоёма стало совсем неуютно жить в такой грязной воде.

Как вы думаете – это хорошо или плохо?

Дети отвечают, что «Плохо»

Воспитатель: Ребята, а кто же может прийти на помощь водоёму и его жителям? Как мы можем помочь этому озеру? Мы

Давайте попробуем очистить воду.

Опыт «Фильтрация воды»

Воспитатель: У меня на столе стакан с грязной водой. Эту воду мы набрали из пруда. В такой воде жить тяжело. Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать).

Также у меня есть пустой стакан, воронка и фильтр (ватный диск). Возьмём пустой стакан и вставим в него воронку, а воронку фильтр – ватный диск. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан. Давайте посмотрим на фильтры. Они стали грязными! Посмотрите, вода стала чище?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна вода?

Дети отвечают

Дети: Мы ее пьем, варим с ней еду. Мы в ней купаемся. Стираем. По воде плавают корабли. Водой пользуются на заводах и фабриках и т.д.

Воспитатель: А еще кому нужна вода?

Дети: Рыбам, птицам, животным, деревьям.

Воспитатель: Давайте будем беречь воду, не засорять водоёмы.

Ребята ЮСП:

Мы привыкли, что всегда -

Наша спутница вода!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Я хочу вам доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим еще раз на наш глобус. Что нам нем обозначено зеленым цветом?

Дети: Леса!

Воспитатель: А вы знаете какие деревья растут в лесах нашего края?

Игра «Деревья»

Детей поделили на две команды. Каждой команде раздаются стволы разных деревьев: дуба, березы, сосны, рябины и клена. Так же положили на каждый стол набор разных листиков и веточек.  Детям необходимо выбрать нужные детали и правильно «нарядить» деревья.

Воспитатель: Молодцы! Обе команды справились с заданием!

Воспитатель: А вы знаете, что некоторых растений на Земле стало очень мало.  Они занесены в Красную книгу.

Красный цвет – это цвет тревоги, поэтому в красную книгу занесены все виды животного и растительного мира, находящиеся на грани исчезновения.

Ребенок:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Воспитатель: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать? С самого простого.

1 сп.:  Увидели в лесу или на берегу реки мусор - уберите его.

2 сп.:.  Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев.

3 сп.: Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

4 сп.: Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

5 сп.: Не шуми в лесу.

Физкультминутка «В лесу»:

Дети с воспитателем медленно идут по кругу

Воспитатель:

Мы шли, шли, шли.                         Ноги слегка расставить. Руки на поясе.

Земляничку нашли.                        Шаги на месте, следить за положением туловища

Сели, поели и опять пошли.                 Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед

Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли.

Упражнения повторяются 3—4 раза, меняются только названия ягод: (черничка, голубичка, ежевичка и т.д.)

1 сп.: А знаете ли вы, что зеленые насаждения очищают воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек!

2 сп.: А знаете ли вы что на листовой поверхности взрослого дерева вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клене – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2.

Воспитатель: Ребята, а каких обитателей леса вы знаете? Вот посмотрите, кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил?

Воспитатель загадывает загадки о животных. Дети их отгадывают и находят следы того животного, которое их оставило.

Что за зверь лесной,

 Встал, как столбик, под сосной,

 И стоит среди травы,

 Уши больше головы?                (Заяц)

Хвост пушистый бережёт

 И зверюшек  стережёт:

 Знают, рыжую в лесу –

 Очень хитрую                         (Лису)

Оленя старший брат,

 С рогами как лопаты,

 Его легко узнать:

 Прозвался  он – сохатый.         (Лось)

Воспитатель: Ребята, а кого еще можно услышать и увидеть в лесу?

Правильно – птиц! Сейчас Юные спасатели природы загадают вам загадки о птицах.

3 сп.: 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …                        (Ворона)

4 сп.: 

Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной? На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит.        (Дятел)

5 сп.: 

Не ворона, не синица, -

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку».        (Кукушка)

Воспитатель: Ребята, а может ли лес обойтись без человека? (Да) А человек без леса? Что лес даёт человеку.

Дети отвечают

- Лес даёт свежий воздух.

- Лес дает древесину для изготовления домов и мебели.

- В лесу можно набрать грибов, ягод, орехов и лекарственные растения.

- В лесу люди часто отдыхают.

Воспитатель: Ребята, а как мы можем помогать лесу – не вредить ему - беречь его? Давайте вместе рассмотрим знаки. Что они означают?

Ребята ЮСП показывают по очереди картинки, а дети расшифровывают знаки

«Топор» - не рубить живые деревья и кусты.

«Рогатка» - не стрелять в животных и птиц.

«Разбитая бутылка», «консервная банка» - не оставлять после себя мусор в лесу.

«Сломанная ветка», «нож» - не ломать веток, не срезать кору деревьев.

«Магнитофон» - не шуметь в лесу.

«Костер» - не оставлять незатушеные костры.

«Сорванные цветы» - не рвать растения без необходимости.

1 сп.: Давайте навсегда запомним эти знаки.

2 сп.: 

Дерево, животное, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы погибнем, как они.

Воспитатель: Ребята, и в заключение, Юные спасатели природы познакомят вас с Законами охраны природы.

ЮСП показывают по очереди картинки и рассказывают,

что каждая из них означает

Закон певчего соловья - будем воспевать красоту родной земли, как соловей!

Закон красной калины - будем украшать землю добрыми делами. Как калина рощу!

Закон заботливой белочки - будем брать от природы только то, что необходимо, заботясь об обновлении природных богатств!

Закон мудрой совы - будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.

Закон золотого подсолнуха - каждое существо, которое живет на Земле,- незаменимо. Оно имеет право на солнце, воздух и воду.

Закон доброго дельфина - будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается, как это делает дельфин в море.

Закон настойчивого дятла - будем настойчивыми и неутомимыми, как дятлы. И тогда увидим нашу землю здоровой и цветущей.

Закон вечнозеленого барвинка - будем всегда помнить о преимуществе законов природы над законами человеческими.

Воспитатель: Ну вот и подошла к концу наша встреча – давайте, ребята, попрощаемся с Юными спасателями природы и скажем им спасибо.

Дети: Спасибо! До свидания!


Список источников

«Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» / муз. Л. Квинт, сл. В. Костров, исп. Ан. Вески  и  др. // http://allmuz.org/melody/

Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.

Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005.

Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Хайдурова И.А. и др. Общение с природой начинается с детства- . Пермь, 1992.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее развлечение для всех возрастных групп "Святочные колядки"

Развлечение проводится в Новогодние каникулы, когда посещаемость не такая высокая, поэтому позволяет объединить всех детей детского сада, с посильным участием каждой возрастной группы....

"Права детей среди людей" (конспект занятия)

Конспект занятия (непосредственно образовательной совместной деятельности) по правовому воспитанию в рамках проектного метода. Предназначен для старших дошкольников....

"Ребёнок и другие люди" (Конспекты занятий безопасности с детьми)

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в  нашей  работе.  Я осуществляю планомерную, целенаправленную работу по формированию у до...

День воспитателя (общий праздник для всех групп. )

Сценарий ко дню воспитателя длявсех групп ДС. У нас быор 3 - ясельная, 1 разн-я и 2 разн-я. Каждая группа представляла свой номер в памках праздника....

День воспитателя (общий праздник для всех групп. 2021)

Сценарий ко дню воспитателя (совместный праздник для разновозрастных групп)...