Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания
статья по коррекционной педагогике на тему

Иванова Елена Владимировна

В статье представлен материал по теме "Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovaniya_didakticheskih_igr.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство коррекции и развития детей в условиях группы кратковременного пребывания.

Цель работы группы кратковременного пребывания – организация коррекционной помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые по различным причинам не посещают группы полного дня дошкольного учреждения компенсирующего вида.

 Контингент воспитанников группы различен по возрасту, уровню познавательного и двигательного развития. В связи с этим основной организационной формой работы являются индивидуальные занятия. Необходимо проводить занятия в присутствии родителей, так как именно они будут проводить коррекционную работу по развитию познавательной деятельности дома.

  Наиболее доступным для родителей, оптимальным для детей дошкольного возраста и удобным для применения в домашних условиях методом обучения является игра. По мнению Г.К. Селевко педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 С.Л. Новоселовой классифицированы педагогические игры, и наиболее соответствуют цели развития познавательной деятельности именно дидактические игры.

А. И. Сорокина называет дидактической игрой ту, которая является познавательной, направленной на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание  познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний, поэтому не следует привносить в неё излишнюю развлекательность и «сюрпризное украшательство».

 Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через недидактических задач; в продумывании игровых действий и в определении игровых правил; в предвидении обучающих результатов. Задачей педагога является дать примеры дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, обучить родителей составлять и проводить различные дидактические игры коррекционной направленности.

 Предлагаем примеры дидактических игр для проведения родителями с детьми  по вышеперечисленным разделам.

Развитие произвольного внимания и восприятия.  

1. Игра «Кто внимательный».

Взрослый просит ребёнка посмотреть в окно и назвать  все предметы красного цвета, показать все чёрные машины и т.д.

2. Игра «Посчитай-ка».

Взрослый просит посчитать всех девочек (мальчиков) на детской площадке.

3. Игра «Найди отличия».

Взрослый показывает ребёнку два разных ботинка, например, женский и детский, и просит ребёнка сказать, чем отличаются ботинки. Взрослый побуждает ребёнка назвать как можно больше отличий, при необходимости сопоставляет образцы (ботинки), задаёт дополнительные вопросы.

4. Игра «Что общего».

Эта игра может быть продолжением предыдущей или быть самостоятельной. Взрослый предлагает ребёнку назвать, какие общие признаки есть у вышеописанных предметов. Можно предложить ребёнку, глядя в зеркало, назвать, что общего у него и у мамы (папы).

5. Игра «Угадай, где я».

Ребёнку предлагается закрыть глаза. Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, не видя его. должен указать направление звука, а если возможно, и назвать (справа, впереди…).

6. Игра «Выстроим ряд».

Взрослый совместно с ребёнком выстраивает (из заранее приготовленных предметов, разных по величине) ряд  от меньшего предмета к большему. Можно выкладывать в ряд по длине макароны спагетти, предварительно наломав их на кусочки разной длины. Количество предметов, выстраиваемых в ряд, зависит от возраста и возможностей ребёнка.

Развитие памяти.

1. Игра «Вспоминай-ка».

Взрослый просит ребёнка вспомнить, что он делал утром, вчера вечером, что он ел на завтрак и т.д. При необходимости взрослый помогает наводящими вопросами.

2. Игра «Запомни и назови».

Взрослый кладёт перед ребёнком различные предметы, просит ребёнка внимательно посмотреть и запомнить. Затем все предметы закрываются  салфеткой, ребёнок должен вспомнить как можно большее количество предметов.

Вариант 2. Взрослый просит ребёнка вспомнить, какие предметы были жёлтого цвета.

Вариант 3. Взрослый просит ребёнка вспомнить, какие предметы были похожи на круг.

3.Игра «Что изменилось?».

Взрослый выкладывает перед ребёнком ряд из 3-5 предметов и просит запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет предметы местами. Ребёнок должен поставить предметы на первоначальные места.

Вариант 2. Взрослый убирает один или несколько предметов и заменяет их новыми, затем просит ребёнка сказать, что изменилось.

4. Игра «Повтори-ка».

Взрослый произносит цепочку из 3-8 слов, в зависимости от возможностей ребёнка, и просит повторить. Можно читать ребёнку стихотворение по строкам и просить ребёнка, чтобы он  повторял каждую строчку вслед за взрослым.

Развитие мышления.

1. Игра «Четвёртый лишний».

Взрослый выкладывает перед ребёнком 4 заранее приготовленных предмета, 1 из которых – лишний (отличается от других существенным признаком: цветом, формой, назначением).

Вариант 2. Для детей постарше можно предложить подобное задание на слух (ромашка, стол, одуванчик, василёк).  

 2. Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слово и просит ребёнка сказать слово, обратное по значению (быстро – медленно, день – ночь и т.д.).

3. Игра «Что бывает таким?»

Взрослый предлагает ребёнку дать как можно больше ответов на вопросы:

-Что бывает квадратным?

-Что бывает кислым?

-Что бывает мягким?

-Что бывает интересным?

-Что бывает горьким?..  

4. Игра «Угадай, о чём я рассказала».

Взрослый предлагает ребёнку угадать о каком предмете будет идти рассказ. Например: Он твёрдый, гладкий, им пишут (карандаш).Если ребёнок затрудняется, можно положить перед ребёнком несколько предметов и составить рассказ-загадку о каком-либо из этих предметов. Ребёнок может и сам или совместно со взрослым составлять такие рассказы-загадки.

5. Игра «Зачем нам нужен».

Взрослый предлагает ребёнку подумать и сказать, зачем нам нужен половник, велосипед, карман и т.д. При необходимости взрослый помогает ребёнку назвать как можно больше способов применения данных предметов.

6. Игра «Кто что умеет делать».

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить, подумать и сказать, что умеет делать повар, врач, строитель.

Все представленные игры не требуют  специального материала для проведения, некоторые из них родители могут использовать во время прогулки или режимных моментов. Перед тем как дать игру на дом, педагог  проводит её с ребёнком в присутствии родителей. Затем родитель играет с ребёнком, а педагог наблюдает и даёт необходимые рекомендации родителям.

Итак, дидактическая игра даёт широкие возможности для коррекции и развития у дошкольников произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти, восприятия, первичных форм аналитико-синтетической деятельности. Воспитательные возможности дидактических игр значимы в плане формирования у детей таких качеств личности, как терпеливость, выдержка, уважение к старшим.      

Список литературы

  1. Дубовская В.А.  Использование игровых форм обучения в процессе формирования речевого общения у дошкольников//СЕМЬЯ И РОДИТЕЛЬСТВО ХХ1 ВЕК: сборник научных трудов всероссийской интернет-конференции с международным участием. – Курган, 2009. 244с.
  2. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989 – 286с.
  3. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических  технологий// Школьные технологии, 1997. №1. с 11-35.
  4. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2009. - №6.

       - с.16-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансляция опыта .Доклад на РМО по теме"Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста".

Доклад на тему:»Дидактическая  игра как  средство  социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через к...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...

Родительское собрание в средней группе "Дидактическая игра как средство для умственного развития детей".

Цель собрания - Познакомить родителей с понятием «дидактическая игра», дать представление, как дидактические игры влияют на развитие ребенка, показать наглядные примеры таких игр, расска...

Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ

Дидактические игры как средство коррекции и развития социально-коммуникативных навыков  у воспитанников с ОВЗ...

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией.

Дидактическая игра, как средство коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией....