Нейропсихологические упражнения как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ в образовательном процессе МБДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шепель Галина Николаевна

Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной  педагогики, дефектологии и психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нейропсихологические упражнения487.37 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\сборник.jpeg

Нейропсихологические упражнения

 как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ

в образовательном процессе МБДОУ

                                                                                            Учитель-логопед, учитель-дефектолог

                                                                                                   МБДОУ-детский сад

                                                                                 комбинированного вида № 510

                                                Шепель Г.Н.

     Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной  педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственно  недоразвитие процессов познавательной деятельности: нарушения всех видов восприятия (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильного); нарушения процессов внимания: устойчивости, концентрации, распределения, объёма, переключения; памяти; процессов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение) и речи. Кроме того, отмечается  незрелость эмоционально-волевой сферы, наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность,  страдает моторика кистей и пальцев рук.  При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению.  Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.  Нейропсихологи отечественной и зарубежной педагогики отмечают, что в некоторых случаях у большинства детей с ОВЗ, имеющих нарушения познавательной деятельности, отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Наукой доказано, что развитие познавательной деятельности детей зависит от взаимодействия работы правого и левого полушария головного мозга. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, отвечает за слуховое восприятие, постановку целей, умозаключения. Правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое, позволяет  мечтать, представлять, фантазировать, сочинять, заучивать наизусть; отвечает за тело, координацию движений; пространственное, зрительное и тактильное  (кинестетическое) восприятие. Нарушение межполушарного взаимодействия ведёт к недоразвитию познавательной деятельности детей.     

     В связи с эти, в своей  педагогической деятельности  для коррекции и развития психических процессов и эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью использую некоторые нейропсихологические методы двигательной коррекции, в основе которых лежат научные труды А.Р. Лурия, методика А.В.Семенович, Л.С.Цветковой.

Задачами деятельности является: развитие высших психических функций,

стабилизация межполушарного взаимодействия и повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, формирование волевой и поведенческой регуляции, регуляция и нормализация мышечного тонуса.

          Значительная часть упражнений нейропсихологической коррекции посвящена развитию межполушарного взаимодействия. Для работы педагогу важно иметь элементарные представления о функциональном статусе головного мозга:

функция лобных долей связана с произвольным движением, двигательными механизмами речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления;

функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражителей, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений;

функции височной доли связана с восприятием вкусовых, слуховых, обонятельных ощущений анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти;

функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации.

     Нейропсихологические методы коррекции   проводятся во время любой непрерывной образовательной и свободной деятельности детей. Упражнения проводятся как в группе, так и индивидуально. Каждое упражнение может отрабатываться по 2-3раза и затем повторяться до полного усвоения.

     Предполагаемый результат: предупреждение, ослабление или снятие выявленных нарушений; развитие высших психических функций; повышение стрессоустойчивости.

Комплекс   нейропсихологических упражнений

для развития артикуляционной моторики

как метод двигательной коррекции

                (проводится перед и во время НОД  по развитию речи)

1. Руки поднимаем  вверх через стороны – вдох через нос. Затем руки опускаем вниз через стороны-выдох. На выдохе  произносим длительно звук А

2. Руки поднимает  через стороны вверх до высоты плеча и делаем вдох носом. На выдохе  руки делают перекрёст впереди и обнимают плечи, одновременно произносим звук О на выдохе.

3.«Змея» Руки согнуты у плеч, рот закрыт. Производим резкое  движение рук вперёд и высовывание языка  одновременно (язык узкий, пальцы вместе), затем возвращаемся в исходную позицию.

4. «Болтушка». Движения языка по губе сопровождаются одновременным помахиванием кистей рук вверху, затем перед собой и  по сторонам (руки вытянуты вперёд).

5. «Маятник» Руки вытянуты перед собой. Движения языка и рук одновременно то в одну, то в другую сторону.

6. «Качели» а/ Руки находятся близко у груди, производим движения кистей рук и языка вверх и вниз одновременно. б/ Руки вытянуты вперёд. Кисти рук и язык движутся  вверх и вниз одновременно.

7. «Царапаемся»  Руки к плечам или вытянуты вперёд. Пальцы сжимаются и разжимаются как коготки. Одновременно язык покусываем зубами.

8. «Лошадки» На каждое цокание языком производим резкие движения руками во всех направлениях (вверх, вниз, вправо, влево).

9. «Худой-толстый»  Щёки  надуваем, руки в стороны. Щёки втягиваем и  одновременно ладошки обеих рук соединяем впереди груди.

     Идея использования данных упражнений заимствована из работ  кандидата психологических наук, учителя-логопеда, педагога – психолога Светланы Коноваленко.

Комплекс нейропсихологических упражнений,

используемый на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения физкульминуток

1.«Маленькая гусеница» Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях. Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».

2.«Большая гусеница» Сидя, руки упираются в пол сзади туловища. Складывая колени перемещаться вперёд (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.
3. «Паучок» Стойка на согнутых ногах и руках животом вверх. Сначала проводится обучение перемещению вперёд, затем назад.

4.»Брёвнышко» Задача ребёнка, лёжа  докатиться до игрушки переворачиваясь в правую и левую стороны

5. «Язык на звук»-включение слухового  внимания. Лёжа на спине. Глаза закрыты. По инструкции педагога: показать направление определённого звука поворотом языка, пальцем или рукой. Время выполнения 1 минута.

6. Диафрагмальное дыхание –дыхание животом, усиливает газообмен, происходит массивный массаж внутренних органов. Проводится лёжа на спине. Надуть живот как шарик, затем сдуть. Вдох проводится через нос, выдох через рот. Для наглядности можно на живот посадить игрушку.

7. Подъём рук и ног под счёт. Лёжа на спине. Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимаешь одну руку и ногу одновременно (левую, затем правую). Рука и нога должны смотреть в потолок.

8. «Скалолаз» Стоя на ногах ребёнок должен пройти вдоль стены ладошками, как будто это скала. Можно отрывать только одну ладошку.

Комплекс кинезиологических упражнений

для развития мелкой моторики рук

(позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизирует работу полушарий, обеспечивает анализ специфической информации: тактильной, двигательной, зрительной, слуховой; способствует улучшению памяти и внимания) 
1. «Зеркальное рисование» На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры.

2. «Колечко» Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими.  Можно использовать при этом текст стихотворения.
3. "Кулак – ребро – ладонь" Ведущий показывает ребёнку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Параллельно можно использовать весёлые стихи.
4. "Пальчики шалят" Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу: а) на правой руке; б) на левой руке; в) на обеих одновременно.
5. "Моторчик" Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью: а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно.
6. "Веселые карандаши" Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой;

б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол : а) правой, левой  рукой и затем обеими руками одновременно.

     Положительная динамика развития у детей наблюдается  не эпизодическим  использованием  игр и упражнений, а систематически организуемой коррекционно-педагогической деятельностью педагога  на основе комплексного подхода развития познавательных, коммуникативных, эмоционально-волевых процессов и нарушений социального развития с учётом структуры дефекта.

      При оказании  воспитанникам своевременной коррекционно-педагогической помощи, направленной на стимулирование познавательных процессов, проблемы в развитии к моменту поступления в школу могут быть преодолены.

     Желаю удачи!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания

В статье представлен материал по теме "Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания"...

"Игры с песком и водой как средства коррекции и развития детей с ОВЗ"

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогает им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать...

Музыкальное воспитание, как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Музыка осуществляет благотворное воздействие на различные системы организма человека : дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшения ме...

Мастер-класс "Кинезиосказка как средство коррекции недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.Метод кинезиологии...

Выступление на педагогическом совете ДОУ " Кинезиологические сказки как эффективное средство коррекции и развития детей с ОВЗ"

Кинезиологические сказки актуальны для коррекционно-развивающих групп, как своеобразная гимнастика для мозга. В последнее время кинезиология пользуется огромной популярностью....