Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

Тема: “Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей”

Воспитатель: Косинова Т.М., 24 группа


Умственно отсталые дети – это дети весьма ограниченные в способностях к пониманию или выполнению требований. У них не развиты внимание, восприятие, память. Потребности и действия носят примитивный характер, двигательные реакции хаотичны, нецеленаправленные. Наблюдаются стереотипное раскачивание, двигательное возбуждение, стремление нанести себе повреждение. Одни – апатичны, вялы; другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны.

Задачей педагогического персонала является коррекционное обучение на усвоение ребенком социального опыта в общении с окружающий средой, воспитания культуры поведения в повседневной жизни.

В нашей группе 14 девочек. Дети разного возраста, в основном дошколята. Со вторичным диагнозом ДЦП. Поэтому коррекционно-воспитательной работе особое внимание уделяем воспитанию культурно-гигиенических навыков, самообслуживанию, простейшим видам ручного хозяйственно-бытового труда (уборка игрушек, уход за растениями, мытье столов и т.д.). Детям прививается чувство  коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться (формирование положительного отношения  труду взрослых). Развивается зрительно–двигательная координация, мелкая моторика, координацированность движения рук, прививается эстетическое восприятие (повешай платье красиво поставь обувь ровно, сложи красиво вещи, расставь игрушки на полке и т.д.)

Систематически проводим занятия по развитию движений. У детей развивается общая и мелкая моторика, корректируется физическое развитие и двигательный аппарат. Наряду с физическим развитием воспитываем нравственные качества: положительное отношение к занятиям, доброжелательное отношение к товарищам, самостоятельность, правельную реакцию на одобрение и поощрение, формируем навыки коллективных взаимоотношений.

На занятиях по развитию движений применяются следующие методы: совместные действия ребенка и взрослого, демонстрация действий – это показ, словесное инструктирование, обыгрывание действий. У детей развивается понимание, они стараются выполнять побудительные инструкции (попрыгай как зайка, возьми мяч, помаши руками как птичка и т.д.).

Основным методом формирования умственных способностей в младшем возрасте является игра. Через игру у детей осуществляется развитие восприятия представлений, обучение анализу, синтезу, сравнение предметов, их классификация по определенным признакам, формирование функции замещения, физическое развитие (ловкость, подвижность, координация движений), нравственное воспитание (формирование коллективного поведения, усвоение через игру эстетических норм и правил поведения в обществе), развитие речи детей (расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной познавательной и регулирующей функции речи).

Играем с детьми в предметные игры (пирамидки, формочки, мелкие игрушки и т.д.).

Играем в дидактические игры (“оденем кукле красное платье”, “найдем синий кружок”).

Играем в подвижные игры “У медведя во бору”, “Жучек-паучек”, “Воробушки и автомобиль”.

Играем в сюжетно-ролевые игры “Уложи куклу спать”, “Покормим Мишку”

Играем в строительные игры.

На музыкальных занятиях играем в хороводные игры.

Дети играть любят, они активны, эмоциональны, бодры, с удовольствием идут на контакт с воспитателем.

На занятиях, по ознакомлению с окружающим,  знакомим детей с ближайшим окружением, бытовыми предметами, даем представления о явлениях живой и неживой природы, учим видеть простейшие связи между предметами и явлениями, развиваем наблюдательность детей и их речь.

Используем такие методы как наблюдательность, практические действия с предметами, обыгрывание, рассматривание картинок, беседы, чтение стихов, рассказов, сказок.

Учим детей наблюдать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отвечать на вопросы: “Зачем?”, “Почему?”, “Что сначала, что потом?”, “Что мешает?”, “Что помогает?”, “Чем похоже?”, “Что общего?”.

При работе над формированием речи детей, в бытовой, в игровой деятельности проговариваем с детьми все, что привлекает из внимание, вызывает интерес, на что необходимо обратить внимание в данный момент для организации жизни детей. Учим слушать взрослого, выполнять поручения, отвечать на вопросы, если не совестно, то эмоциями, жестами.

По этому любое занятие имеет, не только специфическую для данного вида деятельность, но и речевую задачу.

И в заключении:

Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно-отсталых детей, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в физическом и интеллектуальном развитии, формирование этих навыков затруднено. Однако систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков может приносить весомые и положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Вспомогательные способы коммуникации - обучение и развитие навыка у детей с умственной отсталостью

Из-за повреждений ЦНС некоторые дети с умственной отсталостью не могут говорить. Но они понимают речь и с помощью жестов, фотографий, картинок, пиктограмм, символов общаются с другими людьми....

Обучение русскому языку умственно отсталых детей

Умение говорить у умственно отсталого ребенка, так же как и у его нормально развивающегося сверстника, является результатом эмпирического освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм...

Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей

Особенности речевого и психического развития  развития умственно отсталых детей...