Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
методическая разработка
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
В личности как целостной системе одни звенья, структурные элементы могут доминировать, в то время как другие - тормозиться в зависимости от требований действительности, задач, которые решает человек в конкретной ситуации, и т. п. Личность человека есть результат сложного действия и взаимодействия многочисленных факторов. Поэтому и структуру личности надо рассматривать не в общем, а в генезисе и развитии применительно к конкретно сложившимся условиям жизни и воспитания.
Все вышесказанное в полной мере относится к личности нормально развивающегося ребенка. Но все это, за одним исключением, в той же мере относится и к личности умственно отсталого ребенка. И это исключение, как ни парадоксально, заключается в том, что биологический дефект развития (нарушение высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы и т. д.) делает детей, объединенных одним диагнозом «олигофрения в степени дебильности», не менее индивидуальными, более того, в силу особенностей дефекта (времени поражения, тяжести, локализации в коре головного мозга и других факторов) формирует личность умственно отсталого более неповторимой, чем нормально развивающегося сверстника.
Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма
эффективным способом коррекции отклонений в развитии является
ручной труд с умственно отсталыми детьми.
Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев. (В. Сухомлинскии).
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.
Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:
• неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы над схемой;
• учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
• активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их над рукодельным изделием; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
• побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
• словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) бисеро-изделия;
• формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
• организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).
Принципиально важное значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:
• активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
• соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей (этим возможностям должны соответствовать структура объекта рукоделия, количество создаваемых предметов; во время тематического бисероплетения детям надо предлагать создавать достаточно конкретные предметы);
• активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
• позволяют формировать и закреплять умения и навыки (владение разнообразии способов работы с бисером, регулирование движений в соответствии с задачами создания, правильная передача пространственных свойств предметов);
• предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
• способствуют всестороннему развитию;
• имеют практическое и общественное значение;
• доставляют радость и чувство удовлетворения;
• могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.
Основополагающая задача ручной деятельности (бисероплетения ) состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков. Отличительной чертой бисероплетения является то что ребенок через сензитивное восприятие ( чувственное восприятие предмета рукоделия ) начинает общаться с окружающим миром, получает социальный опыт адаптации в коллективе ребят- единомышленников.
Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий по бисероплетению может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности трудовой деятельности умственно отсталых школьников, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон, правильно определяется содержание обучения в соответствии с перспективой на «зону ближайшего развития».
Следует обеспечить оптимальное соотношение (распределение часов) между различными видами работы с бисером. На первоначальном этапе целесообразно уделять наибольшее внимание плетению. По способу выполнения можно разделить на такие группы:
— низание в одну нить, или одной иглой;
— низание в две нити, или двумя иглами;
— низание изделий на проволочной основе;
— плетение;
— изготовление объемных изделий;
— вышивание бисером и стеклярусом
Этот вид работы с бисером дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом.
Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для младших школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания.
Задачи.
Образовательные: Ознакомление детей с народным декоративным искусством казанских татар (вышивка «плетением», аппликацией). Формировать представления о вышивки бисером, учитывая традиции татарского народа, их использование в бытовых обрядах.
Раскрыть специфику узорного украшения различных изделий: украшений, одежды, головных уборов. Обогатить знания детей об использовании растительных мотивов и рисунков в традиционных народных изделиях.
Развивать познавательные способности учащихся в процессе работы с учебными материалами, литературой, образцами и технологическими картами.
Познакомить с их наименованиями, техникой орнаментирования и цветовых сочетаний.
познакомить с основными приемами плетения; научить плести основу изделия и пользоваться технологической картой; расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; познакомить со схемой изготовления изделий; научить читать условные знаки (схемы) и работать по нем самостоятельно, познакомить с наименованиями, характером цветовых сочетаний украшений, расположения элементов орнамента (цветка, листьев, стебля).
Коррекционно-развивающие: Учить разработать последовательность изготовления изделий по мере постепенного усложнения методов и приемов их изготовления.
Развивать аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, художественный вкус, пространственное воображение; развивать глазомер, мелкую маторику рук, сенсоматорику.
На практических занятиях формировать навыки и умения по изготовлению изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения и художественно – содержательного анализа изделий.
Воспитательные: Осуществлять работу по интернациональному воспитанию, способствовать развитию гордости и уважения к своему народу, к его многовековой истории и национальной культуре.
Умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание, целенаправленность, критичность, трудоемкость, эстетический вкус, волевые качества, развивать художественную культуру в процессе, творческого труда при изготовлении полезных вещей.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ с учетом психомоторного развития учащихся мл классов.
Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать:
главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.
В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы.
Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения), воспитанию коллективизма.
В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.
Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера.
Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.
Образцы, особенно увеличенные, показывать в разных положениях, при этом подчеркивать их особенности (форма, величина, цвет или цветовые сочетания, предмет в целом и соотношение его частей). Поэтому чем сложнее изучаемый технологический прием, тем более занимательным и хорошо известным должно быть изделие. Например, параллельное низание как один из видов низания в две нити можно изучать при изготовлении бабочек или игрушки-пирамидки.
Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.
Следует поддерживать в детях стремление к независимости и самостоятельности. По мере овладения детьми каким-либо трудовым приемом следует разрешать им самостоятельно выбирать материал для работы, подбирать цветовые сочетания и даже вариант изделия. Например, при изучении изготовления цепочки «в крестик» на раздаточных таблицах-схемах представлено, с учетом различных цветовых сочетаний, более 10 вариантов.
Учащиеся сами выбирают понравившийся им вариант и самостоятельно подбирают необходимый материал для работы (бисер разного цвета, бисер и стеклярус и т. п.).
Стремление к самостоятельности и независимости в этом возрасте тесно связано с появлением способности выполнять сложные системы действий. Это значит, что в интересном для них труде дети способны выполнять действия достаточной сложности. При этом у них зарождается элемент творчества. Это следует всячески поддерживать и помогать проявлять детям свои скрытые творческие возможности.
У детей этого возраста еще слабо развито пространственное воображение.
Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками: кружочки — бусины и бисерины, прямоугольники — стеклярус, линия — нитка, леска, проволока, стрелка — направление движения нитки (лески, проволоки) от бусинки к бусинке или внутри бусинки.
Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.
Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, «что» и «как» надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.
Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи на уроках труда при работе с бисером может идти через помощь соседу в выборе материала по цвету, обмен или деление материала для работы, показ способа действия. Кстати, часто дети лучше понимают объяснения или просто показ действий сверстниками.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов и выражений, принятых в бисероплетении.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия;
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- Что такое бисероплетение,
- Термины: плетение, вышивание бисером названия материалов (бисер, бусины, стеклярус, пайетки, блестки).
- Крепежные материалы (нитки – синтетические, №50 капроновые армированные, тонкая леска, для объемных работ – тонкие медные проволоки,
- Правила пользования иглой и ножницами, правила техники безопасности при работе и иглой и ножницами.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- пользоваться иглами, проволокой и леской, ножницами. Пользоваться основными способами выполнения: (низания в одну нить, низание в две нити, низание изделий на проволочной основе, плетение, изготовление объемных изделий, вышивание бисером и стеклярусом);
- пользоваться технологической картой;
- делать украшения (цепочки, броши, браслеты), украшения для помещений, объемные изделия; анализировать образец, анализировать свою работу;
- составлять композиции из готовых поделок.
ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ
- бисероплетения;
- низания бисера;
- изготовления объемных изделий из бисера и стекляруса;
- вышивание бисером и стеклярусом.
Необходимо подчеркнуть ведущую роль воспитателя в осуществлении коррекционно-воспитательной работы на занятиях по бисероплетению. Педагог управляет процессами внутренней и внешней деятельности школьников.
Занятия приобретают действенный характер, если воспитатель ясно представляет себе особые задачи специальной школы, хорошо знает методику и специфику работы с умственно отсталыми детьми.
Все этапы занятия тесно взаимосвязаны, и успешное освоение текущего материала необходимо для обучения на последующих этапах
Воспитатель вправе сократить или увеличить количество учебного , времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливая необходимый и достаточный объем учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
На каждом этапе занятия учитель должен видеть индивидуальные возможности ученика при восприятии и осмыслении им того или иного учебного материала. Только анализируя динамику изменений на протяжении занятия, происходящих у школьника, учитель своевременно выявит слабые его стороны и в нужный момент поможет ему справиться с заданием.
Наблюдая за выполнением тех или иных учебных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма и в конце концов эти ученики могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.
Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений. Старательному ученику, испытывающему трудности в обучении, целесообразно похвалить «ты старался, но сегодня не все получилось В следующии раз обьязательно получится.» и дополнять словами «Молодец!», «Старательный!»
Правильная оценка возможностей работы с бисером дает надежный ключ к его использованию в качестве продуктивного средства педагогического изучения детей. Наблюдая за ручной деятельностью ребенка, можно получить о нем такие ценные сведения, которые трудно обнаружить в других условиях. Данные наблюдений существенно дополняют характеристику ребенка. Кроме того, они помогают правильно организовать индивидуальную работу.
Усвоенные во время занятии знания, умения и навыки могут быть эффективно использованы также и на занятиях по другим предметам. Работа с бисером полезна для выроботки у детей уверенности в себе, внимания, для развития мелкой моторики. Иначе говоря, бисероплетение может выступать в качестве метода обучения. На разных уроках детям целесообразно предлагать разнообразные техники выполнения.
Необходимо в максимальной степени использовать бисерное рукоделие для развития познавательных интересов. Важно, чтобы занятия по работе с бисером служили одним из существенных элементов коррекционно-развиваюшего обучения.
Соблюдение всех этих требований позволит более рационально использовать трудовую деятельность в соответствии с особыми задачами специальных учреждений.
Литература :
1.И. А Грошенков – Изобразительная деятельность в специальной ( коррекционной ) школе 8 вида. –М., Издательский центр « Академия », 2002г.
2. « Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.» Дефектология №3 -1996г.
Из бисера, сверкающего ярко,
Рукой умелой создан был цветок.
Купаясь в удовольствиях достатка,
В живых цветах печально одинок.
Он рауты привычно посещает,
Переливаясь в бархате, шелках,
Всеобщий вздох восторга вызывает,
Играя искрами в людских руках.
Как знак любви его друг другу дарят
Напротяженьи многих долгих лет.
И радуются, что он не увянет,
Гадают, чей скрывает он секрет.
На бархатной подушке отдыхая
От пляски дикой бесконечных дней,
Во тьме немого сейфа он вздыхая,
Желает вновь рассыпаться скорей,
И засыпает жизнью утомлённый,
Мечты свои оставив напотом,
И видит сон, где он в траве зелёной
Цветёт живой в дыхании земном.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
1/Перед началом работы воспитатель должен проверить освещение «Мастерской».
2/ Воспитатель проверяет качество и количество специальных бисерных иголок, если они используются в работе. Иголки раздаются непосредственно каждому учащемуся перед началом работы.
3/ Должны быть подготовлены таблицы «Гимнастика для глаз», достаточно крупные, чтобы их было хорошо видно. При выполнении упражнений воспитатель контролирует темы и правильность выполнения.
4/ Воспитатель проверяет наличие необходимых инструментов и приспособлений, а так же следит за тем, чтобы на рабочих местах учащихся не было ничего лишнего.
Техника безопасности во время работы
1/ Учащиеся могут приступать к работе только после проведения вводного инструктажа по охране труда и подробного объяснения воспитателем безопасных приемов работы. Самое важное на занятиях по работе с мелкими предметами соблюдение правильного режима труда и отдыха в течении урока и проведение «Гимнастики для глаз».
2/ При получении травмы пострадавший или очевидец происшедшего немедленно сообщает об этом учителю, который приостанавливает работу учащихся для предотвращения возникновения новых подобных ситуаций.
3/ В случае необходимости воспитатель оказывает до врачебную помощь пострадавшему, направляет его в медицинский кабинет. Воспитатель ставит в известность администрацию школы в письменном виде.
. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
1. По окончании работы учащиеся должны убрать все инструменты и приспособления по указанию педагога.
2. Незаконченные работы убираются в специальные пакеты-грипперы (с замочком), предотвращающие рассыпание бусин и бисера. Неиспользованный бисер (стеклярус, бусины) учащиеся сразу же убирают в пакетики или другие небьющиеся емкости, стараясь не рассыпать его по полу.
3. Если в работе использовались бисерные иголки, то учитель сам собирает их, проверяя наличие по счету.
4. Учащиеся снимают рабочую одежду и моют руки с мылом.
Согласовано:
Заместитель Заведующий кабинетом руководителя учреждения
по учебной работе
(подпись) (подпись) _______ 200 г. «___»________ 200 г.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ №1
Упражнение № 1
И.п – сидя свободно, без напряжения
- Закрыть глаза
- Сложить ладони «домиком» - тыльная сторона кисти и пальцы образуют почти прямой угол. Большой палец лежит сбоку на указательном, в области второго от ногтя сустава. Положить согнутые таким образом ладони на глазницы, но не касаться при этом глазных яблок. Центр ладони находится напротив зрачка.
- Представить себе, что внутри ладоней находится маленькая печка. Тепло практически сразу соберется внутри ладони. В течение 0,5 – 1 мин. необходимо направлять это тепло а глаза.
Можно использовать стихотворение:
« От работы бисером
глазки отдыхали,
мы согрели их ладошкой,
чтоб не уставали»
Упражнение № 2 - закрыть глаза.
-посидеть, слушая тихо звучащую музыку около 1-2 мин. зависит от напряженности предыдущей работы.
-Открыть глаза.
Упражнение № 3
И.п – сидя без напряжения, руки опущены на колени. Плечи свободны.
- закрыть глаза, но не слишком плотно при этом смыкать веки. Глаза смотрят вперед горизонтально.
- Не открывая глаза, медленно делать или круговые движения 5-10 раз в такой последовательности: налево – вверх – направо – вниз.
- Повторить круговые движения в обратном направлении также 5-10 раз.
Упражнение № 4
И.п – сидя с закрытыми глазами, вытянуть правую руку вперед перед собой, согнув ее тыльной стороной кисти к себе. Взгляд зафиксировать на ногте среднего пальца.
- Не поворачивая голову, перевести руку по горизонтали вправо так, чтобы она оказалась на одной линии с плечом. При этом продолжать фиксировать взгляд на ногте.
- Затем медленно перевести руку по горизонтали влево, также следя за ногтем и фиксируя его взглядом.
- Опустите руку вниз.
- На счет: 5,6,7,8 повторить упражнение с использованием левой руки.
Выполнять по 5 раз для каждой руки.
Упражнение № 5
И.п – сидя с открытыми глазами.
- Вытянуть руку перед собой, согнув тыльной стороной кисти к себе (как в упражнении 4).
- Зафиксировать взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приближать кисть к носу, сгибая ее в локте. Взгляд по-прежнему фиксировать на ногте (10-15 раз).
- Медленно отодвигать кисть от себя до исходного положения (10-15 раз).
Упражнение № 6
И.п – сидя спокойно, руки расслаблены и лежат на коленях.
- Поднять глаза вверх и отпустить их вниз. Это можно делать по воображаемой линии. Для младших школьников лучше нарисовать таблицу, которая будет постоянно находиться перед ними.
- Выполнять движения глазами влево и вправо (можно с опорой на рисунок).
- Очертить взглядом восьмерку, расположенную по горизонтали. Сначала слева направо, затем справа налево.
- Чтобы учащиеся чаще выполняли это простое, но очень полезное упражнение, все 4 фигуры-направления рисуют на одной таблице. Рисунок можно выполнить поочередно (для учащихся 1-2 классов), а можно в одном рисунке совместить все направления движений глаз (для учащихся 3-4 классов, которые хорошо знают эти упражнения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....
Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей
Воспитание, обучение и развитие умственно-отсталых детей...
Нейропсихологические упражнения как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в образовательном процессе МБДОУ
Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной педагогики, дефектологии и психологии....
Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"
В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.Метод кинезиологии...
Особенности социального развития умственно отсталых детей
Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с инте...
Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей
Особенности речевого и психического развития развития умственно отсталых детей...
план самообразования по теме «Ручной труд как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
план работы по теме самообразования...