Опыт работы на тему:"Дидактическая игра как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Обобщение опыта работы учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_logopeda_paunkinoy_s.v.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них -              учеба, игра для них - труд , игра для них- серьезная форма воспитания»                         Н.К.Крупская

      Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Для дошкольников, имеющих нарушения речи, в условиях детского сада создаются специальные логопедические пункты, основной задачей которых является коррекция речевых дефектов. Для решения данной задачи в раках детского сада осуществляется реализация специальных программ. Среди методов коррекции логопедических нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению речевых нарушений. Ребёнок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра увлечённость, она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности, способствует поиску оптимальных решений.

      Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приёмов воспитании.

      Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточное чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, её плавности - всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

       Работая учителем-логопедом на логопункте при дошкольном учреждении, я занимаюсь, в первую очередь постановкой и автоматизацией звуков речи .Эти  процессы  проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи. По сколько ведущим видом деятельности является игра, я стала использовать в занятиях разные дидактические игры. Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.

Практическая значимость опыта заключается в том что систематизированный материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений, влияющих на формирование правильного звукопроизношения, может представлять интерес для учителей - логопедов, дефектологов, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста имеющих речевые нарушения и их родителей в процессе совместной деятельности. Словесных дидактических игр очень много в разных источниках, но собрать их в один комплекс и иметь под рукой на каждый случай, мне кажется, очень полезно для обучающего и развивающего процесса. Есть уверенность, что целенаправленная планомерная работа по использованию комплекса дидактических игр, может способствовать эффективному решению этой задачи.

Концептуальной основой данного опыта является активное внедрение в коррекционный процесс специальных дидактических игр и упражнений по формированию произносительной стороны речи на занятиях и вне занятий.

Новизна представленного опыта состоит в применении метода проекта с учётом индивидуально-дифференцированного подхода для привлечения родителей к участию в педагогическом процессе в условиях дошкольного логопункта, что способствует созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей. Выявления возможности развития правильного звукопроизношения у старших дошкольников с нарушением речи детей посредством дидактических игр и игровых упражнений; -повышение педагогической компетентности педагогов позволяет наиболее успешно решать вопросы формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников с речевыми нарушениями, добиваясь этим стойкого исправления произношения. Осуществлялись разнообразные формы коррекционной работы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, индивидуальные консультации, семинары-практикумы для педагогов, дни открытых дверей для родителей. Для осуществления поставленной цели были обобщены и систематизированы игровые методы и приёмы для коррекции.

фонетико-фонематического недоразвития (Филичёва Т.Б., Селивёрстов В.И, Колесникова Е.В., Ткаченко Т.А.). Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В.П., Лопухина И.П., Е.А., Зуева Л.Н., Костылёва Н.Ю., Солошенко О.П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Лопухина И.А, Рузина М.С., Узорова О.В.,   Нефёдова  Е.А  и др.

     Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.

       Опыт содержит картотеку дидактических игр и упражнений, конспекты занятий, и сценарии. Для подтверждения результативности проекта были выбраны те диагностические методики и дидактические игры которые выявляют исходный уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников. Представлен перспективный план по обучению правильному звукопроизношению у детей подготовительной к школе группе. Диапозон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как организация предметно - развивающей среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, педагогические проекты. В основу опыта работы легли дидактические принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию Теоретическая база. Статья 16 "Закона Российской Федерации". "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)" гласит о том, что дети, имеющие различные нарушения речи и обучающие в образовательных учреждениях общего назначения имеют право на предоставление им логопедической помощи. Многим отечественным методистами и педагогами, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Как отмечает Ткаченко Т.А. "Коррекционный процесс требует длительных упражнений с много кратным повторений. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительным и более привлекательными" Ткаченко Т.А. В своей работе использовала методики и технологии следующих авторов :

  • Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М.Просвещение, 1991г.
  • Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.
  • Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983..
  • Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.
  • Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.  М.,1981.
  •  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , СПб., Дельта, 1996.
  • Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988

Ведущая педагогическая идея. Применение дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по формированию правильного звукопроизношения и в индивидуальной, подгрупповой работе, а также вне занятий является эффективным коррекционным средством. Кроме того, такая работа служит дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного  звука с свободную речь.

Пути реализации идеи: диагностирование и обследование речи детей; учёт индивидуальных и психофизических особенностей ребёнка; разработка дидактических игр, игровых упражнений по развитию правильного звукопроизношения; разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей и подготовительной группы детей с речевыми нарушениями, наглядного материала, пособий ;тесная связь с педагогами; работа с родителями; разработка методических  рекомендаций для педагогов и родителей.

Цель: Создание и обеспечение необходимых условий для развития правильного звукопроизношения через приоритетное использование дидактических игр, игровых упражнений в коррекционно-речевом процессе.

Задачи: Способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда и воспитателя с ребёнком в коррекционно - развивающей среде. Обеспечить комфортное  самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. Решая эти задачи, я применяю современные подходы в работе: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в свободной деятельности детей.

Результативность опыта. Повышение активности посредством включения ребёнка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребёнка с нарушением речи. Игра создаёт такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретают большую мобильность.

Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти , мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой  моторики пальцев рук, т.е. всего того , что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.

В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

    Таким образом, игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.

Оптимальность и эффективность. Если коррекционно- речевой процесс старших дошкольников с речевыми нарушениями будет осуществляться на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия логопеда с ребёнком, а в образовательных формах работы будет планомерно и целенаправленно использоваться серийный подбор дидактических игр и упражнений, то гарантированно: высокое качество коррекционных услуг, личностное развитие ребёнка - логопата, повышение уровня профессиональной компетентности логопеда, гармонизация отношений в триаде "Педагог - ребёнок - родитель". Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующий вывод:

Прежде чем применить систему дидактических игр в работе по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей, необходимо изучить уровень развития речи на данный момент, то есть выявить влияние сформированности звукопроизношения, практического осознания языка на развитие речи детей.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе (с 01.09.2013) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование звукопроизношения старших дошкольников в группе;

- вторым этапом исследования (с 18.09.13 по 14.05.2014) стал формирующий эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование звукопроизношения старших дошкольников

Диагностика звукопроизношения выявляет умения ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи

Для исследования применялся диагностический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Филичёвой Т.Б., Каше Г.А. Ребёнку предлагалось произнести звук:

• в предложениях, • в составе слов, • в составе слогов, • изолированно.

Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговый состав.

Исследуемый звук должен занимать разные позиции в слове.

   В экспериментальной группе было 23 ребёнка, из них 5 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, 16 детей с III уровнем развития при общем недоразвитии речи и 2 ребёнка со II уровнем

    В результате констатирующего эксперимента выявлено, что у 100% детей нарушены несколько групп звуков

    К занятиям предъявлялись определённые требования: 1. Игровое занятие длилось не более 25 минут. 2. Автоматизируемый звук произносится каждым ребёнком в течение занятия не менее 10-20 раз. 3. Для закрепления речевого стереотипа одна и та же игра или упражнение проводились многократно: на занятии во время режимных моментов. 4. Для игр и упражнений использовался только пройденный материал по развитию речи. Занятия по автоматизации звуков проводились в течение восьми месяцев (сентябрь-май). Звуки автоматизировались по мере их постановке.

   Результаты обследования, проведённого после коррекционных мероприятий по формированию правильного произношения и автоматизации звуков, показали, что недостатки звукопроизношения всех групп звуков были исправлены: поставленные логопедом звуки у более 80% детей были автоматизированы в слогах и словах.

Работа по автоматизации звуков во фразах, проводилась на последующих этапах коррекционного воздействия.

     Итогом работы стало открытое занятие для логопедов районна на тему: "Дифференциация звуков р-л в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки К.Чуковского "Айболит")

Содержание работы с детьми. Цель: осуществлять последовательную работу с детьми по развитию правильного звукопроизношения средствами дидактической игры, создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности для преодоления речевого недоразвития. Задачи: использоваться практический материал ( дидактические игры и упражнения) для формирования правильного звукопроизношения, скорректировать речь детей до возрастной нормы; систематически проводить необходимую профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с индивидуальными программами;

Формы и методы работы с детьми. 1. Ежедневное наблюдение за деятельностью детей, выявление индивидуальных психофизических и возрастных особенностей каждого ребёнка для определения индивидуального подхода в обучении и воспитании. 2. Совместное диагностирование и обследование детей. По итогам полной диагностики составляется общая картина развития каждого конкретного ребёнка. Это помогает спланировать и организовать коллективную и индивидуальную работу с детьми через определённую систему знаний и в дальнейшем отследить результаты проведённой работы. 3. Формирование у детей интереса к занятиям, проводимых с использованием дидактических игр, игровых упражнений. Задачи данных занятий : подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи, формирование правильного звукопроизношения в слогах, словах, в предложениях а также дифференциация смешиваемых звуков. 4. Предоставить детям систему увлекательных дидактических игр и упражнений со звуками, которые помогут в проведении работы по подготовке детей к обучению грамоте. Это помогает детям дифференцировать звуки, давать характеристику гласным и согласным звукам, определить место звука в слове, выбрать заданный звук и подобрать слова с заданным звуком. С целью расширения и закрепления новых знаний и умений оформила ряд дидактических игр и упражнений.

     Мною составлен каталог по разделам: картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки); картотека дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения (" Напои куклу чаем", "Строители" "Звуковая дорожка", "Ромашки", "Начало, середина, конец", "Цветик-семицветик", "Лото", "Доскажи словечко" и др   Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Работа с педагогами. Формы и методы работы с педагогами: Воспитателям предлагаются устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию звуковой культуры речи Например проведение семинара на тему: "Формирование звуковой культуры речи в звуковой культуре речи". Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие произвольной моторики как средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста . "Формирование правильного звукопроизношения через дидактические игры". "Что такое ОНР и ФФН". Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Обсуждение характеристик детей, направленных на ПМПК. Предложить практический материал ( дидактические игры, упражнения ) для развития звукопроизносительной стороны речи. Обсуждение в ходе педагогических часов темы "Формирование культуры устной речи у детей 5-7 лет", затрагивая следующие вопросы "Артикуляционные упражнения с движениями пальцев рук", "Развитие речевого дыхания", Результативность. Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование дидактических игр; Знакомятся с новинками литературы, повышают профессиональный уровень Оказывают помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию правильного произношения и по работе над звуковой культурной речи. Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию правильного звукопроизношения, фонематического слуха, автоматизация звуков с использованием дидактических игр, в индивидуальной работе с детьми и в режимных моментах. У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемый исходя из заданий логопеда.

Работа с родителями. Была разработана тактика вооружение родителей педагогическими знаниями,.. Форма работы с родителями. Совместно с воспитателями устанавливаю взаимосвязь между педагогами и родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы. Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию, правильного звука произношения через дидактические игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: "Играем с детьми дома", "В мире звуков", "Картотека по обучению грамоты в домашних условиях". Ширмы, папки передвижки. Дают информационный материал по проблеме формирования правильного произношения у дошкольников. Например, "Знакомства с органами речи", "Игры и упражнения для вызывания шипящих звуков", "Развития ощущений от движения органов артикуляции". Выступление на родительских собраниях, в ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, "Готовность к школьному обучению", "Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у старших дошкольников". Практикумы для родителей, помогают научить родителей не сложным артикуляционным упражнениям, которые следуют проводить с ребёнком в игровой форме.

Заключение

       Игра, действительно, является одним их средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в логопедической работе имеет большое значение и является результативным. Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить две основные цели игры: 1) Игра как средство обучения; 2) Игра, как работа ребёнка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.

      Игра обучает: ребёнок исследует и познаёт предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребёнку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально). Роль педагогов в любой игре - это создание условий для неё, оказание помощи (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

      Таким образом, необходимо отметить, что перед логопедом сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми-логопатами:

1. Логопеду необходимо широко применять игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным, которые несёт в себе каждая игра: развитие наблюдательности, представлений об окружающем, знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

2. При выборе игр логопеду необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выражённости и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка.

3. Задачей для педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности  к учебной.

     Отклонения в развитие детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются , они требуют от педагогов ( и в этом числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Современные условия характеризуются гумманизацией образовательного процесса, обращения к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Опыт работы по теме: "Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Ребенок не любит рисовать?  Быстро пропадает желание работать кистью и карандашами? Данный материал поможет Вам привить у ребенка любовь к рисованию и развить у него творческие способности....

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....

Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»

Опыт работы по теме  «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»...